Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению девиантного развития и поведения




Проблема устранения нежелательных для общества форм человеческого поведения привлекала внимание исследователей на протяжении всего существования науки. Особенно бурным был интерес к изучению девиаций среди обществоведов XX столетия. В этот период в Западной Европе и США был создан ряд антропо-биологических, психологических и социально-философских концепций (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.), которые являются фундаментальными теориями девиации. Было проведено много эмпирических исследований и психологических экспериментов, обобщения данных которых способствовало развитию научных дисциплин, изучающих отклоняющееся поведение, таких как социология, криминология, психология и т.д. Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей – Р. Аскерса, В.С. Афанасьева, Ю.Д. Блувштейна, М.И. Бобневой, Л.М. Войтовой, Я.И. Гилинского, А.В. Добрынина, Ф. Зака, В.Г. Карпова, А. Коэна, В.Н. Кудрявцева, М. Лайне, З. Ламнека, Е. Лемерта, В.С. Нересянца, С. Палмера, Э. Сатерленда, В. Фокса, Г. Шнайдера, Т.В. Шипуновой, Э. Шур, А.М. Яковлева и др. Ученые выделяли различные аспекты девиантного поведения: анализ понятий «девиантное поведение» и «социальная норма», классификация видов девиантного поведения, изучение причин отклонений, профилактика девиаций и др. Но несмотря на глубокий интерес и большое количество литературы по проблемам девиантного поведения, основные концепции и идеи до сих пор остаются дискуссионными.

В.Д. Менделевич [23] выделяет следующие научные подходы, описывающие проблему девиантного поведения с различных сторон:

1. Социальный подход определяет девиантное поведение как такое, которое явно или потенциально яв­ляется опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конфор­мизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе откло­няющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, самопринятие, отсутствие психологических комплексов и внутриличностных конфликтов. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение.

2. Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и са­моразрушением личности. Человек осознанно или не­осознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уни­кальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

3. Психиатрический подход описываетдевиантные формы поведения как доболезненные особенности личности, спо­собствующие формированию тех или иных психических расстройств и забо­леваний. Отклонения обозначаются термином «расстройства».

4. Этнокультурный подход предлагает рассматривать девиации через традиций того или иного сообщества и учитывать этнические, нацио­нальные, расовые, конфессиональные особенностей человека. Нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социо-культурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп.

5. Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возраст­ных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаб­лонам и традициям, может быть признано отклоняющимся.

6. Гендерный подход считает девиантным гиперролевое поведе­ние и инверсии шаблонов гендерного стиля.

7. Профессиональный подход предполагает существование профессиональных и корпора­тивных стилей поведения и традиций. Профессиональное сообщество диктует своим членам выработку строго определенных паттер­нов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам.

8. Феноменологический подход позволяет учитывать все отклонения от нормы: как разрушающие для общества и личности (употребление ПАВ), так и специфичные (аутизм), а также положительно оцениваемые обществом (трудоголизм). Феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы его развития, учитывать мотивов человека, а на этой основе выбрать адекватную и эффективную тактику и стратегию коррекции. Феноменологический подход позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. « Она подразумевает не только «сообразность поведения» (по В.А. Петровскому), но и его творческую направленность – креативность, или плодотворность (по Э. Фромму)… Идеальной поведенческой нормой следует признать со­четание гармоничной нормы с креативностью индивида» [23, С. 17].

Существующие подходы рассматривают разные аспекты девиантного развития и поведения. Феноменологический подход позволяет рассматривать девиантное поведение с различных сторон, учитывая индивидуально-психологические и социально-культурные особенности, а также активность и креативность личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.