КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет)
Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители, Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма. В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется. Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После 70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п. Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека. Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Темы для самостоятельного изучения: 1. Противоречие между близостью и изоляцией как характерная для ранней взрослости проблема. Проблема достижения идентичности и близости на протяжении всей жизни человека. 2. Совладающее поведение и защитные механизмы личности. 3. Различия в восприятии людьми средних лет своего возраста. Факторы, обуславливающие реакцию людей на наступление среднего возраста. 4. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте. 5. Модель развития взрослых по Р. Хейвигхерсту. 6. Физические изменения, происходящие в процессе старения и факторы их вызывающие. 7. Когнитивные изменения в старости и факторы их вызывающие. 8. Особенности семейных и личных отношений, определяющих стрессы и радости преклонного возраста.
Вопросы для повторения: 1. Подходы к классификации возрастов в акмеологии (Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Гинзбург, Б. Г. Ананьев др.). 2. Периодизация периода зрелости. 3. Общие условия перехода к зрелости. Общественно – полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Возраст и труд. Самореализация. 4. Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до40 лет). Кризис 30-35 лет. 5. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет). Закономерные физиологические изменения в средней взрослости. Кризис середины жизни. 6.Изменения в психической жизни человека в период поздней взрослости (с 60 лет). Характеристика выделенных трех групп: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Ведущие факторы развития продуктивного старения.
Вопросы для обсуждения: 1. Основные аспекты физического развития в ранней, средней и поздней взрослости (сила и выносливость, физическая форма и здоровье, способность к воспроизведению потомства). 2. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. 3. Особенности взаимосвязи между Я индивидуума, его семьей и работой. 4. Факторы, влияющие на выбор профессии. 5. Особенности взаимосвязи между Я индивидуума, его семьей и работой. 6. Особенности развития человека в среднем возрасте. Физические изменения в среднем возрасте и факторы вызывающие их. 7. Психосоциальное развитие в средней взрослости. 8. Негативные и позитивные мнения о старости в обществе. Отношение к старым людям у представителей разных культур. 9. Психосоциальное развитие в поздней взрослости. 10. Физические, экономические и социальные условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию.
Темы рефератов и научных сообщений: 1. Сходства и различия между работающими мужчинами и женщинами. 2. Образование пары как выражение близости. Мотивы выбора взрослыми людьми альтернативных образов жизни. 3. Социальная политика и пожилые люди. 4. Завершение полного жизненного цикла. Отношение к смерти и процессу умирания в зависимости от возраста, периода жизни и прошлого опыта, связанного со смертью.
Список литературы по дисциплине
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |