КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные течения европейской философско-психологической мысли Средневековья
Особенности христианской антропологии С точки зрения Библии, человек - существо привилегированное, созданное Богом «по образу и подобию своему». И человек должен стремиться к Богоподобию. Но в то же время Библия акцентировала внимание на идее комплекса вины и принципе изначальной греховности человека. Путь духовного совершенствования человека интерпретируется по-новому. Греки видели только один путь обретения Богоподобия, совершенствования человека - развитие интеллекта и тела. Библия делает акцент на воле, и как следствие, на аскетичности и постоянном самоотречении. Стать святым, согласно Библии, - значит исполнять волю Бога, повиноваться его заповедям, хотеть того, что прописано в 10 заповедях, принять Божью волю как свою. То есть, уже не интеллект, а воля превращается в центральное личностное образование, системообразующую характеристику души. Идеалом греческой философии были познание, наука, разум. Библия знанию противопоставляет веру. Вера в истинность положений Священного Писания вытесняет логические доказательства, обоснования, исследования. Антагонизм веры и знания наиболее ярко был выражен К. Тертуллианом: «Верую, ибо это абсурдно». Он доказывал, что сила истинной веры обратно пропорциональна доводам человеческого рассудка. Только то, что закрыто, абсурдно для рассудка, может быть понятно верующей душе. В этот период естественно-научное познание приостанавливается. Эмпирическое познание замещается религиозной догматикой. В VIII в. Зарождается схоластика – искусство истолкования Священного писания для выдвижения аргументов в спорах. Слова выдаются за реальные предметы; сочетания и разделения слов - за действительные связи и разграничения. Происходит подмена научного знания реальности абстрактными вербальными конструкциями. По-новому стало оцениваться морфологическое строение человека. В античности существовал двусоставный человек (душа и тело). Христианство ввело третью, высшую подструктура, и человек стал триединым: тело - душа - дух. Дух - причастность к Божественному посредством веры. Роль чувственной сферы умаляется; подчеркивается ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на развитие человека. В русле христианской науки серьезное обсуждение получили учения Аристотеля и Платона. Для схоластов привлекательными являлись, с одной стороны, тезис Платона о душе как о самостоятельной духовной субстанции (это помогало доказать бессмертие индивидуальной души), с другой, - идея Аристотеля о душе как о форме тела, в опоре на которую обосновывалась целостность человека и главенствующая роль души. Приоритет в итоге был отдан Аристотелю. Но учение Аристотеля было теологизировано: из него было изъято естественно-научное содержание и существенно усилен его этико-теологический, мистический аспект. В схоластике выделялись два основных течения: реализм и номинализм. Реалисты считали, что в божественном уме (и в Библии) объективно существуют общие понятия. Поэтому анализ можно проводить только в заданных рамках и только на заданную в Священном писании тематику. Номиналисты (от «номен» - имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами. Номиналисты ориентировали исследователей на частичный отход от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления. Возникновение томизма Фома Аквинский (1225-1274) являлся наиболее радикальным представителем реализма. Его учение было канонизировано (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название «томизм», а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323). Фома Аквинский отстаивал одну истину - религиозную, нисходящую свыше, и считал, что при возникновении разногласий между разумом и верой, разум должен уступить.Он доказывал бессмертие души, говорил о зависимости человека от Божьей милости, о личной ответственности перед Всевышним. Душа рассматривалась им как посредник между материальным миром и Творцом. Сознание и самосознание абсолютизируются, и психика человека противопоставляется всем другим формам жизнедеятельности. Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский располагал различные ее формы в виде своеобразной лестницы - от низших к высшим. Каждому явлению в этой иерархии отводилось свое, строго определенное и отграниченное от других явлений место. В иерархической последовательности размещались души (растительная, животная, человеческая); внутри каждой из них - способности и далее - их продукты (ощущение, представление, понятие). Номиналистические направления европейской средневековой схоластики. В. Оккам (1300-1350), отвергая томизм, отстаивал учение о двойной истине; утверждал, что философия, опирающаяся на логические рассуждения, и религия, черпающая свои истины в Священном Писании, имеют различные предметы исследования. Предмет философии - познание природы, а религии - моральная сфера человеческой жизни. Он призывал опираться в познании на чувственный опыт и считал, что универсалии не являются реальными субстанциями, имеющими свое существование вне человеческой психики. В. Оккам ввел в науку принцип, получившее название «бритва Оккама», согласно которому не следует умножать сущности без необходимости. Нет смысла при объяснении каких-либо явлений прибегать к помощи многих сил или факторов, если можно обойтись их меньшим числом. Не следует делать что-то посредством многого, если это можно сделать посредством меньшего. Например, изучая поведение животных, не надо наделять их умом человека и ориентироваться на антропоморфизм (подобно А. Брему), если есть более простой способ объяснения. Это учение стало основой закона экономии в психологии. С этой точки зрения он определяет отношение к понятию «душа». Оккам указывает, что существование души не может быть доказано ни опытным путем, ни на основе рассудка; в это можно только верить. Из этого делается вывод, что душа как объяснительное понятие должна быть выведена за пределы философского и научного исследования и помещена в область религиозных истин. Д. Скотт (1270-1308) выступал за разграничение ума и веры, философии и теологии. На первое место выдвигал волевое начало как лежащее в основе творения мира. Отстаивал свободу воли человека, рассматривая ее как сущностную характеристику души. Развивал номиналистичекую идею о том, что индивидуальное выше общего. П. Абеляр (1079 - 1142)доказывал преимущество знаний перед слепой верой, сравнивая человека, читающего Божественные тексты и не понимающего их, с ослом, играющим на лире. Высказывал сомнение в истинности многих интерпретаций Священного Писания. Доказывал, что разум не должен опираться на «истины веры». Разум обособляется им от веры и становится ее условием («понимаю, чтобы верить»). Он считал, что универсалии не обладают самостоятельной реальностью; реальны отдельные вещи. Но универсалии получают определенную реальность в сфере ума в качестве понятий. Основа знаний - чувственное восприятие, в котором человеку дано единичное. Мораль не находится, согласно Абеляру, целиком в руках Бога; человек сам вершит свою судьбу и отвечает за свои деяния. Подчеркивается, что поступок человека сам по себе - не злой и не добрый. Его характер определяется намерением человека, его совершающего. Английский ученый Р. Бэкон (1214-1292) первым употребил понятие «опытная наука». Он указывал, что «без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере», что «опытная наука - владычица умозрительных наук». Приоритетное место отводил естественным наукам, использующим эксперимент и математику. Р. Бэкон опирался на Аристотеля, восстанавливая истинный смысл его учения. Выдвинул идею о «перспективе», взяв это понятие из оптики. Ощущение (прежде всего зрительное) рассматривается им как основа познания, ибо посредством зрения человек устанавливает различие между предметами, а это составляет суть всех знаний о мире. Сенсорные зрительные явления Р. Бэкон связывал с общими законами распространения, преломления и отражения света, существующими независимо от человека в природе и являющимися первичными по отношению к эффекту, производимому ими в материальном органе. Таким образом, в период Средневековья продолжалось развитие психологической мысли, активно шел процесс переосмысления и творческого развития идей предшественников, формировались ростки нового психологического знания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |