КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность фирмы
MR D C A E B MC Pm
ATC D
Q 0 Qmax
Рис. 6.4. Равновесие фирмы на монополистическом рынке
Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. Для оценки степени монополизации рынка в экономической теории и антимонопольной практике используются показатели концентрации. Основными среди них являются: коэффициент концентрации; коэффициент Герфиндаля-Гиршмана; коэффициент относительной концентрации; коэффициент энтропии; коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм; коэффициент Джини; коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта); коэффициент Лернера. · Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение объемов реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Рыночная доля продавца может вычисляться как отношение не только объема продаж, но и численности занятых, размера активов или добавленной стоимости данного предприятия к суммарному значению показателя для рынка в целом. В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статистическом мониторинге состояния рынка, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В Германии, Великобритании, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3,6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или предприятиях, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться и публиковаться в официальной статистике с 1992 г. для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8) крупнейших продавцов. Коэффициент концентрации определяется как сумма рыночных долей п крупнейших продавцов рынка: (6.1), где: СR – коэффициент концентрации рынка; Qk – объем продаж k-ой крупной фирмы; Qj – объем продаж j-й менее крупной фирмы; m – число самых крупных (по доле на рынке) фирмы; n – число менее крупных фирмы на рынке.
Коэффициент концентрации рассчитывается как сумма долей трех крупнейших фирмы: (6.2),
где: СR(3) – коэффициент концентрации 3 крупнейших фирм; Dk – доля крупной фирмы; m = 3 – число обследуемых фирм.
Данный коэффициент позволяет не только сопоставить уровни концентрации различных отраслей или рынков, но и проанализировать их динамику, установить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти. Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его нечувствительности к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR(3) будет одинаковым и равным 60% в двух совершенно различных случаях: когда одна фирма контролирует 57% рынка, а остальные три – по 1% или когда три крупнейшие фирмы владеют по 20% рынка каждый. Поэтому в статистической практике в последние годы стали все шире использоваться другие показатели, характеризующие уровень концентрации в целом для рассматриваемой совокупности предприятий. · Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Этот наиболее популярный обобщающий показатель учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с усилением неравенства между предприятиями при любом их количестве. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана вычисляется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке по следующей формуле:
IHH = S12 + S22 + … + Sn2 (6.3),
где: S1 – удельный вес самой крупной по объемам продаж фирмы в отрасли; S2 – удельный вес следующей по объемам продаж фирмы в отрасли; Sn – удельный вес наименьшей по объемам продаж фирмы в отрасли.
Например,если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то есть имеет место чистая монополия, то S1 = 100%, а IHH = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых по объемам продаж фирм, то есть Si = 1%, то IHH = 100. В мировой практике высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Герфиндаля – Гиршмана превышает 1800. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации:
Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка, равномерность распределения продавцов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше соответствующие показатели. · Коэффициент Линда (L) определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров.
(6.4),
где: k - число крупных поставщиков (не менее двух); - отношение средней доли рынка i-го поставщика к доле k – i-х поставщиков; i – число крупнейших поставщиков среди k крупных поставщиков; Аi - общая доля рынка, приходящаяся на i поставщиков; Ak - доля рынка, приходящаяся на k крупных поставщиков. Коэффициент Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для k=2, k=3 и так далее до тех пор, пока Lk + l > Lk, то есть до момента, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk, меньшего Lk + 1. Определяемая граница может характеризовать рынок на наличие жесткой или размытой олигополии, тем самым позволяя эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, которые могут выполнять согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции. · Коэффициент Лернера (IL) определяется как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене, по следующей формуле:
PM – MC 1 IL = = (6.5), PM Ed
где: PM – монопольная цена; MC – предельные издержки; Ed – эластичность спроса по цене.
В связи с практической сложностью подсчета индекса Лернера по формуле (6.1) из-за трудности расчета предельных издержек, вместо величины MС в формуле часто используют величину средних издержек (AC). Если числитель и знаменатель формулы (6.1) также домножить на величину объема продаж (Q), то в числителе окажется прибыль, а в знаменателе – совокупный доход или выручка (TR).
(PM – AC) Q П IL = = (6.6). PM . Q TR
Коэффициент Лернера отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации предприятия отклоняется от конкурентных цен, тем выше коэффициент Лернера. Значение коэффициента Лернера для совершенно конкурентного рынка равно нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3 – 0,5; для рынка олигополии – в диапазоне 0,6 – 0,8 в зависимости от числа фирм (чем их меньше, тем, скорее всего, будет больше коэффициента Лернера); для рынков с доминирующей компанией его значение может достигать 0,8 – 0,9, а для монополистического рынка приближаться к 1.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |