Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого - педагогические основы образовательного процесса в высшей школе




Учебное пособие для студентов магистратуры

 

 

Иваново 2012

 

Содержание

 

Предисловие…………………………………………………….. с. 5

Раздел 1. Тексты лекций к курсу

1. 1Вводная…………………………………………… …………….с.9

1.2 Становление и развитие системы профессионального образования России. Болонский процесс и особенности новой реформы высшего образования………………………………........................................ с.25

1.3 Высшее образовательное учреждение как педагогическая система. Многоуровневое образование. Управление вузом……………………….с.45

 

1.4 Компетентностный подход к проектированию и оценке качества образовательного процесса. Нормативные документы, определяющие содержание и качество высшего образования в РФ. …………………….с.67

 

1.5 Инновационные педагогические технологии в проектировании и организации образовательного процесса. ………………………………..с.90

 

1.6 Формы и методы контроля качества образовательного процесса.. с.112

1.7 Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический портрет студента………………………………………..131

1.8 Системный анализ профессиональной педагогической деятельности. Затруднения молодых преподавателей высшей школы.…………………153

 

 

 

Раздел 2. Планы семинарских и практических занятий

 

2.1 Профессия как жизненный выбор личности. Психологические основы и этапы профессионального самоопределения студентов……………………с.181

 

2.2 Традиционная лекционно-семинарская система организации педагогического процесса: плюсы и минусы. Позиции преподавателя и студента в традиционной системе обучения………………………………..с.188

2.3 Семинарские и лабораторно-практические занятия в высшей школе. Нетрадиционные формы организации педагогического процесса в вузе. Деловая игра как форма активного обучения. ……………………………..с.201

 

2.4 Проектирование и оценка качества образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Нормативные документы, определяющие содержание и качество высшего профессионального образования в РФ.

ФГОС и ООП…………………………………………………………………с.212

 

2.5 Информационно-образовательное пространство учебной дисциплины. Моделирование лекционного курса в разных образовательных технологиях……………………………………………………………………с.222

 

2.6 Моделирование личностно-профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Компетентностная модель

выпускника магистратуры. ………………………………………………….с.226

 

2.7 Методологическая подготовка и самообразование в профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя высшей школы.………………………………………………………………………..с.232

2.8 Заключительное занятие (защита выполненных работ и содержания портфолио по курсу)…………………………………………………………с.242

Раздел 3. Материалы для входного, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля студентов

3.1. Вопросы для входного самоконтроля …………………………….с.243

3.2.Вопросы для промежуточного самоконтроля……………………..с.245

3.3.Вопросы для итогового самоконтроля…………………………… с.254

Раздел 4. Приложения (фрагменты нормативных документов, регламентирующих деятельность преподавателей и студентов в вузе)

4.1.Рабочая программа курса «Педагогика и психология высшей школы»……………………………………………………………………….с.260

Раздел 5. Презентации к лекционному курсу и информационным кейсам и нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателей и студентов в вузе (на электронном носителе – диске)

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие разработано для изучения курса «Педагогика и психология высшей школы», который призван обеспечить ориентацию слушателей магистратуры на выбор акмеологической стратегии их саморазвития на основе освоения идей компетентностного подхода к становлению себя как личности, профессионала и саморазвивающегося субъекта, способного и готового к повышению своей профессионально-педагогической и личностной компетентности на протяжении всей жизни.

Курс разрабатывался на основе новых ФГОС ВПО в логике компетентностного подхода и реализации модульной образовательной технологии.

Целью изучения цикла педагогических дисциплин в магистратуре является активное содействие раскрытию потенциальных возможностей студентов в процессе становления их как преподавателей и направленное формирование их готовности к профессиональной педагогической деятельности. Эта цель материализуется в приращении интеллектуального потенциала личности, изменении ценностных ориентаций, обогащении педагогической направленности и повышении ее уровня, в формировании системного педагогического знания и овладения способами оперирования им в практической деятельности.

В университете специальная и педагогическая подготовка будущего преподавателя находится в сложных и часто противоречивых отношениях. Гармонизация этих отношений возможна на пути повышения теоретического уровня педагогического знания.

На ступени магистратуры вхождение будущих преподавателей в мир педагогических явлений и процессов, погружение в глубины педагогической культуры требует постепенного изменения технологии обучения. Должна происходить перестройка взаимодействий и взаимоотношений преподавателей и студентов — их взаимоотношения должны строиться на коллегиальной основе. Именно такая система взаимоотношений — важнейшая предпосылка формирования потребности в педагогическом самообразовании, познавательной активной личности. Чтобы процесс формирования готовности к педагогической деятельности приводил студента с наибольшей вероятностью к желаемым результатам, он должен не просто осознаваться личностью, но захватить ее целиком, чтобы человек из внутренних побуждений совершал над собой работу, преодолевая свою некомпетентность, свое несовершенство, критически оценивая себя, сознавая именно себя ответственным за достижение поставленной цели.

Цикл педагогических дисциплин на ряде факультетов университета включает в себя как общие, так и специальные факультативные курсы, предлагающие студентам комплексную целевую программу формирования творческой индивидуальности преподавателя. Варианты программы нацелены на постепенное преодоление студентом собственной профессиональной некомпетентности и функциональной неграмотности, неуспешности в решении широкого круга педагогических задач.

В структуре учебного пособия выделены 4 модуля, которые могут быть либо объединены в общий курс «Теория ипрактика образовательного процесса в высшей школе», либо на их основе смоделированы самостоятельные курсы: «Педагогика и психология высшей школы»; «Современные образовательные технологии в высшей школе»; «Тенденции развития современного высшего образования» и др.

Особенностью модульной технологии является наличие разных форм промежуточного контроля учебных достижений, что позволяет ввести в процедуру контрольно-оценочных мероприятий локальную рейтинговую систему. Авторы предлагают к использованию и другие новые технологии контроля качества образования. Например, варианты обычного (тематического, по курсу, по модулю в целом и пр.) и цифрового портфолио студента.

Разработанные к каждому модулю и курсу в целом контрольно-диагностические материалы (варианты инструментария самооценки своей компетентности), позволяют как преподавателю, так и самим студентам оценить уровень достижения образовательных и профессиональных целей посредством выполнения задач и заданий и ответов на вопросы рефлексивного характера. Использование в каждом модуле методов самодиагностики личностно-профессиональной компетентности специалиста и составляющих её компетенций позволяет студенту своевременно оценивать уровень своей готовности к профессиональной педагогической деятельности и общению, опираясь на объективные и субъективные критерии оценки, уточняя параметры оценивания и степень их выраженности в конкретных действиях и тактиках исполнителя профессиональной роли.

Дополнительные материалы пособия представлены на электронных носителях в двух видах: а) дидактические материалы в адрес студентов; б) методические материалы в помощь преподавателям, ведущим курсы данного курса. Это позволяет использовать пособие за пределами, как учебного предмета, так и учебного заведения.

Чёткая определённость в последовательность введения учебных молулей имеет своей целью с первых шагов выстроить общую стратегию формирования личностно-профессиональной компетентности обучаемых с учетом вклада в её становление каждого модуля, обеспечить практическое знакомство обучаемых с идеями компетентностного подхода, оказать помощь и поддержку в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в работе над курсом в целом. Это осуществляется через знакомство с новой парадигмой оценки качества образования, основанной на идеях компетентностного подхода, Концепцией ключевых компетенций, понятийно-терминологическим аппаратом курса, основными источниками, обеспечивающими информационную поддержку групповой и самостоятельной работы студентов над материалом курса.

В структуре курса есть вводное занятие (модуль 0), назначение которого в том, чтобы обеспечить ознакомление студентов с целевыми установками модуля, особенностями его структуры и содержания, дидактическими материалами для самостоятельной работы, организационными формами и характером работы над каждым разделом программы, системой оценки качества учебных достижений, соответствующих компетентностному подходу, и способами их отражения в индивидуальном цифровом портфолио. Изучению курса предшествует процедура входного самоконтроля. Завершается работа над курсом процедурой подведения итогов (презентация выполненных каждым магистрантом индивидуальных проектов) и итогового контроля качества результата.

Предлагаемое учебное пособие не претендует на исчерпывающее решение очерченных его названием проблем организации педагогического процесса в высшей школе и соответствующей ему профессиональной деятельности преподавателя. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь студентам магистратуры составить целостное представление об одной из наиболее сложных областей профессиональной деятельности, требующей максимально высокого уровня квалификации.

 

 

Раздел 1.Тексты лекций к курсу




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.