Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст №3




Выделяют так же «фундаментальные эмоции» (по К.Изарду)

В. Даль так характеризует их:

Радость - «внутреннее чувство удовольствия,приятного, вследствие желанного случая, положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить потребность.

Страдание- «скорбеть,тосковать,болеть душою нравственно», отрицательное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворить важнейшие жизненные потребности, имеет характер астенической эмоции.

Горе- «беда, несчастье,злополучие, напасть,печаль, скорбь»

Удивление -«казаться странным,чудным,необычным,нежданным», не имеющее чётко выраженного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. Удивление тормозит все предшествующие эмоции, направляя внимание на объект его вызвавший.

Страх - «тревожное состояние души от испуга,грозящего или воображаемого

Бедствия, отрицательное эмоциональное состояние, появляется при получении информации о возможном ущербе для жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. Страх может быть как стеническим, так и астеническим, протекать как в виде стресса, так и в виде аффекта.

Стыд - «внутреннее сознание предосудительного,самоосуждение, раскаяние и смирение,исповедь перед совестью», отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и помыслов с ожиданиями окружающих и собственными представлениями о подобающем поведении.

 

Презрение -«пренебрегать,считать ничтожным, недостойным», отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций с партнёром.

Отвращение- «омерзение,антипатия,ненависть», отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками и принципами человека.

Интерес- «сочувствие в ком или в чём,участие, забота,важность дела», положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Волнение- «возмущать,смущать,приводить в беспокойство»

Гнев- «сильное чувство негодования, вспышка, озлобление»,имеет стенический характер, эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным препятствием на пути удовлетворения важной потребности.

Чувства одно из ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому,что она познаёт и делает.Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на

Весть строй духовной жизни человека. Чувства возникают в результате обобщения эмоций. Имеют отчётливо выраженный предметный характер; связаны с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или ододщённом).Чувства образуют ряд уровней- начиная от чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Особенности чувств: интенсивность, продолжительность, осознанный характер, связь с конкретными предметами, действиями, людьми, идеями, разноуровневость. Чувства классифицируются по содержанию.Выделяют следующие виды чувств:

Моральные – чувства,в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному, развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения с людьми и обществом в целом. К моральным чувствам относят любовь,гуманность, сострадание, доброжелательность, преданность и т. п.

Интеллектуальные - возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами. Формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира,связаны с радостью открытий нового, удовлетворением решением новой задачи. К интеллектуальным чувствам относят удивление любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т. п.А. Эйнштейн писал «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания».

Эстетические - развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, восприятии природы. Отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и отображении их в искусстве. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. К эстетическим чувствам можно отнести чувство юмора. Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства именуются высшими чувствами, т. к. в них заключено всё богатство отношений человека к действительности. Их нельзя свести к сиюминутным эмоциональным переживаниям, они присущи только человеку.

Чувства различаются по скорости возникновения, силе и продолжительности. Иногда чувства возникают очень быстро, например в виде вспышек радости. Но иногда проявляются очень медленно. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний. Основными являются:

Настроение -эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью, окрашивает всё поведение человека в течение значительного промежутка времени. Настроение может продолжаться дни, недели, месяцы. Это «разлитое общее состояние. По преобладающему у индивида настроению называют его весёлым, жизнерадостным, либо грустным, апатичным. Причиной какого- либо настроения может быть значимое событие в личной или общественной жизни, состояние его нервной системы, состояние его здоровья, мера удовлетворённости ходом жизни, особенности взаимоотношений с людьми, особенностями окружающей среды..Характеризуется безотчётностью и слабой выраженностью, хотя иногда приобретает выраженную интенсивность. Настроение влияет на мысли и действия человека.

Страсть - длительное и устойчивое эмоциональное состояние. Характеризуется сильным эмоциональным накалом. Возникает при сильном стремлении к определённым действиям, к достижению цели. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Это вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета, человека.

Аффект - чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие эмоциональные кратковременные состояния(аффекты отчаяния, ужаса, ярости). Это эмоциональный взрыв. Сильное возбуждение проявляется в бурных движениях, беспорядочной речи. Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижают уровень организованности. В состоянии аффекта может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, могут быть совершены необдуманные поступки.

Аффект- это взрыв, отчаяние, ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию. Развитие аффекта подчиняется закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось прилагать, чтобы его реализовать, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Особенности аффектов: большая интенсивность, кратковременность, безотчётность, диффузный характер, воспринимаются субъектом как состояния «я». Аффекты способны оставлятьсильные и устойчивые следы в долговременной памяти, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Аффект подчиняется закону: чем более сильный исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект.

Одним из распространённых в наши дни аффектов является стресс.

Это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Г. Селье отмечал, что стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс помогает приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Стрессором может быть любое событие, выходящее за рамки привычного для человека, как отрицательное, так и положительное.

При сильном стрессе учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная дезорганизацией поведения., наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, нарушения памяти и мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и чёткость мысли, сообразительность. Такой стресс является позитивным и называется эустресс.

Выделяют следующие стадии стресса:

1. Непосредственная реакция на воздействие(стадия тревоги).

2. Максимально эффективная адаптация (стадия резистентности).

3. Нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Возникновение и переживание стресса зависит как от объективных факторов, так и от субъективных. Большое значение имеют особенности самого человека: личностные особенности, оценка им ситуации, сопоставление своих сил и способностей с тем, что от него требуется, значимость ситуации для человека, его отношение к ней, оценка угрозы.

К понятию стресса близко понятие фрустрация..

Фрустрация -переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности, крайняя неудовлетворённость стремления.Сопровождается дезорганизацией сознания и деятельности.Фрустрация появляется тогда, когда степень неудовлетворения выше, чем человек может вынести.Самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствие. Иногда человек применяет уход в качестве реакции на фрустрацию. Фрустрация влечёт за собой эмоциональные нарушения тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Фрустрация может ослабевать, исчезать и усиливаться.

 

Стрессы могут приводить к эмоционально-личностной дезадаптации, которая чаще возникает 1) в критические переходные возрасты;

2) в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психической напряжённости;

3) при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье, на работе, в школе, с друзьями и т.п. Дезадаптация может сопровождаться нарушениями: эмоциональными, физиологическими, (нарушение сна, потеря аппетита, головные боли и т.п.),поведенческие нарушения. В отношении с окружающими дезадаптированный человек может проявлять повышенную грубость, раздражительность, отстранённость, либо полную податливость чужой воле на фоне пассивности. Важно осуществлять своевременную диагностику и коррекцию причин эмоциональной дезадаптации, т.к. запаздывание с этой работой приводит к стойким патологическим нарушениям в личностном развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.