КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности управления ценными бумагами, находящимися в государственной и муниципальной собственности
Ценная бумага является самостоятельным объектом гражданских прав, то есть вещью (статья128 Гражданского кодекса Российской Федерации). С ценной бумагой могут совершаться различные сделки (купля-продажа, мена, дарен хранение, доверительное управление, залог и т.д.), как и с большинством вещей. В то же время для целей гражданского оборота важным является экономико-правовое содержание ценной бумаги. Как следует из статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценная бумага — это документ, который удостоверяет определенные имущественные (и неимущественные — например, акция) права. Таким образом, для экономико-правового содержания ценной бумаги определяющим является ее происхождение, то есть источник того права (прав), которое (которые) она удостоверяет. Таким источником во всех случаях является какое-либо обязательство, которое по смыслу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой некое правоотношение, в рамках которого всегда существуют два лица (точнее - две стороны, с возможностью множественности лиц на любой из сторон). Эти лица — субъекты обязательства — выступают в качестве кредитора и должника. Кредитор является субъектом права, лежащего в основе обязательства, а должник, соответственно — субъектом обязанности (долга). Это означает, что по отношению к ценной бумаге, как вещи особого рода, всегда позиционируются две стороны того обязательства, из которого и проистекает право, удостоверяемое этой ценной бумагой. Именно это отличает ценную бумагу от любой другой вещи, где вторая (помимо собственника) сторона правоотношений появляется только в результате совершения сделки с этой вещью. Итак, ценная бумага во всех случаях является воплощением определенного обязательства, в свою очередь, являющегося продуктом определенной сделки (договора). Соответственно, владелец ценной бумаги автоматически становится обладателем того права, которое она удостоверяет. Вторая сторона является должником по ценной бумаге, то есть лицом, обязанным как по самой ценной бумаге, так и по обязательству, лежащему в ее основе. При этом кредитор по ценной бумаге может выступать только в единственном лице, а должников одновременно может быть несколько. Наиболее яркой иллюстрацией этого служит переводной вексель, где число должников может быть как угодно большим (векселедатель, акцептант-плательщик, индоссанты, авалисты — все они являются лицами, солидарно обязанными по векселю). Другим примером служит закладная, где на стороне должника могут быть два лица: залогодатель и должник по обязательству, обеспеченному залогом (ипотекой), а кредитор только один — залогодатель. Эмиссия и обращение ценных бумаг в РФ регулируется следующими нормативными правовыми документами: - Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ст. 142-149); - Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ст. 807-812, 816-817); - Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ст. 6, 114); - Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; - Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; - Постановлением Правительства РФ от 30.09.2000 № 754 "О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчётах о проведенной эмиссии". При анализе целей заимствований, осуществляемых публичными субъектами права (государством и муниципальными образованиями), имеет место несколько подходов. Теоретический подход основан на выделении трех целевых групп заимствований: - фискальные цели, - цели обеспечения экономической стабилизации и экономического стимулирования, - цели оптимизации распределения общественных ресурсов. Практический подход содержит финансово-правовой аспект и реализуется через действующее бюджетное законодательство, которое выделяет следующие цели заимствований: - финансирование планового дефицита бюджета, - покрытие так называемого «кассового разрыва», вызванного неравномерностью текущих доходных поступлений и бюджет, - погашение существующих обязательств, - финансирование целевых инвестиционных программ (капиталоемких проектов). При этом последняя из перечисленных целей может поглощаться первой, так как именно отсутствие источника финансирования инвестиционной программы в составе доходных статей бюджета порождает возникновение бюджетного дефицита на стадии планирования доходов и расходов бюджета. Это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования иного источника финансирования, который в рассматриваемой ситуации может иметь только заемный характер. Прямой перечень направлений расходования средств, привлекаемых органами публичной власти в виде заимствований, и Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует. В то же время из контекста и сопоставления ряда его статей следует, что приведенный выше перечень вполне справедлив. Так, статьей 04 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что «муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов … бюджетов, а также для финансирования расходов …бюджетов в пределах расходов на погашение... муниципальных долговых обязательств». Понятие «заимствование» тесно связано с понятием «муниципальный долг», которому посвящена статья 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень обязательств, составляющий муниципальный долг: - кредитные договоры; - займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных ценных бумаг; - договоры о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоры о предоставлении муниципальных гарантий. Очевидно, что эти обязательства имеют заемный характер, вследствие чего в общем случае должны именоваться заемными обязательствами. В соответствии с пунктом 4 статьи 104 Бюджетного кодекса российской Федерации от имени муниципального образования право осуществления муниципальных заимствований принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Несмотря на общепринятую и широко употребляемое словосочетание «муниципальные ценные бумаги», единственным видом таких ценных бумаг могут являться только облигации. Этот вывод подтверждается тем, что в соответствии со статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в перечень обязательств, составляющих муниципальный долг, входят: - кредитные договоры; - займы, осуществляемых путем выпуска муниципальных. ценных бумаг; - договоры о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоры о предоставлении муниципальных гарантий. Из этого перечня следует, что муниципальные образования могут выпускать ценные бумаги только для оформления займов. В свою очередь, в силу статей 816 и 817 Гражданского коде Российской Федерации выпуск и размещение облигации представляет собой относительно самостоятельный способ заключения договора займа. Таким образом, из сопоставления приведенных выше положений указанных нормативных правовых документов след уст, что к муниципальным ценным бумагам могут быть отнесены только муниципальные облигации. Экономическое содержание любой ценной бумаги сводится к следующим основным параметрам (характеристикам): 1)валюта обязательства; 2)срочность обязательства; 3)возмездность (стоимость, цена и т.д.), 4)цель выпуска (выдачи) ценной бумаги, 5)налогообложение дохода по ценной бумаге (или дохода от операции с ценной бумагой). Рассмотрим эти параметры (характеристики) применительно к муниципальным облигациям. Валюта обязательства Как следует из трактовки статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (см. абзацы 22 и 23), под внешним долгом публично-правового образования понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, а под внутренним долгом - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние заимствования (из внутренних источников финансирования дефицита местного бюджета). Срочность обязательства Как следует из пункта 6 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сроки муниципальных заимствований и не могут превышать 10 лет, в отличие от государственных заимствований, которые могут достигать 30 лет. Возмездность Применительно к облигациям под возмездностью понимается предоставление ее держателю права на получение дохода, обязующегося в результате начисления процентов на номинальную стоимость облигации (см., в частности, статьи 816 и 817 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, на практике приобретатели облигации могут получать дополнительный доход, связанный с покупкой облигации на вторичном рынке по цене ниже текущей курсовой стоимости. Однако этот элемент возмездности не имеет никакого отношения к договору займа, лежащему в основе муниципальной облигации, и к обязательствам эмитента такой облигации. Целевой характер заимствования Это тот случай, когда органы местного управления выпускают облигационный заём, который имеет строго целевой характер, например, финансирование какого-либо целевого проекта (строительство моста, торгово-развлекательного комплекса, паркинга и проч.). Обслуживание и погашение этого займа предполагается осуществлять за счёт доходов, полученных от реализации этого проекта, такие облигации называют подоходными или проектными, а сам заём называется целевым (проектным). Конечным результатом управления является, во всяком случае, когда речь идет о ценных бумагах, экономический эффект. Он измеряется с помощью натуральных и стоимостных, количественных и качественных показателей. В частности, эффект может быть выражен в виде увеличения неналоговых платежей в бюджет (дивиденды и проценты), полученной экономии бюджетных ресурсов, роста объема производства, производственных мощностей предприятий с государственным участием и т.д. Экономическая эффективность управления государственной и муниципальной собственностью на рынке ценных бумаг характеризуется системой обобщающих показателей, отражающих конечный экономический результат реализации управленческих решений. Она измеряется отношением полученного эффекта (в натуральном или стоимостном выражении) и произведенных затрат. Математически формула отношения означает, что распределение ресурсов в процессе оптимизации управления может быть одновременно направлено как на максимизацию эффекта, так и на минимизацию расходов. Вопросы и задания: 1. Перечислите способы формирования государственной доли в ОАО. В каких случаях государство может воспользоваться правом «вето»? 2. Каковы цели и задачи при управлении пакетами акций, находящимися в государственной собственности? 3. Опишите особенности функций управления пакетами акций в акционерных обществах 4. Как распределены полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации по управлению акциями? 5. Какова роль отводится Российскому фонду федерального имущества при управлении пакетами акций, находящимися в государственной собственности? 6. Опишите особенности управления пакетами акций, закрепленными в муниципальной собственности. 7. Перечислите критерии целесообразности принятия управленческих решений в отношении имеющихся или приобретаемых акций. 8. Опишите особенности управления ценными бумагами, закрепленными в государственной и муниципальной собственности. 9. Дайте характеристику экономическому содержанию ценной бумаги. 10. Как определяется экономическая эффективность управления пакетами акций и ценными бумагами, находящимися в государственной и муниципальной собственности?
Глава 2.4. Аренда, доверительное управление и концессия государственного и муниципального имущества 2.4.1. Договор аренды В мировой и отечественной практике аренда допускается при осуществлении любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности, т.е. в качестве объектов аренды могут быть взяты, в том числе у государства: - земельные участки и другие обособленные природные объекты (владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование, Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов); - предприятия и другие имущественные комплексы; - отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент; - иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования; - права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Понятие договора аренды закреплено законодателем в статье 606 ГК РФ: «По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью». Таким образом, договор аренды - это обязательство, по которому имущество, находящееся у арендодателя на праве собственности или на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), передается арендатору во временное владение и (или) пользование, за определенную плату. Из определения также следует и то, что данный договор является консенсуальным и возмездным. Целью договора аренды следует считать передачу имущества арендодателя во временное пользование, так как в этом заинтересованы обе стороны договора. Арендатор, как правило, нуждается в имуществе временно и не имеет возможности приобрести его в собственность. Сторонами договора являются арендодатель и арендатор. По общему правилу, в роли арендодателя и арендатора могут выступать любые субъекты гражданского права, то есть как физические, так и юридические лица. Среди юридических лиц ими могут выступать коммерческие и некоммерческие организации, государство и муниципальные образования. В соответствии со статьей 608 ГК РФ арендодатель — это собственник передаваемого в аренду имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать в имущество в аренду. Арендодателями государственного и муниципального имущества могут быть лица, или собственником сдавать в имущество в аренду. В качестве арендодателей при сдаче в аренду объектов государственного и муниципального имущества могут выступать предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо специально уполномоченные органы. Обязательства арендодателя: - обязан предоставить арендатору объект в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и его назначению, вместе со все- ми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.); - отвечает за недостатки сданного в аренду объекта, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках; - не отвечает за недостатки сданного в аренду объекта, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра объекта или проверки его исправности при заключении договора или передаче в аренду. - вправе потребовать, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы, досрочного внесения арендной платы в установленный договором срок, но не более чем за два срока подряд; - может произвести замену предоставленного в аренду объекта, либо безвозмездно устранить недостатки при требованиях арендатора или при его намерении устранить обнаруженные в объекте аренды недостатки за счет арендодателя - имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков, если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества. - вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный (семидневный) срок. Права арендатора - потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения обнаруженных недостатков объекта аренды, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков; - удерживать сумму понесенных им расходов на устранение обнаруженных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; - потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились; - потребовать возмещения арендодателем непокрытой части убытков на устранение недостатков объекта аренды, если удержание арендатором расходов из арендной платы не покрывает причиненных ему убытков; - и обязан пользоваться арендованным имуществом только в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в до говоре не определены, то в соответствии с назначением арендованного имущества. - производить за свой счет капитальный ремонт арендованного имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды и взыскивать с арендодателя стоимость ремонта или зачета его в счет уменьшения арендном платы; - и обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. - сдавать с согласия арендодателя арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. На рис. 1. представлены этапы заключения и сопровождения договора аренды на примере Департамента имущества города Москвы (ДИМГ).
Рис. 1. Этапы заключения и сопровождения договора аренды. В целях защиты государственного и муниципального имущества, передаваемого в установленном порядке в аренду, от рисков, а также в целях компенсации за утраченное государственное и муниципальное имущество, переданное в аренду, следует, по-видимому, ввести обязательное страхование в установленном порядке имущества, находящегося в государственной собственности, в целях обеспечения внебюджетной компенсации ущерба, нанесенного объектам государственной собственности. В целях обеспечения своевременного и полного поступления средств от аренды нежилых помещений, обеспечения экономических гарантий выполнения арендаторами обязательств по реконструкции и реставрации помещений (зданий) заключение (перезаключение) договоров аренды производится в настоящее время только при наличии соответствующего страхового договора (полиса) по страхованию государственной (городской) собственности, сдаваемой в аренду предприятиям, организациям, учреждениям и иным хозяйственным субъектам независимо от форм собственности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |