Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Значение образования для проповедника




Едва ли нужно в наше время доказывать пользу образования в общем смысле.

Но в отношении проповедников иногда приходится слышать мнение, что образование для них не является необходимостью. При этом обыкновенно указывают на пример 12 апостолов, которые были рыбаками и просветили весь мир.

Но здесь забывают, что все эти рыбаки 3 1/2 года были в школе величайшего из мудрецов, какие когда-либо являлись на земле.

Иногда высказывается мнение, что образование удаляет от простоты Христовой, ослабляет непосредственность чувства и охлаждает пламя веры.

При этом указывают на проповедников, существующих исторических церквей, проповедь которых превратилась в чтение сухих и неудобоваримых лекций.

Нельзя отрицать, что во всем этом есть доля правды. То образование, которое дается в огромном большинстве семинарий и академий больших церквей и без которого в них никто не может быть допущен к проповеди, приносит больше вреда, чем пользы для духовной жизни учащихся проповедников.

Оно "надмевает" (1 Кор. 8,1) и, как буква, умерщвляет дух. Мы знаем, что есть религиозные системы, основывающиеся на учении Христа, но неимеющие ничего общего с ним. Существование таких систем нельзя ставить в вину самому учению Христа, которое остается по-прежнему недосягаемым по высоте и совершенству. Так точно нужно различать между системой образования и чистой наукой.

Системы образования могут быть плохими и вредными, а чистая наука, как собрание полезных для человека знаний, всегда полезна.

Что наука может быть полезной в деле проповеднического служения доказывается двумя яркими примерами из библейской истории.

В Ветхом Завете для того, чтобы выполнить великий план освобождения и устроения народа Израильского, Бог избирает Моисея и посылает его младенцем в Египет во дворцы фараона, где он научается всей мудрости того времени, т. е. получает самое высшее по тому времени образование и только после того выступает на поприще деятельности пророка и вождя народного.

В Новом Завете для того, чтобы дать наилучшее разъяснение истин, проповеданных Христом и Его учениками-рыбаками и осуществить организацию и утверждение церквей. Бог избирает ап. Павла, учившегося при ногах Гамалиила и бывшего знакомым с греческой поэзией и философией (Деян. 17, 28).

И Сам Христос признает пользу образования для деятелей Царствия Божья, когда говорит, что "всякий книжник (образованный человек), наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое (учение Христа) и старое (свою науку)" (Мат. 13,52).

В нашем случае мы должны различать между науками общеобразовательными и науками богословскими. Польза наук общеобразовательных двоякая. Они 1) развивают вообще наши умственные способности и, в частности, способность логического мышления (логика, история, философия и т. п.) и нашу речь (грамматика, теория словесности, история литературы и т. п.); 2) обогащают ум полезными познаниями (география, история, психология, педагогика и пр.).

При этом заметим, что желательно приобретение проповедниками медицинских знаний, ибо они дают возможность им быть полезными не только для души, но и для тела их слушателей.

Польза богословских наук для проповедника несомненна. Эти науки дают возможность проповеднику изучить самую Библию и все, что относится к ней, путем: 1) изучения древних языков, на которых книги Библии написаны; 2) истолкования книг; 3) систематического изложения учения Библии (догматическое и нравственное богословие); 4) изучения истории влияния Библии на народы (история христианской церкви); 5) ознакомления со способами защиты учения Библии (апологетика и т. п.).

Признавая пользу образования и знания, ап. Павел неоднократно увещевает Тимофея "заниматься чтением, наставлением, учением" (1 Тим. 4,13), "вникать в себя и в учение" (1 Тим. 4,16). Но этот объем знаний может быть полезен только при том условии, если в жизни проповедника всегда и всюду знание, дарованное от Бога (1 Кор. 8,3), т. е. внутреннее духовное познание Библии и опытное знание Бога, путем непосредственного общения с Ним, будет занимать первое место; когда он во всякий момент готов, подобно ап. Павлу, "все почесть тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" (Фил. 3,8).

Можно доказать, что относительно высшего проявления проповедничества, т. е. пророчества, преподавалось учение.

У великого пророка Илии был ученик Елисей, у Елисея было множество учеников, которые назывались "сынами пророческими" (4 Цар. 4,38).

В Вефиле и Галгале были школы пророков (4 Цар. 2,3; 4,38; 6,21).

В Коринфской церкви возникали различные недоразумения относительно способов пророчествования. По этому поводу ап. Павел написал свое разъяснение в 14 главе 1-го Послания к Коринфянам. В сущности говоря, это - чудная лекция на тему о "пророчествовании" в собраниях. Она могла бы быть одною из глав "гомилетики". Поэтому проповедник должен приближаться к Богу для наилучшего исполнения Духом Святым, но в то же время он не должен пренебрегать указаниями опыта других проповедников и особенно тех, кто более духовен и опытен.

VIII. Можно ли учиться проповеди?

Есть люди, которые охотно допускают, что для проповедника полезно снабдить себя научными познаниями, но что учиться самой проповеди, по их мнению, нельзя.

Такой взгляд основывается на том, что проповедь есть только передача того, что Дух Святой хочет сказать людям через проповедника и потому, чем меньше человек проявляет своей воли или своего человеческого умения, тем лучше; что учиться можно только у Христа (Мат. 23.8) и Духа Святого, помазание Которого (1 Иоан. 2,27) учит нас всему и нет нужды, чтобы кто-либо учил нас.

Это все совершенно верно. Если бы все проповедники были исполнены Духа Святого в полной мере и Им только руководились, то никакому учению не могло бы быть места.

Но люди исполняются Духом не в одинаковой мере; есть более духовные и менее духовные из них. В силу же закона любви Христовой более духовные должны помочь менее духовным своим опытом и знаниями, откуда и вытекает необходимость в некоторых случаях поучений от людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.