Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования. Любое психолого-педагогическое исследование предполагает разработку общепринятых методологических предпосылок




Любое психолого-педагогическое исследование предполагает разработку общепринятых методологических предпосылок, к которым относятся проблема, тема, объект и предмет изучения, цель, задачи, гипотеза, основные результаты. Свое непосредственное закрепление они находят в программе исследования, как правило, имеющей два раздела - методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, основных понятий, определение объекта и предмета, целей и задач, предварительный системный анализ объекта познания и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором - раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Методы изучения являются тем способом деятельности ученого, с помощью которого происходит решение поставленных задач. В соответствии со структурой программы исследования можно выделить две достаточно большие группы методов: сбора и обработки эмпирического материала; теоретического изыскания.

Для сбора и обработки фактического материала в педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы: наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, школьной документации, психолого-педагогический эксперимент, тестирование.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого иссле­дователь получает конкретный фактический материал или данные, Характеризующие особенности его протекания. Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось и фиксировалось, прежде всего, на особо интересующих его сторонах рассматриваемого явления, заранее разрабатывается программа, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации определенных моментов. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется изучение, и стороннее- «со стороны», открытое и скрытое, сплошное и выборочное.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа применяется с целью получения необходимой информации не­посредственно от участников тех или иных педагогических событий. Она проводится по заранее намеченному плану с акцентом на вопросы, требующие выяснения, в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, когда результаты беседы определенным образом фиксируются (письменно или на магнитофон). Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью письменных ответов самих участников событий по форме, предложенной исследователем. Это позволяет значительно расширить опрашиваемую аудиторию и получить ответы в строго фиксируемой самим автором форме. Результативность методов опроса во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Ценный исследовательский материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, рабочих тетрадей и др. При этом необходимо разработать систему критериев, по которым и подлежит оценивать проявляющиеся в этих работах качества учебного процесса.

Изучение школьной документации (классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет исследователю получить некоторые объективированные показатели педагогического процесса, характеризующие реальную практику обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент -исследовательская деятельность, которая предполагает искусственное введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов. В этом случае исследователь разрабатывает способ активного воздействия на педагогический процесс и условия его протекания и обеспечивает его внедрение в одном из элементов объекта исследования (экс­периментальной группе). Полученные в экспериментальной группе психологические результаты сопоставляются с аналогичными показателями тех элементов объекта исследования, в которых это воздействие не применялось, - контрольной группы. Сравнительный анализ результатов позволяет уточнить представление о характере связи между исследуемыми факторами, о степени устойчивости получаемых результатов, об уровне эффективности предлагаемых нововведений.

Эксперимент, проводимый в условиях реального педагогического процесса, получил название естественного эксперимента. Основным его условием является проведение без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Если для проведения экспериментальных действий требуется особо тщательное наблюдение за ходом и результатами, допускается перемещение участников в искусственные, специально создаваемые исследователем условия (например, в помещение со специальным оборудованием). Такой эксперимент получил название лабораторного.

В отечественной педагогической психологии широкое рас­пространение получил формирующий эксперимент - метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей. Именно поэтому формирующий эксперимент широко используется при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, при этом психологические исследования связаны с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Тестирование как исследовательский метод предполагает использование специальных психодиагностических средств – тестов – стандартизированных заданий, предназначенных для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Тесты представляют собой модельные ситуации, с их помощью выявляются реакции, свойственные индивиду, которые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. Анализирование посредством тестов, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относительная простота процедуры тестирования не исключает сложной обработки данных (часто в количественных показателях с применением математических методов). В педагогической психологии используются все типы существующих тестов, однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Они предназначены для определения эффективности программ и процесса обучения и обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения. Содержание этих тестов может быть соотнесено в определенных областях с образовательными стандартами, поэтому их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ.

Математические и статистические методы в педагогической психологии применяются для обработки данных, полученных эмпирическими методами, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распро­страненные математические методы - регистрация, ранжирование и шкалирование.

Регистрация - метод выявления определенного качества у каждого члена исследуемой группы и общего подсчета, у кого данное качество имеется или отсутствует. Например, это может быть количество успевающих и неуспевающих в выборке, посещавших занятия без пропуска и допускавших пропуски и т.п.

Ранжирование (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, и соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых. Например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т.п.

Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон психолого-педагогической реальности. С этой целью испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа предложенных вариантов. Например, вопрос о занятии спортом может содержать следующие варианты ответов: а) увлекаюсь; б) занимаюсь регулярно; в) занимаюсь нерегулярно; г) не занимаюсь никаким видом спорта.

При анализе и обработке массового материала применяются статистические методы, в число которых входит вычисление средних величин, а также подсчет степеней рассеивания около этих величин - дисперсии, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.

Наиболее важным в деятельности ученого является этап теоретического исследования и научной интерпретации собранных данных, умение перейти от конкретных фактов к теоретическим обобщениям. При теоретическом исследовании ученый задумывается о причинно-следственных связях между рассматриваемыми факторами, выводит соответствующие психолого-педагогические закономерности и определяет тенденции. При этом он ищет причины, объясняющие появление как ожидаемых, так и некоторых неожиданных, непредвиденных результатов, выделяет условия, при которых наступало то или иное явление, стремится отделить случайное от необходимого. В качестве основных методов данного этапа деятельности выступают теоретический анализ, работа с литературой, индуктивные и дедуктивные, математические и статистические методы.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Изучая отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь определяет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, помогающим объединить разнородные явления и факты в целостную картину.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Важно и изучение научной литературы: трудов классиков по проблемам человекознания в целом и психологии и педагогики, в частности; общих и специальных работ по психологии и педагогике; психолого-педагогических документов; периодической печати; художественно-публицистической литературы о школе, воспитании, учителе; справочных психолого-педагогических изданий; учебников и методических пособий по психологии и педагогике, смежным наукам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.