Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к структурным компонентам введения




Основными содержательными компонентами работы являются введение, главы, заключение. В любой курсовой работе во введении фиксируется проблема и актуальность, определяются объект и предмет исследования, указываются цель и задачи исследования, формулируется гипотеза исследования, коротко перечисляются методы работы, дается характеристика методикам исследования. Все, перечисленные выше, составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом и составлять единое целое.

Любая курсовая работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания о степени изученности исследуемой реальности [13]. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?»

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

При определении актуальности следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления.

Научное исследование можно считать актуальным в том случае, если актуальны и направление и сама тема. Причем актуальность темы должна отражаться в потребностях практики и заполнять пробел или противоречие в науке.

Так, в работе В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ «Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников» [10] выделена актуальность направления через необходимость изучения письменной речи как деятельности построения семантических целостных текстов. Актуальность темы прослеживается (научная) в отсутствии технологии обучения и (практическая) в необходимости изменения традиционных способов обучения (см. Приложение 5).

На практике, в курсовых работах, студенты неплохо обосновывают актуальность направления, в то время как формулировка актуальности темы исследования остается неудовлетворительной и формальной. Так, в качестве примера приведем обоснование актуальности в курсовой работе по педагогической психологии «Психологические условия познавательной деятельности подростков», которая сводится к следующему: «работа по актуализации познавательной деятельности школы далеко неудовлетворительна».

Нередки случаи, когда указание практической значимости отсутствует или дело сводится к фиксации лишь недостаточной разработанности в науке «не раскрыты», «не выявлены». Хотя главный вопрос почему надо «раскрывать» и «выявлять» остается открытым.

В литературе выделены следующие аспекты актуальности:

· необходимость дополнительного теоретического обоснования существующих знаний;

· потребность в новых фактах;

· потребность в более эффективных методиках диагностики;

· потребность в эффективных способах психологического воздействия (обучения, коррекции, реабилитации).

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. Объект и предмет должны соответствовать теме работы.

Под объектом исследования в науке понимают «часть объективной реальности в ее конкретном пространственно–временном проявлении» [5;9].

В психологической литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях.

Во–первых, объект исследования интерпретируется как процесс на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во–вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Первая трактовка чаще присуща исследованиям, проводимым в области общей психологии. Вторая – социальной.

В данном контексте необходимо отметить, что понимание под объектом исследования человека или группы людей является обобщенным, так как не указывает на направления исследования. В этом случае трудно определить содержательные границы исследования.

Предмет исследования «категория, обозначающая определенную целостность, выделяемую в структуре объекта в виде ее основных, наиболее существенных свойств и признаков» [5;9].

Предмет исследования конкретизирует представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

При обозначении объекта исследования необходимо определить что рассматривается в работе. Предмет же исследования дает «представления о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование» [6].

Можно привести следующий пример объекта и предмета исследования. Тема курсовой работы: «Особенности самоорганизации деятельности у педагогов с разной социальной адаптивностью». Объектом исследования в данной работы выступает самоорганизация деятельности, предметом – самоорганизация деятельности педагогов с различной социальной адаптивностью.

Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают «конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения» [11; 19].

По содержательным аспектам можно выделить следующие цели психологического исследования, характерные для курсовых работ.

1.Определение характеристик психического явления.

Чаще всего основанием для постановки такой цели выступают либо неполнота описания изучаемого предмета, либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов, обнаруженные в литературе.

2.Выявление взаимосвязи психических явлений.

При решении данной цели необходимо включать «в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности других..., объяснить природу связи» [8; 17].

3. Обобщение.

В работах данного направления выделяются общие закономерности. «Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия» [там же, 18].

4. Изучение динамики явления.

Проведение исследований данного направления предполагает осуществление возрастных «поперечных» и «продольных» срезов.

5. Адаптация психодиагностических методик.

Адаптационная методика должна проходить те же психометрические проверки, что и любая методика.

В практическом исследовании перечисленные цели часто в той или иной степени переплетаются.

Задачи исследования представляют собой «все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца» [там же, 19]. Их реализация обеспечивает достижение поставленной цели исследования. В данном контексте в формулировку задач работы должны входить содержательные аспекты последовательности выполнения работы. Несмотря на существования огромного многообразия направлений проводимых в психологии исследований, существует определенный алгоритм формулировки задач исследовательской работы.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта исследования.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, выявлением внутренних противоречий в различных теоретических подходах и концепциях.

Третья задача связана со способами преобразования, моделирования предмета, опытно–экспериментальной проверкой гипотезы.

При выполнении курсовых работ наиболее типичной ошибкой является попытка представить в качестве задачи исследования один из видов деятельности, осуществляемый в ходе исследования. Так, иногда в качестве самостоятельных задач в курсовой работе выдвигаются такие положения как подбор методик, проведение эксперимента, интерпретация полученных данных, т.е. этапы алгоритма опытно–экспериментальной работы, а не ее задачи. Задачи же чаще всего заключаются в выявлении определенных свойств, состояний, механизмов психической реальности.

Для того, чтобы исследовательская работа была успешной, ее цель и задачи должны быть сформулированы как можно более определенно и четко.

Выше изложенный алгоритм не является исчерпывающим и предполагает самостоятельность авторов в постановке задач исследования, исходя из личных научных интересов.

Важным моментов в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой научное, логически выстроенное предположение, которое требуется доказать или опровергнуть. Однако необходимо заметить, что не все суждения вероятностного или предположительного типа являются научными гипотезами, например, ими не могут выступать утверждения, справедливость которых очевидна без доказательств или суждения, которые на данном этапе развития науки ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

1) не включает в себя слишком много положений. Как правило, в курсовой или выпускной квалификационной работах выдвигается одно или два положения;

2) не содержит не однозначных понятий;

3) выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

4) проверяема в исследовании;

5) содержит переменные;

6) имеет правильное стилистическое оформление.

В первой курсовой работе чаще доказываются гипотезы, предполагающие существование какого–либо явления. Они относятся к группе описательных гипотез. Примером такой гипотезы может служить следующее научное предположение «Для девочек–подростков наиболее значимыми являются следующие ценности: любовь, интересная работа, счастливая семейная и материально обеспеченная жизнь».

Во второй курсовой работе описательной гипотезы недостаточно. Здесь формулируются корреляционные гипотезы. Данный тип гипотез предполагает существования связей или различий между психологическими явлениями. Например, «Профессиональная дезадаптация не связана со стажем работы и может наблюдаться на разных этапах профессионального развития психолога» или «Студенты с высоким уровнем уверенности в меньшей степени склонны использовать стратегии выхода из конфликтных ситуаций: компромисс, избегание, приспособление».

В третьей курсовой работе чаще всего формулируются каузальные гипотезе. Этот тип гипотез указывает на существование причинно–следственные связей, вскрывает причины, механизмы действия. Примером такой гипотезы могут послужить следующие предположения: «Тренинг, включающий в себя приемы рефлексии событий прошлого настоящего и будущего, реконструкции прошлого, осознание жизненных ценностей и целей, планирование индивидуального временного континуума, позволяет развить осознанную саморегуляцию деятельности и времени личности» или «Профессиональное самоопределение студентов в рамках вузовской подготовки будет сформировано, если обеспечить педагогическое сопровождение, включающее в себя: использование в учебном процессе психологических средств, активизирующих действие механизмов внутриличностного развития – рефлексию, персонализацию, стереотипизацию».

Объем введения не должен превышать 10% от общего объема курсовой работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.