Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности технологии изучения курса




Изучение курса «Педагогика и психология высшей школы» для слушателей магистратуры призвано обеспечить ориентацию студентов на выбор акмеологической стратегии их саморазвития на основе освоения идей компетентностного подхода к становлению себя как личности, профессионала и саморазвивающегося субъекта, способного и готового к повышению своей компетентности на протяжении всей жизни.

Преподаватели, разрабатывающие модель и содержание данного курса, учитывают различия ценностных ориентаций, профессиональных намерений магистрантов, их выбор стратегий его изучения. Важно поэтому и студентам учитывать, что многомерное пространство этой учебной дисциплины не может быть смоделировано как жестко заданное, строго определенное, с четко очерченными границами.

При такой установке образовательный процесс предоставляет магистранту возможность разрабатывать и корректировать целостную личностно-ориентированную комплексную целевую программу формирования собственной творческой индивидуальности, направленную на предупреждение профессиональной некомпетентности, неуспешности в решении самых разных профессионально-ориентированных педагогических задач. При этом преподаватель может оказать необходимую помощь и педагогическую поддержку каждому студенту в саморазвитии личностной и профессиональной компетентности как будущему преподавателю высшей школы.

Курс представлен в логике модульной образовательной технологии, поэтому включает специальные вопросы, связанные с освоением магистрантами этой технологии.

Структура учебных материалов модуля носит вариативный характер и в самом общем виде может включать: 1) фрагменты нормативных материалов (международных и государственных нормативных актов и ведомственных регламентирующих документов); 2) фрагменты научных статей авторов пособия и материалов исследовательского характера; 3) методические рекомендации к отдельным заданиям; 4) дидактические материалы для самостоятельной и самообразовательной деятельности; 5) вариативные задания для выбора их студентами на индивидуальных образовательных маршрутах в рамках данного курса; 6) кейсы разного типа для обеспечения технологии обучения в сотрудничестве; 7) варианты инструментария самооценки своей компетентности (из состава общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных педагогических компетенций).

Поскольку освоение каждого модуля требует от обучающихся не только исполнительских действий, но и продуктивной деятельности, связанной с решением задач, выполнением групповых и индивидуальных проектов и заданий, требующих информационного обеспечения, каждый модуль сопровождается целым рядом материалов (информационных кейсов), требующих осмысления с позиции профессиональной деятельности. В каждом цикле занятий слушателям курса предлагаются задания, стимулирующие развитие контекстуальная компетентности.

Материалы курса дополнены презентациями к лекционному курсу, представленными на электронном носителе, что позволяет использовать их и за пределами учебного курса.

Особенностью модульной технологии является наличие разных форм промежуточного контроля учебных достижений (по каждому модулю), что позволяет ввести в процедуру контрольно-оценочных мероприятий локальную рейтинговую систему, основанную на сочетании технологий оценки и самооценки обучающихся, а также цифрового портфолио (по выбору магистранта).

В программу входят 4 модуля, каждый из них имеет свои цели. В совокупности они обеспечивают достижение интегрированного результата – повышение профессиональной педагогической компетентности магистранта.

Назначение модуля № 0 (вводного) в том, чтобы обеспечить ознакомление слушателей с целевыми установками курса, особенностями его структуры и содержания, дидактическими материалами для самостоятельной работы, организационными формами и характером работы над каждым разделом программы (модулем), рейтинговой системой оценки качества учебных достижений и способами их отражения в индивидуальном цифровом портфолио. Модуль имеет основной целью помощь и поддержку студентов в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в работе над курсом. Это осуществляется через знакомство с новой парадигмой оценки качества образования, основанной на идеях компетентностного подхода, Концепцией ключевых компетенций, требованиями ФГОС ВПО соответствующих направлений подготовки, понятийно-терминологическим аппаратом курса, основными источниками, обеспечивающими информационную поддержку групповой и самостоятельной работы магистрантов над материалом курса.

Организация групповых занятий проводится с использованием информационных кейсов (кейс-технологии).

3.Суть метода анализа ситуаций (кейс-метод, Сase study) заключается в том, что студентам предлагается осмыслить наиболее типичные сложные ситуации профессиональной деятельности, ориентированные на интеграцию специального знания на междисциплинарном уровне, описание которых одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема, как правило, не имеет однозначных решений.

Кейс представляет собой специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной жизни, позволяющих смоделировать некоторую ролевую систему. Он может включать несколько разных текстов, позволяющих в целом осмыслить и описать ситуацию, определить основные подходы к решению проблем, которые ею заданы. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные и профессиональные позиции.

У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличать его от других методов обучения.

Технологические особенности кейс-метода:

1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть включает в свой состав исследовательские и аналитические процедуры.

2. Он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

3. Кейс-метод в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть её заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знаний, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4. Кейс-метод интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5. Кейс-метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идёт процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся. В кейс-методе идёт открытие и формулирование проблемы и возможных путей её решения на основании содержания кейса, который выступает одновременно в качестве технического задания к проекту и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». Он позволяет моделировать самые разные ситуации реальной профессиональной деятельности. Высокий уровень разработанности данной технологии позволяет ее использовать как целостный компонент подготовки специалиста и достаточно легко разработать систему профессиональных кейсов на основе заданных алгоритмов.

Кейс-метод используется не только для того, чтобы студенты освоили определённую систему знаний по тому или иному предмету. Его задачи значительно шире. Он позволяет научиться каждому студенту ориентироваться в некотором проблемном поле и выявлять информацию, необходимую для постановки и решения обнаруженных в нём проблем; научиться в условиях сотрудничества и партнёрства не просто усваивать, но вырабатывать, выстраивать новое профессиональное знание, которое приобретает личностно-значимый характер; через многообразные процедуры постановки и решения проблем становиться способным (компетентным) специалистом, осваивающим всё новые компетенции профессиональной деятельности и общения. Наконец, кейс-метод способствует формированию профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания.

Система контроля качества работы над курсом включает:

Ø входной самоконтроль по курсу в целом (задание на самооценку своей готовности к профессиональной педагогической деятельности) и модулям 2 и 3 (задания на выявление осведомлённости студентов о системе высшего образования, педагогическом процессе в вузе и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы);

Ø текущий контроль или контроль по процессу осуществляется как стартовое и сопровождающее консультирование студентов на индивидуальных образовательных маршрутах в режиме компьютерно-опосредованной педагогической коммуникации и на лекциях по так называемым «листкам обратной связи» (лекционный мини-практикум): лекция завершается письменным ответом студентов на один из ключевых вопросов темы (решением текстовой педагогической задачи, формулированием вопроса в адрес преподавателя по данной теме и др.), а каждая следующая лекция начинается с краткой аннотации проверенных преподавателем работ (экспресс-анализ).

Ø Промежуточный контроль проводится по материалам той части обычного или цифрового тематического портфолио, которая контролируется преподавателем и ориентирована на обобщение работы в виде проекта, научного реферата по одной из предлагаемых тем или темы, сформулированной самим студентом и согласованной с преподавателем.

Ø Итоговый контроль по курсу – защита выполненного проекта (зачёт).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.