![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акцентуации характера у подростков
Особенности личности подростка. Выделяют следующие виды направленности личности подростка: - гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны; - эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество; - депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Развитие самосознания подростка приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла «самоопределением ». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертинность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. 2. Застревание. Склонность к “застреванию аффекта”, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», зашкаленные. 3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. 4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. 5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности. 6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении - как гипертимные. 7. Демонстративиость. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания (“пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными”). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду. 8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. 9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество. 10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративному, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента). Темы для самостоятельного изучения: 1. Проблема психологического развития подростков в современных условиях. 2. Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.
Вопросы для повторения: 1. Современная социальная ситуация развития подростков. 2. Проблема кризиса подросткового возраста. 3. Проблема ведущей деятельности подростка. 4.«Чувство взрослости» как мотивация развития подростка и как основное психологическое новообразование. 5. Психосексуальное развитие подростка. 6. Общение подростка со сверстниками. Отношения подростков с взрослыми. 7. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте. 8. Развитие личности в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования.
. Вопросы для обсуждения: 1. Кризис подросткового возраста в психологических концепциях (С. Холл, Э. Шпрангер, В. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский). 2. Современная социальная ситуация развития подростков. 3. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. 4. Проблема ведущей деятельности подростка. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. «Чувство взрослости» как мотивация развития подростка и как основное психологическое новообразование. Виды взрослости. 5. Психосексуальное развитие подростка. Завершение половой идентификации. 6. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Общение со сверстниками. Дружба, особенности ее развития. Общество сверстников в школе и вне ее. Подросток в неформальных молодежных объединениях. 7. Отношения подростков с взрослыми. Отношения между родителями и подростками. Самостоятельность и зависимость. Конфликт ценностных ориентаций. 8. Учебная деятельность подростков. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Проблема формирования профессиональной направленности. Трудовая деятельность, ее значение для формирования личности школьника. 9. Развитие личности в подростковом возрасте. Формирование самосознания как основного новообразования. Особенности Я–концепции подростка. Формирование нравственных убеждений. Негативные установки и причины их возникновения. Проблема оценки и самооценки. Возникновение идеалов, как воплощение уровня притязаний. 10. Развитие аффективно - потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие волевой сферы и стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию. Проблемы саморегуляции. Эмоциональная нестабильность, импульсивность поведения. Проблема самовоспитания в подростковом возрасте. 11. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие творческого воображения. Становление абстрактно-логического мышления. Склонность к экспериментированию. Стремление к самостоятельности и оригинальности мышления. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.
Темы рефератов и научных сообщений: 1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте. 2. Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка. 3. Проблема психологического развития подростков в современных условиях.
Тезис лекции 11. Особенности психического развития личности в ранней юности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |