Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология цифрового портфолио




Проникновение во все сферы профессиональ­ной деятельности и межличностного взаимодействия новых информационных технологий - мультимедиа, гипертекста, компьютерной коммуника­ции - требует обеспечения обучаемым должного уровня специальной и профессиональной компетент­ности в этих областях. Будущий специалист должен не только приобрести знания о глобальных информационных системах, но и способ­ность самостоятельно ориентироваться в многоликой информационной структуре современного общества, готовность принимать активное участие в коллективной и групповой коммуникации, совместной дея­тельности в информационной образовательной среде. Он должен быть способен к рефлексии и прогнозированию своего поведения и деятельности в складывающихся в ней и за её пределами сообществах, объединяющихся по интересам и склонностям. Соответствовать этим требованиям может специалист, обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности и цифровой культуры как самостоятельных качеств, характеризующих самосознание «цифрового человека».

Решение этой проблемы требует создания специ­альных дидактических средств, поддерживающих и стимулирующих мно­гообразную информационную деятельность студента на всех уровнях её осуществления - от элементарной компьютерной грамотности до твор­чества в создании собственных образовательных проектов.

Роль та­кого средства и может выполнять портфолио. В педагогике и психологии за рубежом и в России активно обсуждается проблема разработки цифрового или электронного портфолио для разных категорий обучающихся.

Слово «портфолио» позаимствовано с итальянского языка. В 19-м веке этим термином в Италии называли альбом для хранения фотокарточек. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли претензии на место в академии художеств или на проект. Сейчас слово портфолио прочно вошло в бизнес. Именно из бизнеса это слово перекочевало в процесс обучения.

В США, Канаде, Западной Европе, Японии пик популярности идеи о внедрении технологии цифрового портфолио в образовательный процесс приходится на конец 80-х начало 90-х годов прошлого века.

Предшественником портфолио в России можно считать личное дело. Предпосылкой качественного перехода личного дела в портфолио является развитие рыночных отношений в нашей стране. Работодатель при приёме на работу сотрудника обращает внимание на его внешние данные, коммуникабельность, опыт работы, образование, дипломный проект, владение языками и навыками работы на ПК и многое другое. Все это составляет портфолио сотрудника. В случае если спрос на предлагаемую должность превышает предложение, работодатель, естественно, производит конкурсный отбор на основании портфолио. Аналогично происходит и в учебных заведениях (школах, ВУЗах, училищах и т.д.).

Возникнув как способ презентации человеком собственных достижений, портфолио становится полифункциональным дидактическим средством. Педагогическая философия портфолио» (термин Е.О.Галицких) состоит в смещении акцента с того, чему студент не научился, чего он не знает и не умеет, на то, чего он достиг, с объективной оценки знания на самооценку успехов и достижений личности на каждом этапе ее становления как полноценного субъекта деятельности и общения. Важно отметить, что портфолио меньше всего похоже на «склад готовой продукции». Особенностью его является «движение информации» об успехах. Сведения, занесенные автором в своё портфолио, подвергаются переоценке, принимают новую форму (научной статьи, курсовой работы, эссе, рефлексивного самоотчета, опорной схемы, глоссария). Портфолио постепенно перестает быть только формой самоконтроля и самооценки. Оно становится средством самоорганизации активной деятельности студента при прохождении им образовательного маршрута, постепенно выводя его за пределы организационных форм обучения в открытое образовательное пространство.

Зарубежные исследователи Вильям Л. Хевис (William L. Havice) и Памела А. Хевис (Pamela L. Havice) отмечают, что цифровое или электронное портфолио эф­фективно в использовании: оно легко передаётся целиком, делится на необходимые части: информация; ключевые идеи по поводу обучения или изучения чего-либо; личные документы и документы, подтверждаю­щие профессиональный рост. Его ещё и удобно располагать на любом современном электронном носителе.

При разработке структуры и содержания портфолио студента мы исходим из следующих предпосылок.

1. Портфолио - это средство, обеспечивающее мони­торинг прохождения студентом образовательного маршрута и динамики его личностно-профессионального развития. Необходимым условием личностного раз­вития является вербализация чувственного опыта и поведенческих реакций субъекта, их осмысливание и упорядочивание в словесном от­чете, формулировке своего отношения, обосновании выбора, заявле­нии о своей позиции. Поэтому портфолио студента может выполнять одновременно и функцию совершенствования его вербальной коммуникации.

2. Внедрение цифрового портфолио на этапе перехода вузов к массовому использованию информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс может содействовать становлению и совершенствованию умений информационной компетентности и культуры, в частности, умения пользоваться автоматизированными системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах теле­коммуникации.

3. Цифровое портфолиостудента может стать своеобразным центром, «ядром», существенно влияющим на взаимоотношения преподавателя и студента и характер их делового взаимодействия, поскольку, с однойстороны, позво­ляет магистранту сделать "видимым" свой образовательный маршрут как внутри отдельной учебной дисциплины, так и в образовательном про­цессе в целом. С другой стороны, метарефлексивный анализ пройденного пути - трудная задача, которая не под силу многим студентам, и они вынуждены опираться на квалифицированную помощь и поддержку препо­давателя-специалиста либо психолога - представителя психологичес­кой службы вуза. Поэтомувпсихологичес­кой службы вуза. В развивается и коммуникация между теми, кто учит, и теми, кто учится по поводу достижений последних, критериев и процедуры их оценивания.

4. Содержание цифрового портфолио может включать наряду с акаде­мической составляющей, контролируемой совместно преподавателем и студентом, вариативную личностно-профессиональную составляющую, фрагменты которой включаются в презентацию достижений по выбору самого студента. Это позволяет перейти от доминирования норматив­ногоконтроля процесса и результатов подготовки студента как будущего специалиста к комплексной оценке индивидуального вклада самого обучающегося в непрерывное повышение собственного уровня подготовки в предметных областях и готовности использовать свой личностный и интеллектуальный потенциал для решения практических задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

5.Цифровое портфолио может быть определяющим фактором профес­сионального самоопределения студента, ориентируя его на современные требования к личностно-профессиональной компетентности специалис­та и позволяя опираться на собственный индивидуальный ресурс в достижении высших результатов. Под профессиональным само­определением понимается осознаваемый субъектом и целенаправленно осуществляемый им процесс движения к высшим уровням профессиональ­ных компетенций в области осваиваемой специальности в существующих условиях ограниченного выбора самостоятельных решений.

6. Цифровое портфолио может включать в качестве важнейшей составляющей блок, обеспечивающий компьютерно-опосредованную коммуникацию не только в системе «студент – преподаватель», но и «студент – студенты», а также фиксировать продуктивность личностно и профессионально значимых связей студента в системах сетевого взаимодействия в глобальных информационных сетях, успехи и достижения в разработке групповых проектов, в том числе с международным участием, совершенствование межкультурной коммуникации.

Сформулированные предпосылки позволяют выделить в структуре цифрового портфолио три составляющих: академическую, личностно-профессиональную, коммуникативную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.