КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к изучению девиантного развития и поведения
Проблема устранения нежелательных для общества форм человеческого поведения привлекала внимание исследователей на протяжении всего существования науки. Особенно бурным был интерес к изучению девиаций среди обществоведов XX столетия. В этот период в Западной Европе и США был создан ряд антропо-биологических, психологических и социально-философских концепций (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.), которые являются фундаментальными теориями девиации. Было проведено много эмпирических исследований и психологических экспериментов, обобщения данных которых способствовало развитию научных дисциплин, изучающих отклоняющееся поведение, таких как социология, криминология, психология и т.д. Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей – Р. Аскерса, В.С. Афанасьева, Ю.Д. Блувштейна, М.И. Бобневой, Л.М. Войтовой, Я.И. Гилинского, А.В. Добрынина, Ф. Зака, В.Г. Карпова, А. Коэна, В.Н. Кудрявцева, М. Лайне, З. Ламнека, Е. Лемерта, В.С. Нересянца, С. Палмера, Э. Сатерленда, В. Фокса, Г. Шнайдера, Т.В. Шипуновой, Э. Шур, А.М. Яковлева и др. Ученые выделяли различные аспекты девиантного поведения: анализ понятий «девиантное поведение» и «социальная норма», классификация видов девиантного поведения, изучение причин отклонений, профилактика девиаций и др. Но несмотря на глубокий интерес и большое количество литературы по проблемам девиантного поведения, основные концепции и идеи до сих пор остаются дискуссионными. В.Д. Менделевич [23] выделяет следующие научные подходы, описывающие проблему девиантного поведения с различных сторон: 1. Социальный подход определяет девиантное поведение как такое, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, самопринятие, отсутствие психологических комплексов и внутриличностных конфликтов. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение. 2. Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Человек осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. 3. Психиатрический подход описываетдевиантные формы поведения как доболезненные особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Отклонения обозначаются термином «расстройства». 4. Этнокультурный подход предлагает рассматривать девиации через традиций того или иного сообщества и учитывать этнические, национальные, расовые, конфессиональные особенностей человека. Нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социо-культурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп. 5. Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. 6. Гендерный подход считает девиантным гиперролевое поведение и инверсии шаблонов гендерного стиля. 7. Профессиональный подход предполагает существование профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональное сообщество диктует своим членам выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам. 8. Феноменологический подход позволяет учитывать все отклонения от нормы: как разрушающие для общества и личности (употребление ПАВ), так и специфичные (аутизм), а также положительно оцениваемые обществом (трудоголизм). Феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы его развития, учитывать мотивов человека, а на этой основе выбрать адекватную и эффективную тактику и стратегию коррекции. Феноменологический подход позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. « Она подразумевает не только «сообразность поведения» (по В.А. Петровскому), но и его творческую направленность – креативность, или плодотворность (по Э. Фромму)… Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание гармоничной нормы с креативностью индивида» [23, С. 17]. Существующие подходы рассматривают разные аспекты девиантного развития и поведения. Феноменологический подход позволяет рассматривать девиантное поведение с различных сторон, учитывая индивидуально-психологические и социально-культурные особенности, а также активность и креативность личности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |