Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления ценными бумагами, находящимися в государственной и муниципальной собственности




Ценная бумага является самостоятельным объектом граж­данских прав, то есть вещью (статья128 Гражданского кодекса Российской Федерации). С ценной бумагой могут совершаться различные сделки (купля-продажа, мена, дарен хранение, доверительное управление, залог и т.д.), как и с большинством вещей. В то же время для целей гражданского оборота важным является экономико-правовое содержание ценной бумаги. Как следует из статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценная бумага — это документ, который удостоверяет определенные имущественные (и неимущественные — например, акция) права. Таким образом, для экономико-правового содержания ценной бумаги определяющим является ее происхождение, то есть источник того права (прав), которое (которые) она удостоверяет.

Таким источником во всех случаях является какое-либо обязательство, которое по смыслу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой некое правоотношение, в рамках которого всегда существуют два лица (точнее - две стороны, с возможностью множественности лиц на любой из сторон). Эти лица — субъекты обязательства — выступают в качестве кредитора и должника. Кредитор является субъектом права, лежащего в основе обязательства, а должник, соответственно — субъектом обязанности (долга). Это означает, что по отношению к ценной бумаге, как вещи особого рода, всегда позиционируются две стороны того обязательства, из которого и проистекает право, удостоверяемое этой ценной бумагой. Именно это отличает ценную бумагу от любой другой вещи, где вторая (помимо собственника) сторона правоотношений появляется только в результате совершения сделки с этой вещью.

Итак, ценная бумага во всех случаях является воплощением определенного обязательства, в свою очередь, являющегося продуктом определенной сделки (договора). Соответственно, владелец ценной бумаги автоматически становится обладателем того права, которое она удостоверяет. Вторая сторона является должником по ценн­ой бумаге, то есть лицом, обязанным как по самой ценной бумаге, так и по обязательству, лежащему в ее основе. При этом кредитор по ценной бумаге может выступать только в единственном лице, а должников одновременно может быть несколько. Наиболее яркой иллюстрацией этого служит переводной вексель, где число должников может быть как угодно боль­шим (векселедатель, акцептант-плательщик, индоссанты, авалисты — все они являются лицами, солидарно обязанными по векселю). Другим примером служит закладная, где на стороне должника могут быть два лица: залогодатель и должник по обязательству, обеспеченному залогом (ипотекой), а кредитор только один — залогодатель.

Эмиссия и обращение ценных бумаг в РФ регулируется следующими нормативными правовыми документами:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ст. 142-149);

- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ст. 807-812, 816-817);

- Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ст. 6, 114);

- Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";

- Постановлением Правительства РФ от 30.09.2000 № 754 "О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчётах о проведенной эмиссии".

При анализе целей заимствований, осуществляемых публичными субъектами права (государством и муниципальными образованиями), имеет место несколько подходов.

Теоретический подход основан на выделении трех целевых групп заимствований:

- фискальные цели,

- цели обеспечения экономической стабилизации и экономического стимулирования,

- цели оптимизации распределения общественных ресурсов.

Практический подход содержит финансово-правовой аспект и реализуется через действующее бюджетное законодательство, которое выделяет следующие цели заимствований:

- финансирование планового дефицита бюджета,

- покрытие так называемого «кассового разрыва», вызванного неравномерностью текущих доходных поступлений и бюджет,

- погашение существующих обязательств,

- финансирование целевых инвестиционных программ (капиталоемких проектов).

При этом последняя из перечисленных целей может поглощаться первой, так как именно отсутствие источника финансирования инвестиционной программы в составе доходных статей бюджета порождает возникновение бюджетного дефицита на стадии планирования доходов и расходов бюджета. Это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования иного источ­ника финансирования, который в рассматриваемой ситуации может иметь только заемный характер.

Прямой перечень направлений расходования средств, при­влекаемых органами публичной власти в виде заимствований, и Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует. В то же время из контекста и сопоставления ряда его статей следует, что приведенный выше перечень вполне справедлив. Так, статьей 04 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что «муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов … бюджетов, а также для финансирования расходов …бюджетов в пределах расходов на погашение... муниципальных долго­вых обязательств».

Понятие «заимствование» тесно связано с понятием «муни­ципальный долг», которому посвящена статья 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень обязательств, составляющий муниципальный долг:

- кредитные договоры;

- займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных ценных бумаг;

- договоры о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

Очевидно, что эти обязательства имеют заемный характер, вследствие чего в общем случае должны именоваться заемными обязательствами. В соответствии с пунктом 4 статьи 104 Бюджетного кодекса российской Федерации от имени муниципального образования право осуществления муниципальных заимствований принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соот­ветствии с уставом муниципального образования.

Несмотря на общепринятую и широко употребляемое словосочетание «муниципальные ценные бумаги», единственным видом таких ценных бумаг могут являться только облигации. Этот вывод подтверждается тем, что в соответствии со статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в перечень обязательств, составляющих муниципальный долг, входят:

- кредитные договоры;

- займы, осуществляемых путем выпуска муниципальных. ценных бумаг;

- договоры о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

Из этого перечня следует, что муниципальные образования могут выпускать ценные бумаги только для оформления займов. В свою очередь, в силу статей 816 и 817 Гражданского коде Российской Федерации выпуск и размещение облигации представляет собой относительно самостоятельный способ заключения договора займа. Таким образом, из сопоставления приведенных выше положений указанных нормативных правовых документов след уст, что к муниципальным ценным бумагам могут быть отнесены только муниципальные облигации.

Экономическое содержание любой ценной бумаги сводится к следующим основным параметрам (характеристикам):

1)валюта обязательства;

2)срочность обязательства;

3)возмездность (стоимость, цена и т.д.),

4)цель выпуска (выдачи) ценной бумаги,

5)налогообложение дохода по ценной бумаге (или дохода от операции с ценной бумагой).

Рассмотрим эти параметры (характеристики) применительно к муниципальным облигациям.

Валюта обязательства

Как следует из трактовки статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (см. абзацы 22 и 23), под внешним долгом публично-правового образования понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, а под внутренним долгом - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние заимствования (из внутренних источников финансирования дефицита местного бюджета).

Срочность обязательства

Как следует из пункта 6 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сроки муниципальных заимствований и не могут превышать 10 лет, в отличие от государственных заимствований, которые могут достигать 30 лет.

Возмездность

Применительно к облигациям под возмездностью понимает­ся предоставление ее держателю права на получение дохода, об­язующегося в результате начисления процентов на номиналь­ную стоимость облигации (см., в частности, статьи 816 и 817 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, на практике приобретатели облигации могут получать дополнитель­ный доход, связанный с покупкой облигации на вторичном рынке по цене ниже текущей курсовой стоимости. Однако этот эле­мент возмездности не имеет никакого отношения к договору займа, лежащему в основе муниципальной облигации, и к обязательствам эмитента такой облигации.

Целевой характер заимствования

Это тот случай, когда органы местного управления выпускают облигационный заём, который имеет строго целевой характер, например, финансирование какого-либо целевого проекта (строительство моста, торгово-развлекательного комплекса, паркинга и проч.). Обслуживание и погашение этого займа предполагается осуществлять за счёт доходов, полученных от реализации этого проекта, такие облигации называют подоходными или проектными, а сам заём называется целевым (проектным).

Конечным результатом управления является, во всяком случае, когда речь идет о ценных бумагах, экономический эффект. Он измеряется с помощью натуральных и стоимостных, количественных и качествен­ных показателей. В частности, эффект может быть выражен в виде увеличения неналоговых платежей в бюджет (дивиденды и процен­ты), полученной экономии бюджетных ресурсов, роста объема про­изводства, производственных мощностей предприятий с государст­венным участием и т.д.

Экономическая эффективность управления государственной и муниципальной соб­ственностью на рынке ценных бумаг характеризуется системой обобщающих показателей, отражающих конечный экономический результат реализации управленческих решений. Она измеряется от­ношением полученного эффекта (в натуральном или стоимостном выражении) и произведенных затрат. Математически формула отно­шения означает, что распределение ресурсов в процессе оптимиза­ции управления может быть одновременно направлено как на макси­мизацию эффекта, так и на минимизацию расходов.

Вопросы и задания:

1. Перечислите способы формирования государственной доли в ОАО. В каких случаях государство может воспользоваться правом «вето»?

2. Каковы цели и задачи при управлении пакетами акций, находящимися в государственной собственности?

3. Опишите особенности функций управления пакетами акций в акционерных обществах

4. Как распределены полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации по управлению акциями?

5. Какова роль отводится Российскому фонду федерального имущества при управлении пакетами акций, находящимися в государственной собственности?

6. Опишите особенности управления пакетами акций, закрепленными в муниципальной собственности.

7. Перечислите критерии целесообразности принятия управленческих решений в отношении имеющихся или приобретаемых акций.

8. Опишите особенности управления ценными бумагами, закрепленными в государственной и муниципальной собственности.

9. Дайте характеристику экономическому содержанию ценной бумаги.

10. Как определяется экономическая эффективность управления пакетами акций и ценными бумагами, находящимися в государственной и муниципальной собственности?

 

Глава 2.4. Аренда, доверительное управление и концессия государственного и муниципального имущества

2.4.1. Договор аренды

В мировой и отечественной практике аренда допускается при осуще­ствлении любой предпринимательской деятельности, не запрещен­ной законом, и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности, т.е. в качестве объектов аренды могут быть взяты, в том числе у государства:

- земельные участки и другие обособленные природные объекты (владелец земельного участка может передавать его другим ли­цам в аренду или безвозмездное срочное пользование, Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов);

- предприятия и другие имущественные комплексы;

- отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент;

- иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;

- права требования, долги, а также права на обозначения, индиви­дуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Понятие договора аренды закреплено законодателем в статье 606 ГК РФ:

«По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью».

Таким образом, договор аренды - это обязательство, по ко­торому имущество, находящееся у арендодателя на праве соб­ственности или на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), передается арендатору во временное владение и (или) пользование, за определенную плату. Из определения так­же следует и то, что данный договор является консенсуальным и возмездным. Целью договора аренды следует считать передачу имущества арендодателя во временное пользование, так как в этом заинте­ресованы обе стороны договора. Арендатор, как правило, нужда­ется в имуществе временно и не имеет возможности приобрести его в собственность.

Сторонами договора являются арендодатель и арендатор. По общему правилу, в роли арендодателя и арендатора могут выступать любые субъекты гражданского права, то есть как физичес­кие, так и юридические лица. Среди юридических лиц ими могут выступать коммерческие и некоммерческие организации, госу­дарство и муниципальные образования.

В соответствии со статьей 608 ГК РФ арендодатель — это собственник передаваемого в аренду имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать в имущество в аренду. Арендодателями государственного и муниципального имущества могут быть лица, или собственником сдавать в имущество в аренду. В качестве арендодателей при сдаче в аренду объектов государственного и муниципального имущества могут выступать предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо специально уполномоченные органы.

Обязательства арендодателя:

- обязан предоставить арендатору объект в состоянии, соответст­вующем условиям договора аренды и его назначению, вместе со все- ми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.);

- отвечает за недостатки сданного в аренду объекта, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках;

- не отвечает за недостатки сданного в аренду объекта, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были зара­нее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арен­датором во время осмотра объекта или проверки его исправности при заключении договора или передаче в аренду.

- вправе потребовать, в случае существенного нарушения арен­датором сроков внесения арендной платы, досрочного внесения арендной платы в установленный договором срок, но не более чем за два срока подряд;

- может произвести замену предоставленного в аренду объекта, либо безвозмездно устранить недостатки при требованиях арендато­ра или при его намерении устранить обнаруженные в объекте аренды недостатки за счет арендодателя

- имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков, если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества.

- вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимо­сти исполнения им обязательства в разумный (семидневный) срок.

Права арендатора

- потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения об­наруженных недостатков объекта аренды, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков;

- удерживать сумму понесенных им расходов на устранение об­наруженных недостатков из арендной платы, предварительно уведо­мив об этом арендодателя;

- потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия поль­зования, предусмотренные договором аренды, или состояние имуще­ства существенно ухудшились;

- потребовать возмещения арендодателем непокрытой части убытков на устранение недостатков объекта аренды, если удержание арендатором расходов из арендной платы не покрывает причиненных ему убытков;

- и обязан пользоваться арендованным имуществом только в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в до говоре не определены, то в соответствии с назначением арендованного имущества.

- производить за свой счет капитальный ремонт арендованного имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды и взыскивать с арендодателя стоимость ремонта или зачета его в счет уменьшения арендном платы;

- и обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содер­жание имущества.

- сдавать с согласия арендодателя арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по дого­вору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хо­зяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производ­ственный кооператив.

На рис. 1. представлены этапы заключения и сопровождения договора аренды на примере Департамента имущества города Москвы (ДИМГ).

Рис. 1. Этапы заключения и сопровождения договора аренды.

В целях защиты государственного и муниципального имущества, передаваемого в установленном порядке в аренду, от рисков, а также в целях компен­сации за утраченное государственное и муниципальное имущество, переданное в арен­ду, следует, по-видимому, ввести обязательное страхование в уста­новленном порядке имущества, находящегося в государственной собственности, в целях обеспечения внебюджетной компенсации ущерба, нанесенного объектам государственной собственности.

В целях обеспечения своевременного и полного поступления средств от аренды нежилых помещений, обеспечения экономических гарантий выполнения арендаторами обязательств по реконструкции и реставрации помещений (зданий) заключение (перезаключение) договоров аренды производится в настоящее время только при нали­чии соответствующего страхового договора (полиса) по страхованию государственной (городской) собственности, сдаваемой в аренду предприятиям, организациям, учреждениям и иным хозяйственным субъектам независимо от форм собственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.