Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная мотивация




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог и ученик вместе представляют совокупный субъект образовательного процесса, который, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе. Общая цель образовательного субъекта - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта.

Мотивационная сфера субъектов образовательного процесса складывается из двух сторон: субъект педагогической деятельности работает ради достижения общей цели - «для учеников и затем для себя» субъект учебной деятельности действует по формуле: «для себя - ради достижения общей цели». Специфика образовательного процесса - в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух линий: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Педагогическая психология основное внимание уделяет учебной деятельности ученика. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения. Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Существуют различные формы мотивов, одни из них носят побудительный характер, в другие - притягательный. К первым относят установки, влечения, желания, к последним - интересы, мечты, идеалы, убеждения.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается иерархия мотивов. Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это представляемый результат деятельности; процесс определения и постановки цели - результат целеполагания.

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности. При этом одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл; другие сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов. Мотивация учебной деятельности школьника достаточно давно интересует психологов. Так, уже П.Ф.Каптерев посвятил целую главу («Дидактических очерков» (1883) анализу учебной мотивации. «Возбудителем всего умственного и даже всего духовного и физического развития, - писал он, - служит интерес к знанию и к умственной работе, ко всякого рода упражнению всех сил человеческих.... Отсюда капитальная задача всей дидактики есть развитие и укрепление детских и юношеских интересов как перводвигателей всех упражнений, в том, числе и умственных».

Согласно его взглядам, интерес есть стремление к определенной деятельности. Если нужно приписывать интерес к какой-либо душевной способности, то всего правильнее присоединить его к воле, а никак не к чувствованию. Он есть показатель предшествующего развития, он свидетель того, до чего человек дорос духовно в данный момент, каково его духовное лицо. Школа как место формирования определенных интересов учащихся должна ознакомиться с запасом представлений и навыков, приносимых учащимися в школу и подготовивших почву для возникновения и развития интересов; она должна разобраться в умственном багаже новичков, а вместе лучше понять, откуда и как берутся интересы, как они развиваются и крепнут.

Современная педагогическая психология определяет учебную мотивацию как ее частный вид, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:

- образовательной системой;

- образовательным учреждением;

- организацией образовательного процесса;

- субъектными особенностями обучающихся;

- субъектными особенностями педагога;

- спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация системна, ей свойственна направленность, устойчивость, динамичность. Как отмечает А.К.Маркова, «Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».

 

Учение имеет полимотивированный характер. Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты, интересное преподавание, обаяние личности учителя, желание получить похвалу, награду, боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.

2. Перспективно-побуждающие мотивы, обусловленные по­ниманием значимости знания вообще и учебного предмета, в частности: осознание мировоззренческого, социального, практического, прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, ожидание в перспективе получения награды, развитое чувство долга, ответственности.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, базирующиеся на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный уровень, овладение определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Учебный интерес - эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности. Он может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным; высший уровень - преобразующий интерес. Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути создания условий их формирования. Низший - элементарный уровень - выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям-описаниям, действиям по образцу. Средний уровень - интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший - интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро пропадает.

Устойчивость учебной мотивации определяется как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс.

В основе мотивационной сферы лежат смысл учения, его значимость для школьника. Смысл учения - это внутренне пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему личному опыту и к своей жизни. Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи, школы). Смысл учения - сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя. Психологические наблюдения показывают, что при наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.