Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучаемость и ее критерии




Обобщенным показателем эффективности функционирования психолого-педагогических механизмов усвоения знаний в любых условиях учебного процесса выступает обучаемость школьника. Она призвана зафиксировать готовность человека к учению, его потенциальные свойства, проявляющиеся в различных условиях жизнедеятельности. Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в «содружественной» со взрослым работе.

В педагогической психологии под обучаемостью понимается совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности. При этом под продуктивностью подразумевается ее объем, качество, темп работы, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда.

Обучаемость основывается на совокупности таких свойств интеллекта, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И.Калмыковой «эко­номичностью» мышления. Ядром обучаемости выступает способность школьника к осуществлению мыслительного анализа и самостоятельного обобщения в изучаемой сфере. Это обусловлено тем, что именно обобщение и анализ лежат в основе умственных способностей и определяют возможности быстрого и качественного переноса и развития теоретического мышления.

Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, удовлетворение от овладения знаниями), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения понятого материала. Связь обучаемости с прочностью сохранения предшествующего материала может быть выражена через понятие «обученности». Причем обученность выступает как совокупность всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения.

Суммарным показателем обучаемости, по З.И.Калмыковой, являются экономичность и темп мышления, количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, число «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи; в итоге был достигнут результат, а также время, затраченное на решение, способность к самообучению, работоспособность и выносливость.

А.К.Марковой были предложены несколько иные показатели обучаемости:

- активность ориентировки в новых условиях;

- инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

- настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустой­чивость» как умение работать в ситуациях с отвлечениями, препятствиями;

- восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в его особенностях и характере и влияет на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут существенно отличать одну учебную деятельность от другой и в конечном счете воздействовать на ее эффективность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.