КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст и труд
Способности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения того или иного вида деятельности. Всякая деятельность предъявляет определенные требования к системе свойств личности, начиная с физических и заканчивая интеллектуальными. Удовлетворяющий этим требованиям человек будет успешно выполнять учебную и профессиональную деятельность. Различают два уровня способностей: репродуктивный и творческий. В процессе развития способностей оба уровня взаимодействуют, ибо для самостоятельного подхода в решении задач (творческий уровень) требуется уровень репродуктивный, связанный с первоначальными условиями обучения по принятым правилам. Способности формируются в конкретных жизненных условиях при решающей роли воспитания и обучения, социального опыта человека. Природными предпосылками способностей являются задатки, которые представляют собой возможности для развития способностей в деятельности. К задаткам относятся не только анатомо-физиологические особенности организма (строение тела для балерины), но и психофизиологические свойства (повышенная чувствительность зрительного, слухового анализатора) и типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, преобладание процессов возбуждения или торможения), определяющие вид темперамента. Задатки проявляются в склонностях человека к тому или иному виду деятельности и обнаруживаются в стремлении человека заниматься именно этим видом деятельности. Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и специальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способностей. Способности, как считает Б. М. Теплов, не только проявляются в деятельности, они создаются этой деятельностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психофизиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями деятельности. При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности. Известны исследования, проведенные с помощью лонгитюдного и биографического методов изучения творческой деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуального развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательности в проявлении способностей в разных видах деятельности. Оптимальные показатели проявления способностей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в философии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте - подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41-43 года, а заметный спад - в 47 лет. Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической работой. Последняя является благоприятным условием формирования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности. На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изобретатель). Ценностные ориентации человека зависят от возрастного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благополучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе рабочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста. Труд требует со стороны человека умственного напряжения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллектуальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напряженности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |