Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте




Становление самосознания в юношестве.

Самосознание не изначальная данность, присущая че­ловеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от­крываются все новые стороны бытия, но происходит бо­лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь чело­века, образует самое сокровенное и основное содержа­ние его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переори­ентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов.

Одним из механизмов формирования самосознания яв­ляется самооценка. Юношеская самооценка, отличаю­щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенно­сти: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

Одно из достижений юношеского периода - новый уро­вень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

- открытие своего внутреннего мира во всей его инди­видуальной целостности и уникальности;

- стремление к самопознанию;

- формирование личной идентичности, чувства инди­видуальной самотождественности, преемственности и единства;

- самоуважение;

- становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

центральный психологический процесс здесь - это формирование личной идентичности.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кри­зиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального само­определения и достижений в избранной деятельности. Чрезвычайно важный компонент самосознания - само­уважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеально­го «Я».

Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я - концепции» у юноши. «Я-концеп­ция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это «тео­рия самого себя».

Подростки и юноши значительно чаще, чем люди стар­шего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изо­ляции, не от плохого окружения, а от невозможности вы­разить в общении всю полноту чувств.

Число друзей своего пола у юношей от седьмого к де­сятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот, становится боль­ше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники.

Для ранней юности типична идеализация друзей и са­мой дружбы. Представление о друге стоит значительно ближе к "идеальному Я«подростка, нежели к его пред­ставлению о своем наличном «Я». Одной из главных не­осознаваемых функций юношеской дружбы является под­держание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», по­зволяя молодым людям выразить переполняющие их чув­ства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего по­требность в эмоциональном контакте, понимании, душев­ной близости: эротические мотивы в ней почти не выра­жены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротиче­ские желания очень часто не совпадают и могут быть на­правлены на разных партнеров. Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объест привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола; под­ражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами».

Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых явля­ется он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пе­режить чувство первой любви. Ч каждого она индиви­дуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отноше­ний, в какой мере достойно он решает проблемы, связан­ные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.