Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование региональных социальных стандартов бытовых услуг (по данным Нижегородской области)




Предприниматели и предприятия бытового обслуживания Нижегородской области оказывают услуги по ремонту бытовой техники, мебели, пошиву и ремонту одежды и обуви, ремонту часов и ювелирных изделий, а также химчистка, банно-прачечные, парикмахерские, переплетные, клининговые услуги. Спрос на некоторые виды услуг во многом определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения, что требует соответствующего расширения их технического обслуживания. В связи с ростом обеспеченности автомобилями в Нижегородской области растут объемы услуг автосервиса, чему способствует и такая особенность современного российского рынка, как очень высокий спрос на подержанные автомобили. Однако достигнутый уровень потребления бытовых услуг ещё далек от уровня потребления в промышленно развитых странах. По отдельным видам услуг разрыв между фактическим потреблением и спросом довольно значительный. По регионам также имеются весьма заметные различия, которые проиллюстрированы в таблице 1. Они во многом обусловлены уровнем денежных доходов в регионе.

В Нижегородской области в то же время имеются неплохие показатели обеспеченности жителей отдельными видами бытовых услуг. Например, по расчетам, проведенным на основе оперативных данных администрации города, на одну организацию по ремонту обуви Нижнего Новгорода приходится в среднем 7,5 тыс. жителей.

Лучшая ситуация — в Канавинском районе, где показатель возможной нагрузки на 1 организацию составляет 4 тыс. жителей. В Автозаводском районе значение показателя максимальное — 11,2 тыс. По г. Москве нагрузка гораздо выше — в среднем 17,7 тыс. граждан на 1 организацию по ремонту и пошиву обуви.

Закономерности развития сферы бытовых услуг в регионе таковы, что основная часть объема услуг на рынке бытового обслуживания Нижегородской области формируется за счет обеспеченных слоев населения, что характерно и в целом для России. Это проявляется в расширении ассортимента бытовых услуг и развитии таких их видов, как ремонт и строительство жилья (их доля составляет 21,2%), ремонт транспортных средств (17,7%), бытовой техники (13,4%). Вместе с тем, наименее развитыми являются такие социально значимые виды услуг, как ремонт обуви и одежды, мебели, услуги бань, прачечных.

Определяющим фактором спроса на бытовые услуги в регионе в условиях рынка является динамика платежеспособного населения. Большой удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, отрицательно влияет на динамику величины спроса на бытовые услуги, сокращается их доля в структуре платных услуг. В Нижегородской области средний уровень денежных доходов сильно дифференцирован по районам. Например, в 2005 г. отношение средней заработной платы и выплат социального характера в месяц к прожиточному минимуму в расчете на 1 работающего, различается по районам в 3,3 раза. Самый высокий показатель в Кстовском районе — 2,65, самый низкий — в Сеченовском — 0,81. В совокупности с демографическими факторами это отрицательно сказывается на получении услуг, которые в целом по области оказывают преимущественно частные фирмы, действующие на основе коммерческого расчета. Вместе с тем потребности жителей в бытовых услугах, особенно ремонтного характера, возрастают.

Чтобы повысить реальные доходы самых уязвимых слоев малообеспеченных граждан, наряду с развитием системы адресной социальной помощи необходимо повысить уровень их потребления, в частности за счет установления льготных цен на жизненно важные услуги. Ведущая роль в рыночной экономике при этом принадлежит государству. Обеспечение ценовой доступности для всех социальных групп населения является одной из важных проблем роста спроса в бытовом обслуживании и развития отрасли.

В Нижегородской области действует адресная социальная поддержка малоимущих нетрудоспособных граждан. Одной из её форм является оказание пенсионерам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми бытовых услуг по социальным ценам. Удешевление услуг производится за счет средств районных (городских) бюджетов или районных (городских) фондов социальной защиты населения по договорам, заключаемым с предприятиями службы быта. В ряде районов и городов области (Арзамас и др.) бытовые услуги малоимущим гражданам оказывают органы социальной защиты через службы муниципальных центров социального обслуживания населения (ЦСО). Однако фактически сложившаяся структура сети учреждений социальной сферы, как в городе, так и на селе — как показано выше, не соответствует изменившимся за последние годы потребностям нижегородцев в услугах, в частности, бытового характера.

Правительство Нижегородской области неоднократно поднимало вопрос о социальной помощи этой категории жителей в своих нормативных актах. В частности, в Законе от 8.01.2004. № 1-3 «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» обоснован критерий получателей социальной поддержки.

Следующим шагом, по нашему мнению, должна стать разработка нового документа — «Программы развития бытового обслуживания малообеспеченных граждан».

Средства, выделяемые государством для повышения спроса населения, могут предоставляться с помощью различных бюджетных регуляторов. Основными являются: дотирование государственных или муниципальных исполнителей бытовых услуг; удешевление кредитов; предоставление предприятиям при их работе с социально незащищенными гражданами существенных льгот по аренде или налогам; создание центров социального обслуживания; территориальное приближение услуг к населению, особенно важное для сельской местности. Выделяемая сумма, в определенном диапазоне, в зависимости от принятых бюджетных регуляторов, должна быть обоснована путем оценки будущего потребления бытовых услуг с учетом различных категорий малообеспеченных граждан (инвалидов, многодетных семей и др.).

Результатом должна явиться разработка и совместное утверждение в органах региональной власти и местного самоуправления системы методик для оценки потребностей населения региона в сфере услуг. Опираясь на неё можно было бы на различных территориальных уровнях (область, район, город, предприятие), во-первых, оценивать потребность в бытовых услугах; во-вторых, выбирать приоритетные их виды с точки зрения малообеспеченных жителей региона, в-третьих, осуществлять прогнозирование. Это улучшит содержание программ развития бытового обслуживания, если включить в них подраздел по обслуживанию малообеспеченных граждан и позволит корректировать нормативы каждые три-пять лет.

Как показывает анализ, люба» страна с рыночной экономикой располагает социальными нормативами потребления товаров, услуг и т.д. Иначе невозможно рассчитывать социальные выплаты — компенсации, пособия, льготы.

В принципе, федеральные и региональные российские социальные нормативы (стандарты) выражаются в" объемах продуктов, вещей, услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья, различных социально-демографических групп населения. Кроме того, в России рассчитываются нормативы по жилью и др. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ; при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако минимальная потребительская корзина, рассчитываемая в настоящее время в России и на уровне регионов, отражает структуру потребления низкодоходных групп населения и поэтому не может служить ориентиром, к которому следует стремиться.

В перспективе в стоимость потребительской корзины в субъекте РФ надо включать и бытовые услуги, с тем, чтобы полнее учитывать потребности граждан для достойной жизни. Социальные нормативы должны показывать перспективу формирования жизненного уровня населения, характеризовать целевые установки развития социальных процессов. Без этого бессмысленна разработка любых мероприятий. Минимальная заработная плата должна выполнять присущие ей воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции. Минимальные и максимальные размеры пенсий, стипендий становятся социальными нормативами при условии соответствия требованиям минимального и рационального потребительского бюджета соответствующей половозрастной категории.

В отношении рынка БОН региональные социальные нормативы потребления должны разрабатываться с учетом необходимости их применения, как показано выше: минимальные — для обеспечения бытового обслуживания малообеспеченных граждан и семей, рациональные — для прогнозирования возросшего качества жизни.

Минимальные нормативы потребления бытовых услуг могут различаться по различным городам и населенным пунктам. Однако их величины должны пересматриваться с возможностями городских бюджетов и переутверждаться вместе с разработкой очередной программы развития бытового обслуживания.

Чтобы определить диапазон тех средств, которые требуются для удешевления бытовых услуг, необходимо:

1) дать оценку минимальных потребностей населения по социально значимым видам услуг, выраженных в количестве возможных обращений граждан соответствующего контингента (ремонт обуви; ремонт одежды; услуги бань и душевых; фотоуслуги; парикмахерские услуги);

2) с учетом сложившихся цен определите, нормативы в стоимостном выражении по видам услуг, умноженные на возможный процент скидки;

3) рассчитать суммарный норматив (минимально необходимые средства).

В качестве актуальных проблем остаются:

• определение перечня бытовых услуг для малообеспеченных граждан по типу потребительской корзины;

• проведение маркетинговых исследований определения потребностей граждан, в т.ч. малообеспеченных, в бытовых услугах; с аналогичными целями при Центре и домах малого бизнеса целесообразно организовать постоянно действующие отделы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями;

• завершение исследований, позволяющих определить источник финансирования бытовых услуг по сниженным ценам в сельских районах и для малообеспеченных граждан; органы местного самоуправления не располагают средствами для компенсации предприятий, оказывающих услуги по сниженным ценам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.