Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет)




Этот период часто называют геронтогенезом, или пе­риодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители,

Переходным состоянием от зрелости к старости по воз­растной периодизации жизненного цикла человека неко­торые авторы считают пожилой возраст. Главной особен­ностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.

Люди этого возраста уже не так сильны физически, об­щий запас энергии у них становится существенно мень­ше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной си­стем. Утрачивается живость тканей организма.

В развитии когнитивной сферы происходят измене­ния, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая па­мять сохраняется.

Изменения в эмоциональной сфере, неконтроли­руемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению спо­собности справляться со сложными ситуациями, наблюда­ется привязанность к прошлому, власть воспоминаний.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.

Мотивация 60-летнего человека: потребность в само­реализации, созидании и передаче наследства. После 70 лет на передний план выходит другая проблема - под­держание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.

Семейные отношения дают человеку ощущение защи­щенности, стабильности и прочности, во многом опреде­ляют радости и горести пожилого человека.

Я-концепцией в старости движет стремление интег­рировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конф­ликтов, выработке адаптивных личностных свойств, уме­нии извлекать полезные уроки из прошлых неудач, спо­собности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Противоречие между близостью и изоляцией как характерная для ранней взрослости проблема. Проблема достижения идентичности и близости на протяжении всей жизни человека.

2. Совладающее поведение и защитные механизмы личности.

3. Различия в восприятии людьми средних лет своего возраста. Факторы, обуславливающие реакцию людей на наступление среднего возраста.

4. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте.

5. Модель развития взрослых по Р. Хейвигхерсту.

6. Физические изменения, происходящие в процессе старения и факторы их вызывающие.

7. Когнитивные изменения в старости и факторы их вызывающие.

8. Особенности семейных и личных отношений, определяющих стрессы и радости преклонного возраста.

 

Вопросы для повторения:

1. Подходы к классификации возрастов в акмеологии (Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Гинзбург, Б. Г. Ананьев др.).

2. Периодизация периода зрелости.

3. Общие условия перехода к зрелости. Общественно – полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Возраст и труд. Самореализация.

4. Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до40 лет). Кризис 30-35 лет.

5. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет). Закономерные физиологические изменения в средней взрослости. Кризис середины жизни.

6.Изменения в психической жизни человека в период поздней взрослости (с 60 лет). Характеристика выделенных трех групп: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Ведущие факторы развития продуктивного старения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные аспекты физического развития в ранней, средней и поздней взрослости (сила и выносливость, физическая форма и здоровье, способность к воспроизведению потомства).

2. Психосоциальное развитие в ранней взрослости.

3. Особенности взаимосвязи между Я индивидуума, его семьей и работой.

4. Факторы, влияющие на выбор профессии.

5. Особенности взаимосвязи между Я индивидуума, его семьей и работой.

6. Особенности развития человека в среднем возрасте. Физические изменения в среднем возрасте и факторы вызывающие их.

7. Психосоциальное развитие в средней взрослости.

8. Негативные и позитивные мнения о старости в обществе. Отношение к старым людям у представителей разных культур.

9. Психосоциальное развитие в поздней взрослости.

10. Физические, экономические и социальные условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Сходства и различия между работающими мужчинами и женщинами.

2. Образование пары как выражение близости. Мотивы выбора взрослыми людьми альтернативных образов жизни.

3. Социальная политика и пожилые люди.

4. Завершение полного жизненного цикла. Отношение к смерти и процессу умирания в зависимости от возраста, периода жизни и прошлого опыта, связанного со смертью.

 

 

Список литературы по дисциплине




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.