КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль эффективности управления пакетами акций в уставных капиталах обществ и товариществ и контроль отчуждения государственного и муниципального имущества
Применяемые Счетной палатой методы контроля эффективности управления пакетами акций, долями (паями) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени участия государства и муниципального образования. При этом выделяются хозяйственные общества и товарищества с долей участия государства 100%, с долей участия государства более 50%, с долей участия от 25 до 50%, с долей участия менее 25% и с использованием специального права «золотая акция». Данный вид контроля включает в себя: - экспертизу учредительных и уставных документов; - контроль изменений уставов и уставных капиталов; - анализ ведения реестра акционеров; - контроль деятельности представителей государства в органах управления; - контроль эффективности и целесообразности учредительской деятельности и кредитной политики; - оценку текущего финансового состояния АО по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней, справок и других материалов, представляемых руководителями предприятий и представителями РФ в органах управления акционерных обществ; - оценку эффективности использования имущества предприятиями; - контроль выполнения утверждаемых органами исполнительной власти показателей экономической эффективности деятельности АО; - контроль распределения прибыли, начисления и перечисления дивидендов на долю участия в соответственный бюджет; - внесение предложений по совершенствованию управления АО, о реорганизации предприятий, их ликвидации или продаже пакетов акций. Функции контроля в процессе управления государственными или муниципальными долями (пакетами акций) в акционерных обществах имеют следующие отличия: - необходимость разработки стандартов эффективного управления в условиях большого количества и большого разнообразия объектов управления; - необходимость разработки и осуществления мер воздействия на собственника приватизированного пакета акций, принявшего на себя инвестиционные и (или) социальные обязательства; - необходимость осуществления контроля над соблюдением прав акционеров, в первую очередь миноритарных. Особое внимание уделяется контролю эффективности и целесообразности деятельности дочерних и зависимых обществ, в том числе, над передачей активов головного общества на их баланс, внеконкурсным переоформлением лицензий на недропользование, формированием и распределением прибыли, начислением и перечислением дивидендов на долю участия головного общества. Реализуемая в России модель приватизации так называемых вертикально-интегрированных компаний предполагает самостоятельную приватизацию дочерних обществ с последующим внесением, как правило, контрольного пакета акций в уставный капитал головной компании. Это создает объективные предпосылки для действий, направленных на уменьшение как доли уставного капитала, контролируемого государством, так и рыночной стоимости активов, приходящихся на государственный пакет акций. Порядок осуществления контроля в процессе управления Для осуществления контроля над деятельностью АО, более 50% акций которых находятся в федеральной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) обязаны ежегодно: - утверждать по согласованию с Минэкономразвития или с соответственным органом муниципального образования показатели экономической эффективности деятельности АО; - проводить анализ эффективности предприятий с привлечением, при необходимости, специализированных организаций; - определять рекомендуемый размер дивидендов для голосования в установленном порядке представителей органов исполнительной власти в органах управления указанных обществ; - направлять в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или в соответственные органы муниципального образования информацию о результатах анализа эффективности деятельности акционерных обществ для обобщения. Возмездное отчуждение государственного имущества в пользу юридических и физических лиц (приватизацию) следует рассматривать как один из элементов единой государственной политики по управлению государственным и муниципальным имуществом. В ходе контрольных мероприятий по приватизационным решениям определяется, насколько приватизация того или иного предприятия соответствует краткосрочным и долгосрочным интересам государства и муниципального образования. Ключевым критерием при решении вопроса о целесообразности проведения приватизации конкретных объектов является общее состояние экономики. Именно им определяется выбор одного из двух решений: получить разовый доход от продажи предприятия (пакета акций) или сохранить его в качестве постоянного (возобновляемого) источника доходов федерального бюджета. При определении целесообразности приватизации объектов государственной и муниципальной собственности принимается во внимание и необходимость сокращения расходов государства и муниципального образования по содержанию неэффективных, а также стратегически (социально) не значимых предприятий. Контроль над эффективностью и целесообразностью распоряжения государственной и муниципальной собственностью должен предусматривать дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между потоками инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и объемами средств, поступающих в государственный и муниципальный бюджеты от продажи предприятий. Контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности, в первую очередь, включает: - проведение проверок целесообразности и законности принятия решений об отчуждении государственного и муниципального имущества; - соблюдения органами приватизации предусмотренных законодательством процедур подготовки и проведении продаж федеральной и муниципальной собственности, в том числе, проведения предпродажной подготовки (аудит, определение начальной цены продажи независимым оценщиком и др.). Данный вид контроля включает в себя следующие элементы. 1. Проверку соблюдения процедур формирования и утверждения ежегодного прогнозного плана (программы) приватизации федерального и муниципального имущества. 2. Проверку определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, наличия акта инвентаризации с расчетом балансовой стоимости активов или сведений о размере уставного капитала, аудиторского заключения и документов, подтверждающих права унитарного предприятия на земельные участки. 3. Контроль над установлением нормативной и начальной цен приватизируемого имущества. 4. Проверку соответствия применяемых способов приватизации действующему законодательству. 5. Проверку соответствия содержания информационного сообщения о продаже государственного имущества требованиям законодательства и реальному состоянию активов приватизируемого предприятия. 6. Контроль над отчуждением земельных участков, прежде всего с точки зрения соблюдения установленных ограничений и установления цены выкупа земельного участка. 7. Проверку соблюдения установленных обременений приватизируемого федерального и муниципального имущества. 8. Проверку соответствия договоров купли-продажи приватизируемого имущества действующему законодательству. 9. Анализ соблюдения обязательств покупателями приватизируемого имущества. Одним из существенных элементов государственного контроля над распоряжением государственным и муниципальным имуществом является контроль над поступлением в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного и муниципального имущества. Согласно Бюджетному кодексу РФ средства, полученные от продажи государственного имущества, подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объеме и являются источниками финансирования федерального бюджета. 2.6.4.Организация инвентаризации, ведение учёта и регистрация прав собственности Для государственного контроля над недвижимостью в 20-е годы прошлого века были созданы органы технической инвентаризации, чаще всего называемые бюро технической инвентаризации, или БТИ. Эти организации существуют до сих пор и продолжают свою деятельность, хотя система правовых отношений и государственного регулирования в сфере недвижимости кардинально изменилась. Для проведения земельной реформы в 1991 году был создан комитет по земельным ресурсам и земельной реформе (земельный комитет). Комитет начал выдавать первые свидетельства о праве собственности на землю и инвентаризировать земельные участки. Земельный комитет, очевидно, был неудачным порождением административной системы. Было бы разумнее расширить функции органов инвентаризации и поручить им инвентаризацию и формирование новых земельных участков. Однако вместо этого создали новую организацию, вокруг которой с тех пор возникает множество вопросов и споров со стороны муниципалитетов и градостроителей, со стороны картографов, со стороны бюро технической инвентаризации, со стороны землемеров и оценщиков недвижимости. В 1997 году в Российской Федерации появилась единая система регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Единая система регистрации прав получает сведения об объекте недвижимости от органов инвентаризации, поэтому со стороны регистрации прав также существуют вопросы в отношении инвентаризационной системы. Административная реформа 2004 года породила федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. С тех пор прошло более двух лет, но инвентаризация недвижимости так и не объединена, и трудно сказать, когда такое объединение произойдет. Требование регистрации прав, возникающих на объекты недвижимого имущества, впервые появилось в статье 131 Гражданского кодекса (часть первая), принятого в 1994 году. Именно с этого момента в законодательство Российской Федерации вернулось понятие недвижимость. Государственной регистрации подлежало право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненно наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты и иные права, предусмотренные законом. Федеральный закон о регистрации, регулирующий процесс регистрации прав на недвижимость, 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был принят 21 июля 1997 года и начал действовать с 1 февраля 1998 года. Для осуществления процесса регистрации прав на недвижимость были созданы учреждения юстиции. Первоначально органы регистрации были организованы субъектами Российской Федерации. Но после административной реформы 2004 года, региональные органы регистрации права были преобразованы в территориальные органы Федеральной регистрационной службы, подчиненной Министерству юстиции Российской Федерации. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) были приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219. Для каждого объекта недвижимости в ЕГРП заводится раздел. Раздел состоит из трех подразделов: - подраздел I — описание объекта недвижимости, - подраздел II — записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, - подраздел III — записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимости. Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимости, составленное на основании документов, подготовленных органами технической инвентаризации или кадастрового учета. Указывается адрес объекта недвижимости и идентифицирующие объект номера учета. В минимальном объеме указываются размерные характеристики объекта и определенные документами условия его использования. Подраздел II заполняется записями, формируемыми на основании правоустанавливающих документов: договоров приватизации, договоров купли-продажи, документов о передаче в оперативное управление или в хозяйственное ведение, передаче в пожизненно наследуемое владение или в постоянное пользование. Некоторые из указанных видов прав существовали в коммунистическом периоде, где они частично заменяли ликвидированное право собственности. Это пожизненно наследуемое владение для граждан и постоянное пользование для юридических лиц. Как ранее возникшие, такие права могут существовать до настоящего времени. Подраздел III состоит из специальных частей для регистрации аренды, ипотеки, сервитутов, сделок, арестов и прочих правовых и экономических ограничений, возникающих в отношении объекта недвижимости. Сегодня территория Российской Федерации разделена на регистрационные округа. Регистрационные округа, как правило, совпадают с границами субъектов Российской Федерации, но могут объединять несколько субъектов одном округе, например, как город Санкт-Петербург и Петербургская (Ленинградская) область. В каждом регистрационном округе образованы управления Федеральной регистрационной службы. В основном регистрацией прав занимаются территориальные отделы управлений. На особенно важные объекты или объекта, расположенные в нескольких районах, право регистрируется в центральных аппаратах Управлений Федеральной регистрационной службы. Особенности регистрации прав собственности муниципального образования К муниципальному образованию, несомненно, относится участок территории страны, на котором расположен муниципалитет. Регистрация права на территорию, современное законодательство не предусматривает. Объектом права на территорию для Гражданского Кодекса Российской Федерации является только земельный участок. Аналогично улицы, переулки, дороги, проходы и проезды вряд ли могут рассматриваться как объекты подлежащих государственной регистрации вещественных прав, хоты в отдельных случаях может возникнуть необходимость зарегистрировать их как собственность муниципалитета, но такой случай надо рассматривать как некоторое исключение. Муниципальное право возникает на земельный участок, находящий под муниципальным предприятием или используемый муниципальным предприятием для своей деятельности. Такое право может быть оформлено для предприятия как юридического лица или для самого муниципалитета, который также является юридическим лицом. Муниципалитету также могут принадлежать многочисленные надземные и подземные коммуникации. Они могут быть расположены территории муниципалитета, а также вне его территории. С подземными коммуникациями могут возникать проблемы указания ее параметров, а именно, очень часто место расположения коммуникации известно очень неточно. Эта неточность вызывает трудности не только для регистрации права, она создает большие сложности для обслуживания коммуникации и для строительства, происходящего вблизи коммуникации. Регистрация прав собственности на коммуникацию, с которой могут быть также связаны определенные права сервитута, и Российской Федерации не распространено. После советского периода истории страны коммуникации находятся на балансе обслуживающих организаций (суррогат права собственности советского периода) или значительно реже на коммуникацию может быть оформлено право собственности таких организаций. Право собственности муниципалитета распространяется на муниципальные предприятия, и должно быть на такие предприятия зарегистрировано. В действительности такое право регистрируется не часто, это связано с тем, что сама регистрация права собственности на предприятия законодательством продумана очень слабо. Вместо права на муниципальное предприятие муниципалитет может зарегистрировать право на объекты недвижимости, входящие в данное предприятие, имеются в виду земельные участки, здания и сооружения, входящие в состав или используемые данным муниципальным предприятием. Таким же образом право собственности муниципалитета должно быть зарегистрировано на общественные объекты, социальные объекты и объекты культуры, расположенные на территории муниципального образования. Регистрация прав собственности и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества происходит для муниципалитетов по той же схеме, как регистрации вещных прав юридически лиц. Сначала необходимо произвести инвентаризацию объекта недвижимого имущества. Затем, необходимо собрать пакет документов, которые необходим для идентификации юридического лица, являющегося субъектом права. Проблемы могут возникнуть для муниципалитета с правоустанавливающими документами. Для объектов, возведенных и недавнее время, такие документы есть, застройщик после завершения строительства документально передает объект или его части муниципалитету. Сложнее с объектами, возведенными и советский период. В те времена, правоустанавливающие документы либо не выдавались, либо за давностью времени были утеряны, либо были похищены, либо составлены очень плохо, по этому далеко не всегда удается найти правоустанавливающий документ, который может устроить юридически формально работающих регистраторов прав на недвижимость. Определенную помощь в процессе регистрации прав могут оказать муниципалитету риелторские организации, которые по роду своей работы часто общаются с органом регистрации прав и знают многие особенности его работы. Однако, к сожалению, услуги риелторских компаний достаточно дороги и не всегда учтены в сметах и бюджетных планах, по которым живут муниципалитеты.
Вопросы и задания: 1. Каким федеральные органы управления РФ осуществляют внутренний и внешний контроль над распоряжением государственной собственностью и её использованием? 2. Перечислите контрольные функции Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 3. Назовите принципы внутреннего и внешнего контроля над распоряжением государственной собственностью и её использованием
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |