Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть рассмотрена как атрибут функционирования педагогической системы




ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая деятельность может быть рассмотрена как атрибут функционирования педагогической системы. Соответственно предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности. Анализ педагогической деятельности возможен на трех уровнях:

- педагогической системы, где она может быть рассмотрена как педагогическая профессия;

- образовательного учреждения, когда к ней подходят с позиции требований к субъекту педагогической деятельности;

- педагогического взаимодействия, когда ее оценивают как психологическую составляющую педагогического общения и вза­имодействия.

В итоге анализ педагогической деятельности может быть осуществлен на стыке психологии труда и педагогической психологии. При этом первая призвана выявить все то, что обусловлено деятельностными факторами педагогической деятельности, вторая – исследовать те стороны педагогической деятельности, которые обусловлены ее взаимодействием с учеником.

С точки зрения общества профессия - это система определенных, специальных задач, форм и видов деятельности, особенностей личности, способных удовлетворить потребности общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Педагогическая деятельность (как профессия) - форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, для выполнения которой человек должен обладать педагогическим образованием и соответствующими педагогическими качествами. По мнению педагога, она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

В целом деятельность учителя представляет собой своеобразный синтез объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации. Свое единство предмет и цели деятельности находят в профессиональных задачах. А.Маркова предлагает рассматривать деятельность педагога как процесс решения следующих профессиональных задач:

осознавать предназначение педагога, состоящее в воздействии на духовный мир другого развивающегося человека;

овладевать педагогическим мастерством;

строить индивидуальные развивающие, обучающие и воспитывающие программы для отдельных учащихся;

создавать благоприятный психологический климат, пе­дагогическое общение, стимулировать резервы развития личности всех участников общения, обеспечивать взаимную удовлетворенность участников общения, психологический комфорт;

осуществлять профессиональное саморазвитие своей личности, стать автором «сценария» своей профессиональной жизни;

реализовать педагогическое творчество, применять новые сочетания из апробированных ранее способов обучения и воспитания;

проводить педагогическое исследование, изучать результаты своего труда, становиться исследователем;

изучать свои индивидуальные особенности, выявлять и формировать свой индивидуальный стиль;

сотрудничать с другими участниками учебно-воспитательного процесса, становиться участником реального совместного педагогического труда;

синтезировать и применять в педагогическом труде все изложенные выше установки, способы педагогического труда, становиться профессионалом, экспертом.

Главное в психологической динамике деятельности учителя - выявление и использование его личностного потенциала как системообразующего фактора педагогического процесса, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых педагогических приемов к технологиям личностно-ориентированным.

Рассмотрение педагога как самостоятельного субъекта деятельности связано с выявлением у него определенных субъективных свойств. П.Ф.Каптерев отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». К этим качествам он относил прежде всего «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

«Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическим принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело.

Второе свойство субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Оно включает педагогический такт, самостоятельность, искусство». По мысли Каптерева, творческого учителя и ученика объединяет, «связывает потребность самообразования и развития, и они по сути дела представляют собой два противоположных конца одного поля, одной лестницы».

Кроме «умственных», учителю, по мнению Каптерева, необходимы «нравственно-волевые свойства - беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям». При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности, предпочитать ее даже другим.

С точки зрения современных требований в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик современного учителя входят:

-общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);

- организаторские качества (собранность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

- коммуникативность (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

- перцептивно - гностические качества (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность);

- экспрессивность (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, выдержка, чувство юмора);

- профессиональная работоспособность, физическое и психическое здоровье.

Рассмотренные индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека. В исследованиях Н.Д.Левитова в качестве главных педагогических способностей выделяются следующие: передача детям знаний в краткой и интересной форме; умение, базирующееся на наблюдательности, понимать учеников; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В ходе педагогического взаимодействия учитель выступает не только как педагог, но и как субъект общения. Педагогическое общение - профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений,

Специфика педагогического общения проявляется в его устремленности не только на взаимодействие и на обучающихся, но и. < на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого оно характеризуется как бы тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выражается в том, что оно органически сочетает в себе элементы личностно-, социально- и предметноориентированного общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.