Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ состояния организации бытового обслуживания населения




Человек и его потребности

 

Учебно – методическое пособие

Автор-составитель М.В.Мухина

Редактор Л.И.Опарина

_____________________________________________________________________________

Подписано в печать 2009г. Печать оперативная

Объем печ.л. Тираж 100 экз. Заказ

Нижегородский государственный педагогический университет

Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»

603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова,1

 

 

Бытовое обслуживание населения является главным направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране.

Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд. руб., а темп его роста в 1988 - 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн. человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания.

В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).

В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как отрасль. Более того, многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка, стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется.

Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население, то сейчас положение изменилось. Лишь 5 - 10% наиболее обеспеченного населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например, в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб., а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 - 15 раз ниже.

Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы за это время обслужить 15 - 20 клиентов по доступным ценам и получить те же деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над ней, ситуация несколько лучше.

Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке — сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от бытового обслуживания. Теперь же бюджет получает от бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания.

Ссылка на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась явно дилетантской по отношению к сложнейшим и тончайшим механизмам рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система профессионального регулирования сферы бытовых услуг - от федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2-3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе.

На сегодняшний день необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности.

Бытовое обслуживание - это профессиональное ремесло, традиции, способ организации быта нашего населения, которые должны быть надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных.

В соответствии с федеральными законами организацией бытового обслуживания населения в государственном масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный, ни территориальный, ни местный уровни управления. Бытовое обслуживание полностью отделено от государства.

В бытовом обслуживании используются примерно 3000 технологических процессов и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых технологий таковы, что их нарушение может привести к опасным и очень опасным для потребителя последствиям. Так, при химчистке применяются компоненты, из которых 236 являются ядами; услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно - эпидемиологическом отношении; 40% сапожников имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта и обслуживания предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних животных (особенно бродячих собак) при отклонении от технологии может привести к заражению весьма опасными для жизни человека бактериями; некачественная переработка сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это лишь небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении технологий бытового обслуживания.

Ранее в России защитой потребителей, разработкой технологии и подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались 14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 4 вуза с тремя филиалами, 19 техникумов, 99 учебно-производственных комбинатов, а в каждом субъекте федерации имелся специализированный производственно-технический комбинат бытового обслуживания, 10 - 12 отраслевых объединений, в составе которых были производственные, технологические, метрологические, и внедренческие службы, отделы управления качеством. Сегодня вся эта огромная профессионально-технологическая структура бытового обслуживания практически не существует.

Таким образом, налицо, с одной стороны, полное отделение службы быта от государства, а с другой - ликвидация профессионально-технологических структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без которых существование этой сферы деятельности в рамках правового поля статьи 71 Конституции РФ невозможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.