Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд как ведущая деятельность периода зрелости




Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых.

Факторы – возраст и обучение - выступают не изоли­рованно, а во взаимосвязи. Они в совокупности влияют на человека и определяют восприимчивость его к условиям жизни, формам и средствам обучения, меняя отношение к учебному процессу, содержанию учебного материала.

Восприимчивость к средствам обучения, понимаемая как обучаемость, у лиц разного возраста, но с одинако­вым уровнем образования неодинакова. Так, представи­тели старшей возрастной группы жалуются на снижение памяти, быструю утомляемость на занятиях. Б. А. Греков, сопоставляя память 30-летних и 70-90-летних, обратил внимание на общевозрастное снижение памяти лишь в 90 лет. Уровень механической и образной памяти сни­жается быстрее, чем смысловой, отличающейся продол­жительной стабильностью (70 лет и старше).

При сравнении уровней развития памяти, мышления и интеллекта двух групп взрослых (обучающихся и необу­чающихся) оказалось, что у необучающихся наблюдается значительное снижение уровня развития всех функций памяти, но особенно кратковременной по слуховой мо­дальности, непроизвольного запоминания слов, вербаль­ного и образного запоминания.

У обучающихся структура памяти оказалась сходной со структурой памяти периода ранней зрелости (18-25 лет), т. е. возраста, который характеризуется самыми высоки­ми показателями развития памяти. Активная умственная деятельность в процессе усвоения знаний способствует сохранению функций памяти.

У обучающихся по сравнению с не обучающимися обна­ружены более высокие показатели развития вербально-логического, образного и практического мышления, взаи­мосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью.

Как показывает экспериментальный материал, в про­цессе учебной деятельности наряду с расширением ум­ственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Не обу­чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вер­бального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости.

Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюда­ется преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.

Становление личности как субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на про­тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю­щих развитие.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздей­ствие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе он­тогенеза.

Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфазности в развитии психофизиологических функций, заклю­чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо­тоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож­дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто­рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про­цессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация.

Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз­ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси­ленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь­ный прогресс протекает в этот период в условиях относи­тельной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей.

Вторая фаза развития тех же функций - специализа­ция - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминиру­ет, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Средства воздействия на человека в период профес­сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея­тельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль­ных способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.