КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах и полномочия управления на высшем государственном уровне
Функции управления базируются на праве собственника в отношении любого объекта управления, которое состоит из трех правомочий: владения, пользования и распоряжения. Значит, функции управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах должны обеспечивать управление их воспроизводством (к примеру, защиту от размывания долей государства в акционерных обществах), использованием (получение дивидендов, соблюдение национальных интересов при управлении стратегическими АО) и трансформацией (возможность эффективной приватизации пакетов акций, закрепленных за государством). С учетом особенностей объектов, целей и задач управления государственными долями (пакетами акций) в АО общие функции управления имеют в настоящем процессе определенную специфику. Среди особенностей функции планирования в процессе управления государственными долями (пакетами акций) в АО выделяются, в частности, следующие: - необходимость совмещать интересы государства как акционера и как регулятора процесса экономического развития страны; - обязательность оформления конкретных планов (например, о приватизации тех или иных пакетов акций) в виде нормативных документов; - необходимость сокращения объектов управления до оптимального уровня. К особенностям функции организации в процессе управления государственными долями (пакетами акций) в АО относятся, в частности, следующие: - необходимость построить взаимодействие между отдельными звеньями управления, которые функционально и непосредственно не связаны между собой (межведомственная и межотраслевая организация); - необходимость четко разграничить полномочия между тремя уровнями управления: федеральным, уровнем субъекта федерации и муниципальным; - делегирование полномочий по реализации отдельных прав собственника специальному институту представителей интересов государства в акционерных обществах. Функции руководства в процессе управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах отличаются, в частности, следующими особенностями: - обязательность реализации системы регулирования строго в рамках процедур, регламентированных нормативными актами; - необходимость сочетания мер административного воздействия (директивы) и мотиваций (например, выдача гарантий под кредиты) в отношении объектов управления; - необходимость проведения широкомасштабной реструктуризации в сфере естественных монополий. Полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации по управлению акциями, находящимися в государственной собственности, (на уровне федеральной собственности) распределяются следующим образом. 1. Президент РФ дает разрешение на передачу акций, находящихся в федеральной собственности в распоряжение (залог, доверительное управление, вклад в уставные капиталы акционерных обществ). 2. Федеральное Собрание РФ ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций, в том числе стратегических акционерных обществ. Правительство РФ принимает решения о продаже акций, о закреплении в федеральной собственности, об использовании специального права («золотой акции»); определяет порядок назначения представителей РФ в органы управления и ревизионные комиссии АО. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает решения о продаже акций, от имени Российской Федерации осуществляет права акционера, в письменной форме дает представителям РФ директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ; организует учет акций, находящихся в федеральной собственности. Российский фонд федерального имущества владеет переданными ему акциями до момента их продажи; ведет учет обязательств покупателей; осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов. 6. Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом кандидатуры для назначения представителей РФ в органы управления АО, а также предложения по голосованию представителей РФ по вопросам повестки дня заседаний органов управления АО. Государство управляет принадлежащими ему акциями: - через институт своих представителей; - через институт доверительных управляющих; - через специализированное финансовое учреждение - Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Деятельность института представителей РФ подробно описана в литературе (смотри, например, [9]). Доверительное управление государственным и муниципальным имуществом будет рассмотрено в следующей теме. Российский фонд федерального имущества является специализированным финансовым учреждением при Правительстве Российской Федерации. РФФИ не только осуществляет продажу переданных ему для этих целей долей участия (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ), но и временно (до момента продажи) владеет указанными долями участия. Именно в этот период полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), исполняет РФФИ или назначенные им представители. В период владения государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах РФФИ получает и перечисляет дивиденды в бюджет соответствующего уровня. РФФИ дано также право выступать учредителем акционерных обществ, приобретать акции, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов. Исходя из функций, определенных нормативными документами, РФФИ разработал формы типовых договоров и соглашений, регламентирующих взаимоотношения фонда и привлекаемых к сотрудничеству профессиональных организаций. С целью продажи пакетов акций по максимально обоснованной цене РФФИ заключает договоры об услугах по оценке рыночной стоимости находящихся в федеральной собственности пакетов акций тех или иных ОАО со специализированными организациями, которые обязаны в двухмесячный срок произвести оценку объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства и стандартами оценки. Привлекаемые на основании соглашений профессиональные организации вырабатывают предложения по стратегическим направлениям экономического развития акционерных обществ, разрабатывают и представляют через РФФИ на рассмотрение органов управления АО бизнес-планы, включающие меры по стимулированию деловой активности АО, улучшению финансово-экономических показателей его деятельности, оптимизации управленческих затрат, увеличению рыночной стоимости акций, обеспечению максимальной выплаты дивидендов. В случае принятия решения о проведении коммерческого конкурса (если в плане приватизации утвержден этот способ продажи акций) партнеры РФФИ представляют предложения по инвестиционным условиям коммерческого конкурса с необходимыми экономическими обоснованиями мероприятий по реконструкции, модернизации и расширению производства АО. В период исполнения полномочий собственника пакетов акций РФФИ заключает договоры с физическими лицами для представления интересов Российской Федерации в органах управления АО. Для уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества и гарантированного получения средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки выбор финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества должен осуществляться на конкурсной основе.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |