Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытового обслуживания




Тема 9. Социально-экономическая эффективность

1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.

2. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.

3. Обоснование региональных социальных стандартов бытовых услуг (по данным Нижегородской области).

4. Мероприятия по поддержке бытового обслуживания населения Нижегородской области.

 

Современная социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна: имеет место нестабильность в экономике, ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате зарплат, пенсии и социальных пособий.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения, обеспечения социальной безопасности и эффективности бытового обслуживания населения.

В советский период существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.

Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.

Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое обслуживание населения и местная промышленность.

С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.

Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации, Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу по формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» - первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты.

На сегодняшний день современные предприятия и предприниматели, работающие в сфере бытового обслуживания населения, сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами:

· отсутствие соответствующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями услуг и органами местного самоуправления;

· недостаточность собственных оборотных средств;

· нехватка квалифицированных кадров;

· трудности получения кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;

· сложности получения помещений, высокая арендная плата;

· социальная незащищенность работников;

· низкий уровень платежеспособности основной массы населения.

В связи с этим проблема бытового обслуживания широко исследуется и контролируется, однако статистика показывает, что данная область исследования требует ещё большего внимания со стороны государства. В частности, это касается проблем ремесленничества в бытовом обслуживании населения, организации ремесленных палат, разработки и принятия различных законодательных и нормативных документов по бытовому обслуживанию.

Под сферой бытового обслуживания, как правило, понимают совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства* выражается в оказании и реализации услуг для населения. В зависимости от роли в процессе воспроизводства, характера удовлетворяемых потребностей виды деятельности в сферы бытового обслуживания значительно различаются между собой.

Они существенно дополняют личное потребление, участвуют не только в удовлетворении, но и в целенаправленном формировании потребностей населения, создании условий для экономии свободного времени населения. На современном этапе формирования рыночных отношений в экономике России широкое развитие сети малых предприятий бытового обслуживания способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, в том числе на условиях неполной занятости, то есть помимо основной работы.

В современных условиях под бытовой услугой надо понимать полезную деятельность, направленную на удовлетворение социально значимых бытовых потребностей населения, осуществляемую на определенной территории при поддержке региональных органов власти и государства, а также в порядке предпринимательства при условии обеспечения социально необходимыми услугами всех слоев населения.

Одним из важнейших вопросов, рассмотрение которых имеет большое значение для дальнейшего развития бытового обслуживания, является выявление роли этой сферы в жизни населения и анализ влияния проходящих в экономике процессов на эту роль.

1. Одним из важнейших направлений считалось сокращение времени, затрачиваемого населением на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, и, как следствие этого, - увеличение свободного времени на цели самообразования, отдыха, удовлетворение культурных потребностей.

2.Не менее важна роль бытового обслуживания в поддержании и восстановлении потребительских свойств изделий, находящихся в пользовании граждан.

3. Важной функцией бытового обслуживания являлось изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам.

4. Немаловажную роль начинает играть бытовое обслуживание в качестве составной части денежных расходов населения. Это способствует сбалансированности денежного обращения, устраняет проблему давления денежной массы на рынке.

Роль бытового обслуживания не только не уменьшилась, но в большей степени возросла, а по ряду моментов бытовое обслуживание имеет важное социальное значение, способствуя выживанию населения в сложных экономических условиях.

Бытовые услуги занимают важное место среди расходов населения. Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей в потреблении бытовых услуг различными группами населения по уровню дохода, которое значительно дифференцируется в различных сегментах. У потребителей с низким уровнем дохода наибольший процент потребления приходится на услуги по ремонту обуви (67,1% - максимальное значение /показателя среди всех доходных групп) и услуги парикмахерских (66,8%). Также высокий процент потребления приходится на услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (48,3%) и услуги химической чистки и крашения одежды (45,1% - максимальное значение показателя среди всех доходных групп).

Рассматривая особенности пользования услугами населением со средним уровнем дохода, следует отметить, что наиболее высокий уровень потребления наблюдается по тем же видам услуг, что и у населения с низким уровнем дохода. Однако объем этого потребления в 1,5-2 раза выше, чем у упомянутого сегмента.

Анализируя характеристики потребления услуг населением с высоким уровнем дохода, можно сделать следующие выводы. У высокодоходной группы потребителей наибольший процент потребления приходится на услуги парикмахерских, услуги по ремонту и обслуживанию автотранспорта (81,1% и 62,0% опрошенных соответственно - максимальные значения показателей среди всех доходных групп), а также на услуги по ремонту обуви (57,2%). Наименьший процент потребления в высокодоходной группе наблюдается по услугам пошива и вязки трикотажных изделий и ремонта мебели (4,8%). Причем эта группа населения практически не пользуется такими услугами, как пошив обуви, ремонт трикотажных изделии, услуги предприятий по прокату.

Наибольший объем неудовлетворенных потребностей относится к услугам химчистки, пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, пошиву и вязке трикотажных изделий.

Однако, несмотря на высокую социальную значимость отмеченных групп услуг, не все они доступны для потребителя, особенно для незащищенных категорий населения. Такая ситуация объясняется целым рядом причин, наиболее важными из них являются следующие.

1. Высокий уровень цен (или несоответствие цен на услуги качеству их исполнения) имеет наибольшую значимость практически по всем регионам во всех доходных группах при отказе от потребления следующих услуг: ремонт и строительство жилья, ремонт обуви, парикмахерские услуги.

2.Отсутствие предприятий во многих регионах прежде всего сказывается на снижении степени удовлетворения потребностей в услугах проката, пошива обуви и ремонта мебели.

2. Территориальная недоступность предприятий часто негативно отражается на уровне потребления услуг бань и душевых, ремонта мебели, услуг проката.

3. Неудобный режим работы предприятий назван во многих респондентов обследованных регионах в качестве главной причины, снижающей частоту потребления таких услуг, как ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживания бытовой радиотелевизионной аппаратуры, услуг бань и душевых.

5. Значительное число нареканий по поводу качества услуг было высказано в отношении ремонта обуви, химической чистки, пошива одежды, что в свою очередь заставляет потребителя отказываться от пользования данными услугами. В отношении ремонта обуви, химической чистки также было указано на низкий уровень обслуживания. Такие же замечания были высказаны по поводу парикмахерских услуг и услуг бань и душевых.

В условиях рыночной экономики важна позиция, отражающая прежде всего социальную и организационно-экономическую сущность бытовой услуги. С учетом этого правомерна следующая классификация бытовых услуг:

• бытовые услуги по восстановлению потребительских свойств предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (услуги ремонтного характера, по химической чистке вещей, стирке белья в прачечной и др.);

• бытовые услуги по изготовлению новых изделий (услуги, связанные с пошивом одежды или обуви, вязкой трикотажных изделий, изготовлением мебели, строительством жилья и др.);

• личностные бытовые услуги (услуги парикмахерских, косметических салонов, бань, саун и др.);

• организационно-экономические бытовые услуги (услуги ломбардов, прокатных пунктов и др.).

Как показывает опыт, среди основных проблем развития бытового обслуживания населения можно назвать следующие:

· низкая удовлетворенность потребностей населения в бытовых услугах;

· низкое качество предоставляемых услуг;

· отсутствие комплекса бытовых услуг, удовлетворяющих первоочередные потребности населения региона;

· нерациональное размещение предприятий бытового обслуживания по территории региона;

· снижение натуральных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания в течение последних 3-х лет.

Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль содействует удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.

Таким образом, на сегодняшний день необходимость координации развития бытового обслуживания населения не вызывает никаких сомнений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.