Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика периода Возрождения




Тема 4. Психологическая мысль периода Возрождения (XV - XVI вв.)

Глоссарий

Психологические воззрения Ибн Рушда

Ибн Рушд (Аввероэс) (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма. Отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал мистические идеи Альгазена. Считал, что познать мир можно разумом, но не верой. Вытекающее из учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека было несовместимо с Кораном. Его идея о наличии универсального всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Но развитие восточного перипатетизма было прервано после разгрома Кордовского халифата, образования Испании (1492) и введения массовой практики инквизиционных процессов.

Волюнтаризм, номинализм, схоластика, томизм, аверроизм, перипатетики, пневма, фатализм.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте общую характеристику средневекового мышления

2. Чем характеризуется христианская антропология?

3. Чем отличаются два основных течения схоластики?

4. Какие подходы в понимании человека формируются в арабоязычной культуре?

5. Проанализируйте основные постулаты учений арабских мыслителей

Задание для самостоятельной работы

Подготовить эссе на тему «Как описывается путь духовного совершенствования в Средние века?»

Для эпохи Возрождения (др. название «Ренессанс») характерны следующие черты. Европа оправилась от последствий «черной смерти» - эпидемии чумы унесшей в XIV в. треть населения Европы и разрушившей сельское хозяйство. Традиционная система феодально-общественных отношений трансформируется. Меняется самосознание различных слоев населения. Появляется протестантизм, возникают Реформация и Контрреформация. На научное мировоззрение европейцев повлияли великие географические открытия. Благодаря изобретению книгопечатания стало возможным тиражирование и широкое распространение научной литературы. Это приводит к «гуманизации» мировоззрения, Античность вновь становится важнейшим ориентиром новой культуры. Критикуется основной постулат средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея об оценивании человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию. В определении человека происходит переход от понятия «индивид» к понятию «индивидуальность», в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида. Но в обществе присутствуют и элементы регресса. Например, опустошительные войны: Крестьянская война в Германии (1524-1526), Тридцатилетняя война между католиками и протестантами (1618-1648), Религиозные войны во Франции. У Инквизиции появляется новый инструмент репрессий: «Молот ведьм» (1487), книга постулирующая, что женщина порочнее мужчины и более склонна к контакту с нечистой силой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.