КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкурентные структуры в рыночной экономике
Одним из существенных признаков рынка является наличие конкуренции, то есть соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы: · ценовой конкуренции, то есть борьбы между товаропроизводителей за получение дополнительной прибыли посредством снижения издержек производства а, следовательно, и снижения цен на выпускаемую продукцию без изменения ее ассортимента и качества; · неценовой конкуренции, состоящей в воздействие фирм на условия реализации своей продукции на рынке, и включающей в себя: а) повышение качества выпускаемого товара (оказываемой услуги); б) разработку товаров-субститутов и комплементов; в) послепродажное обслуживание клиентов; г) рекламу. Выделяют следующие формы конкуренции (см. табл. 6.1). Совершенная (свободная) конкуренция, при которой фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции; имеет место свободный вход товаропроизводителей на рынок и выход с него. Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается данный рынок. Данная форма конкуренции свойственная классической модели рынка. Несовершенная конкуренция,при которой фирмы могут воздействовать на условия реализации своей продукции и ведут между собой конкурентную борьбу; вход новых товаропроизводителей на такой рынок ограничен. Данная форма конкуренции распространена в современных моделях рынка. Несовершенная конкуренция проявляется в следующих формах: ¨ чистая монополия – конкурентная структура, позволяющая одному производителю влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства (ее частным случаем является монопсония, то есть монополия покупателя); ¨ олигополия – это конкурентная структура, когда многочисленные покупатели сталкиваются на рынке с несколькими крупными продавцами (обратная ситуация носит название олигопсонии); ¨ монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, характеризующаяся большим числом продавцов, предлагающих однотипные, но несколько различающиеся между собой товары.
Таблица 6.1 Сравнительная таблица конкурентных структур
Заметим, что идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни состоит в переплетении разных типов рынков, их видовой трансформации во времени и пространстве.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |