Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические идеи Т. Гоббса




Декарт - предтеча современной философии и психофизиологии

Р. Декарт (1596-1650) - крупнейший мыслитель Нового времени, поставивший перед наукой психофизическую проблему (проблему соотношения души и тела). Он считал, что душа и тело имеют разную природу. Душа локализована в эпифизе. При активизиции души она давит на животные духи (особая жидкость находящаяся в желудочках мозга и нервных трубках). Давление передается в мышцы и раздувает их. Вследствие этого мышцы сокращаются. Т.о., по проводящим каналам циркулируют животные духи, которые вызывают движения частей тела. Этот механизм был назван рефлексом.

Декарт отождествил психическую реальность и сознание (т.е., считалось, что все психические акты осознаются, и бессознательных явлений нет). При этом считалось, что животные лишены психики, т.к. у них нет сознания. Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты относились Декартом к чисто телесным, «не просветленным мышлением» и исключались из сферы психического. В качестве главного метода исследования психики называлась интроспекция.

До Декарта считалось, что душа влияет на тело, а обратного влияния почти нет. Душа с этой точки зрения выступает как кукольник. Декарт отметил, что и душа влияет на тело и наоборот. Т.е. происходит взаимодействие души и тела. Они являются двумя автономно существующими субстанциями. Эта концепция позднее стала назваться «дуализм Декарта».

Главный его труд – «Страсти души». Под страстями им понимаются не сильные и длительные чувства, а «страдательные состояния души», возникающие тогда, когда мозг сотрясают «животные духи», которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти понимаются одновременно и широко (как все познавательные процессы - ощущения, восприятия, представления, память, воображение, эмоции, аффекты, кроме чистого мышления), и узко (как аффекты, или душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий).

Т. Гоббс (1588-1679) категорически отвергал душу как особую сущность. Человек определялся им как телесное существо. При этом опровергается дуализм Декарта и наличие самостоятельной мыслящей субстанции.

Все психические функции определяются как проявление деятельности тела. Ощущение описывается итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта. Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.

Т. Гоббс выдвинул ассоциативный принцип для описания работы психики. Так, ощущение есть момент перехода внешних движений во внутренние. Все другие психические явления производны от ощущений. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие, в свою очередь, цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие.

Т. Гоббс создатель «теории общественного договора»: человек эгоистичен и до образования государства происходила «война всех против всех». Но люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне, поэтому они создают «общественный договор» и образуют государство с его законами и судебной системой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.