КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Психология девиантного развития и поведения
Психология девиантного развития и поведения
учебно-методическое пособие для бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения
Тольятти ТГУ
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского О.В. Струговщикова
Болотникова, О.П. Психология девиантного развития и повеление: для бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения / О.П. Болотникова. – Тольятти, 2009. – 64 с.
Учебно-методическое пособие включает материал по курсу «Психология девиантного развития и поведения». В пособии представлены основные подходы к пониманию девиантного поведения, структура девиантного поведения, характеристики форм поведенческих отклонений, общие положения психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции девиаций. Пособие рекомендуется студентам психолого-педагогических специальностей и всем интересующимся вопросами девиантного развития и поведения.
Отклоняющееся поведение детей и подростков является острой проблемой современной психологии и педагогики. Изучаются факторы и механизмы его возникновения и существования, разрабатываются методы и технологии профилактики, коррекции и реабилитации девиантных личностей, специалисты разной направленности создают комплексные подходы. Но, не смотря на это, проблема девиантного поведения не теряет свою актуальность: растет количество девиантов, возникают новые формы отклонений и зависимостей, требуются новые подходы к преодолению отклонений и разработка приемов и техник психолого-педагогической работы. Психология девиантного развития и поведения объясняет механизмы возникновения и существования различных отклонений, рассматривает их качественные характеристики, разрабатывает направления и методы работы с девиантами. Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам разобраться в основах психологии девиантного развития и поведения, узнать характеристики форм отклоняющегося развития и поведения, получить представления о причинах их возникновения и основных направлениях психолого-педагогической помощи девиантам. Задачами курса «Психология девиантного развития и поведения» являются: 1. Ознакомление студентов с современными подходами к пониманию девиантного развития и поведения. 2. Формирование комплексного представления о факторах отклоняющегося поведения и развития. 3. Освоение принципов профилактики и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении. 4. Формирование умений организации и проведения диагностической, профилактической и психокоррекционной работы с девиантными детьми и подростками. Данный курс осваивается студентами в 9 семестре. На изучение дисциплины отведено 120 часов, из них: 20 часов – лекционные занятия, 20 часов – практические занятия, 80 часов – самостоятельная работа. В содержании курса выделено три раздела.
В результате основания курса «Психология девиантного развития и поведения» студенты должны иметь представление об объективных и субъективных факторах отклоняющегося развития и поведения, подходах к профилактике и коррекции отклонений, принципах и закономерностях построения психолого-педагогической работы с девиантными детьми и подростками; знать характеристики основных видов девиантного развития и поведения и особенности организации их психолого-педагогического сопровождения; иметь навыки диагностики, профилактики и коррекции поведенческих девиаций. Первая глава данного пособия посвящена теоретико-методологическим основам психологии девиантного развитии и поведения. В ней рассмотрены подходы к девиантному поведению, понятие социальной нормы как центральное при определении девиации, а также признаки девиантного поведения. Вторая глава содержит классификацию форм отклоняющегося развития и поведения их описание таких форм как делинквентное, агрессивное, зависимое и суицидальное поведение. В третьей главе представлены основные положения о профилактике и коррекции отклоняющегося поведения, рассмотрены основные принципы и методы этих направлений работы. После каждой главы предлагаются вопросы и задания для самоконтроля, которые позволят более глубоко освоить материал. ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |