Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная наука




Историческое развитие науки. Классическая модернистская наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука

Наука модернистского типа, возникшая во времена Галилея и Ньютона и существующая до сих пор, разделяется на ряд подвидов: классическая наука, неклассическая наука, постнескласическая наука.

Классическая наука существовала с XVI по XIX в.в. Для картины мира классической науки были характерны такие принципы как механицизм – представления о мире на манер бездушного механизма, лапласовский детерминим – вера в наличие жестких законов вселенной, не оставляющих места случайности, антителеологизм - отрицания целеполагания, сознательно созданной целесообразности космоса. К гносеологическим основаниям классической науки относились экспериментальный метод, математическое моделирование, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории, субъект-объектная парадигма, предполагающая объективность исследования, эмоциональную невовлеченность ученого. Социальные особенности классической науки: существование специализированных научных учреждений: академий наук, институтов, исследовательских лабораторий, форм научной коммуникации: журналы, конференции, симпозиумы, специализированную и стандартизированную подготовку ученых.

После научной революции начала ХХ века (так называемой эйнштейновской революции, связанной с появлением теорий относительности, квантовой механики) возникает новая неклассическая наука. Она существует с начала ХХ века до 1970-х г.г. ХХ века. В основе картины мира неклассической науки лежат уже иные принципы: релятивизм или относительность массы, пространства, времени, индетерминизм, то есть понимание законов природы не как жестких, а как статистических, оставляющих место случайности, эволюционность систем и объектов. Изменились и методы науки: пришло понимание того, что универсального метода, разрешающего все проблемы, нет, что требуется плюрализм научных методов, творческий конструктивизм. Изменилось и научное сообщество: оно стало многообразным, стало объектом регулирования со стороны государства бизнеса, ученые сами стали вовлекаться в политику (наученные эксперты), предпринимательство (венчурные фирмы). В 1980-е годы начинает формироваться еще одна новейшая форма науки – постнекласическая наука, которую специалисты рассматривают как переходную форму к следующей стадии – постмодернистской науки с иными представлениями о рациональности и «научности». Характерные черты постнеклассичекой науки: ее преимущественный интерес к наукам о человеке (экология, биология, генетика), понимание эволюции через призму синергетики, ориентация на гуманистическую ценность научной информации.

Древняя Греция считается колыбелью науки. Действительно, именно в Греции в 6 веке до н.э. возникает наука как способ рационального познания мира, отделившийся от религии. Это не значит, что греческая наука была атеистической: греческие ученые-натурфилософы предлагали утонченные трактовки Божества как Первичного Огня (Гераклит), всепроникающего неизменного бытия (Парменид), Космического Ума (Аристотель), но их учения были именно теоретичны, то есть не были связаны с ритуалами, обрядами как учения Востока (Индии, Китая, Вавилона). На древнем Востоке было множество протонаучных достижений (изобретение календаря, предсказания солнечных и лунных затмений), но все эти знания находились в русле религиозных верований. Возможно, возникновение науки как чисто теоретического предприятия в Греции помогло отсутствие у греков жречества как обособленного и влиятельного сословия. Греческие жрецы –это должностные лица, которые выбирались из числа простых граждан для совершения обрядов, они не считались людьми, наделенными особыми свойствами, не имели большого политического влияния. Кроме того, греческая религия не имела канонизированных священных книг, а располагала лишь устным преданием, в разных местностях мифы о богах рассказывали по разному и был простор для интерпретации, за которую никто не мог наказать (если только такая интерпретация не оскорбляла богов). Конечно, конфликты между первыми учеными-философами и религиозным простонародьем случались (так, Анаксагора приговорили к смертной казни за то, что он отказывался считать солнце богом), но греческие мыслители имели гораздо больше интеллектуальной свободы, чем скажем, мыслители Египта и Индии, которые, кстати, сплошь были жрецами, так как на Востоке, в отличие от Греции, только жрецов обучали грамоте и наукам.

Следует также заметить, что греки создали уникальную социально-политическую форму – полис, город-государство, живущее не в согласии с волей деспота, а в согласии с рациональным законом. Жителям полиса легче было принять мысль, что и природа – обитель богов и людей, прекрасный космос, который греки представляли как совершенный шар с землей посередине, тоже подчиняется законам, некоему Космическому Уму (хотя и над ним стоит всесильная иррациональная судьба). В этом смысле наука – полисное изобретение.

Греческая наука носила созерцательный характер, она отвергала экспериментальный метод, практическую значимость научного знания. Греческая цивилизация была рабовладельческой, физический труд и все с ним связанное греками презирался, считался уделом рабов. Греческие ученые предпочитали теоретизировать по поводу явлений природы, обратиться к тому знанию, которое дает работа в мастерской, в лаборатории они считали ниже достоинства свободного гражданина. Греческая наука была натурфилософией – умозрительным учением о природе. Это не умаляет ее значения: не говоря уже о том, что греческие натурфилософы открыли чистый рациональный поиск, в рамках натурфилософии были высказаны многие гениальные догадки, которые нашли научное подтверждение и развитие много позже (так, Аристотель отстаивал мысль о связи пространства и времени с материальным миром, теперь эта мысль лежит в основе теории относительности).

Первые греческие натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл) решали проблему первоначала мира, искали первосубстанцию, из которой все состоит. Они разработали теорию элементов, понимая огонь, воздух, воду и землю (взятые не как конкретные вещества, а скорее как символы жидкости, газа, твердого вещества и раскаленного вещества вроде плазмы) как вечные неизменные первоосновы мира. Натурфилософы выдвигали на первый план один из элементов (Гераклит – огонь, Фалес - воду), или считали, что мир образуется в результате сочетания всех четырех элементов (Эмпедокл). Ранние натурфилософы также выдвинули мысль, что все состоит из маленьких, невидимых глазу неделимых частиц-атомов (Демокрит), что миром правят законы, которые можно выразить математически (Пифагор). Они пытались объяснять конкретные явления природы: землетрясения, северные сияния, и некоторые их догадки подтверждает современная наука: Пифагор учил, что земля – шар, Фалес правильно объяснял лунные затмения.

Систематизировал греческую натурфилософию Аристотель (5-4 в.в. до н.э.). Он классифицировал движение, завершил древнюю теорию элементов, сформулировал геоцентрическую картину вселенной, заложил основы биологии. Его «физика» подводила итог двухсотлетнему поиску натурфилософов и пользовалась влиянием даже в средние века.

Аристотель выделял 4 вида движения:

- сущностное (возникновение и уничтожение)

- качественное (превращение)

- количественное (уменьшение и увеличение)

- перемещение

Легко заметить, что движение у Аристотеля – просто изменение, то есть движение в философском смысле. К вопросам современной физики относится только четвертый вид аристотелевского движения. Вместе с тем перемещение - фундаментальный вид движения, без которого невозможны другие виды. Перемещение бывает прямолинейный, круговым и смешанным. Прямолинейное перемещение возможно вверх и вниз. Аристотель считал космос конечным, имеющим абсолютный центр – Землю и поэтому у него есть абсолютные направления. Каждому элементу свойственен свой вид перемещения – вода и земля движутся вниз, ук центру вселенной, огонь и воздух вверх – ук периферии, эфир – элемент из которого состоят звезды – по кругу, потому и звездное небо кружится над землей. В космосе Аристотеля нет пустоты, существование которой Аристотель считал абсурдом, так как не может существовать то, чего нет по определению. Поэтому каждая вещь и каждый элемент имеет в космосе свое естественное место и если его из этого места извлечь, вещь будет стремиться вернуться обратно. Так Аристотель объяснял падение камней на землю. Камень состоит из элемента земля, а его естественное место – центр космоса.

Космос Аристотеля – это огромный шар, внутри которого находятся сферы, к которым прикреплены планеты, луна и солнце и в центре – шарообразная земля. Сфера звезд и сферы планет, луны и солнца кружатся вокруг земли, но с разными скоростями, оттого нам кажется, что планеты блуждают по небу. Вне космоса пространства нет, так как пространство – конфигурация расположения материальных тел, а там нет материальных тел. Поэтому нет смысла спрашивать: что за сферой звезд. «Там» находится Бог - Космический Ум, приводящий космос в круговое движение силой своего мышления, но Бог – вне пространства и представить себе его бытие чувственно невозможно.

В позднюю эллинистическую эпоху развиваются конкретные научные исследования: механика и гидродинамика (Архимед), геометрия (Евклид), геоцентрическая астрономия (Птолемей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.