Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На рынке монополистической конкуренции




Монополистическая конкуренция, наряду с олигополией, является наиболее массовой рыночной структурой. Модель типа рынка монополистической конкуренции возникла после выхода в 1933 г. работы американского экономиста Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции». Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции.

Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с рынком совершенной конкуренции (множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, незначительная доля рынка у каждого отдельного продавца), за исключением, главным образом, того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация производимой продукции является основной отличительной чертой рынка монополистической конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки, при этом различия могут и не затрагивать качеств товара как такового, а касаться в основном различия в товарных знаках (брендах) различных производителей. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой, более удобным расположением торгового предприятия, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение товару данной фирмы.

В отличие от олигополистического рынка, фирмы на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных фирм, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право фирмам на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен. Кривая спроса фирмы на рынке монополистической конкуренции имеет отрицательный наклон, в связи с чем фирма может оказывать влияние на цену.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одна-две фирмы, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле фирм-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующая фирма – аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой – модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции. Последнее в значительной степени зависит от характера продукции - степени ее стандартизованности или, напротив, возможности индивидуализации (например, с одной стороны, уголь и целлюлоза, а с другой - кондитерские изделия).

Спрос на товары фирмы на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар фирмы. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара. Таким образом, на рынке монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей выступает основным фактором конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуг и др.), местоположение и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.