Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные изменения в юности




Юность как стадия жизненного пути.

Юность - период жизни после отрочества до взросло­сти (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). В юности у молодого человека возникает пробле­ма выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к се­бе («Кто Я?«, «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная ду­ховная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориента­ции, предстоит сознательно разрушить или принять исто­рически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллек­туально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духов­ной жизни среди близких и других людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу.

При перехода от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Развитие человека в период юности может идти не­сколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, свое­го места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем от­носительно легко включаются в новую систему отноше­ний. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, ко­торые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбеж­но дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и ин­дивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реали­зующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и под­готовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра­зованием и самообразованием.

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логиче­ских операций и особенностями эмоционального мира ранней юности.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систе­мы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможно­стей.

Развитие внимания характеризуется противоречивы­ми тенденциями. Объем внимания, способность длитель­но сохранять его интенсивность и переключать его с од­ного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избиратель­ным, зависящим от направленности интересов.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием твор­ческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание дивергентного мышления, которое пред­полагает, что на один и тот же вопрос может быть мно­жество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению).

Творческие достижения по результатам многих иссле­дований статистически не связаны с успешностью учеб­ной деятельности в школе.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индиви­дуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по опреде­лению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознатель­но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность инди­видуальных вариаций в способах восприятия, запомина­ния и мышления, за которыми стоят различные пути при­обретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).

Развитие различных учебных умений при работе с текс­тами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное про­изводство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование по­знавательных интересов и профессиональной направлен­ности личности.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, пред­ставляют собой основу для формирования профессио­нальной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направ­ленность имеет достаточно выраженную половую специ­фику: у мальчиков чаще встречается техническая направ­ленность, у девочек - социальная и художественная.

Этапы становления профессионального само­определения.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.

Третий этап - предварительный выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготов­ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

Важнейшими психологическими предпосылками ус­пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват­ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля­ция личности.

Характерное приобретение ранней юности - форми­рование жизненных планов. Жизненный план как со­вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает­ся не только конечный результат, но и способы его дости­жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.