Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение ребенка в коллективе как фактор формирования личности




Процессы воспитания личности неразрывно связаны с процессами развития коллектива. С одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нем деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого члена данной группы. С другой стороны, активность воспитанников, степень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Поэтому вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к не всегда предсказуемым результатам.

Психологическими исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из них выделяется множество линий взаимоотношений; например, коллектив отвергает личность, личность отвергает коллектив, сосуществование по принципу невмешательства и т.д.

Согласно первой модели, личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней, превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. Итогом подобных отношений является формирование такого качества, как конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

В рамках второй модели отношений либо личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость, либо личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный - стремление избежать ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить «характеристику». Открытый «бунт» против коллектива в наших школах достаточно редок. Ребята «бунтуют» лишь изредка и то по не­принципиальным вопросам. В этих ситуациях чувство самосохранения берет верх.

Третья модель взаимоотношений личности и коллектива, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается нечасто. Однако, учитывая наличие неформальных лидеров, смещение ценностей в сознании школьников, эту модель игнорировать нельзя. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. В таком случае социальный опыт коллектива изменится. Процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Характер отношений между личностью и коллективом зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятные отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития. Для выявления роли коллектива в личностном развития школьника целесообразно сопоставить характер отношений в разного вида группах. Важнейшим показателем развития группы выступает групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов. В качестве конкретных показателей, как правило, рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях и степень привлекательности группы для ее членов.

Социальная психология выделяет следующие уровни спло­ченности: диффузная группа, ассоциация, кооперация и коллектив. При этом в диффузной группе представлен самый низший уровень сплоченности. Примером может служить группа первоклассников в первые дни после прихода в школу. Высший уровень реализуется в коллективе. Коллектив - это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственная зависимость в личностных отношениях между учащимися.

Как могут выглядеть характеристики стержневых отношений в этих полярных квалификациях групп представлено в табл. 2.

В итоге совокупность отношений, характерных для диффузной группы, создает неблагоприятный (препятствующий развитию личности) психологический климат; совокупность отношений в группе-коллективе способствует развитию личности. Следовательно, социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Помимо климата как понятия, отражающего устойчивые отношения, необходимо ввести понятие психологической атмосферы коллектива, которое отражает преобладающее эмоциональное состояние в течение небольшого периода времени, вызванное подготовкой или доведением какого-то конкретного дела или комплекса дел, событием, эпизодом. Психологическая атмосфера - неустойчивое, динамичное образование, сравнительно легко поддающееся изменению. Психологический климат - более устойчивое явление, корректируется значительно сложнее.

Существенным фактором сплочения коллектива выступает процесс формирования здорового общественного мнения; под ним следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное обсуждение все более или менее значительные события и явления в жизни школы, класса, давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демократии.

Воспитывая общественное мнение, нужно всячески повышать роль органов общественного самоуправления в формировании дис­циплинированности, принципиальности и взаимной требовательности среди учащихся.

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.