Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и измерение риска




КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Опасность — центральное понятие БЖД, которые объединяет явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека. Опасность присуща всем системам, которые имеют энергию, химическую, биологическую или иные, несовме­стимые с жизнедеятельностью человека компоненты.

Так как опасность — понятие сложное со многими признаками, то таксономование их играет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, дает возможность глубже узнать ее природу опасности. (Таксономия — наука о классификации и система­тизации сложных явлений, понятий и объектов).

На сегодняшний день полной таксономии опасностей еще не суще­ствует. Можно говорить о частичной классификации:

по происхождению опасности бывают природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные (согласно официальным стан­дартам опасности разделяются на физические, химические, биологичес­кие, психофизиологические);

за продолжительностью действия отрицательных последствий разделяются на импульсные и кумулятивные;

по локализации связанные с литосферой, гидросферой, атмо­сферой, космосом;

по последствиям: усталость, заболевания, травмы, аварии, пожары, смертельные случаи;

по нанесенному ущербу, которые могут быть — социальными, техническими, экологическими и т. п.;

по сфере проявления — бытовые, спортивные, дорожно-транс­портные, производственные, военные и т. п.;

по структуре (строением) бывают простые и производные, которые порождаются взаимодействием простых;

по характеру воздействия на человека разделяются на активные и пассивные (последние активизируются за счет энергии, носителем которой является именно человек, который натыкается на острые, колючие, режущие недвижимые элементы, шероховатости поверхности, уклоны, подъемы и т. п.).

Учитывая, что жизнедеятельность человека осуществляется в системе «человек — природа — техника», мы представляем классификацию опасностей относительно их происхождения.

При изучении человеческих факторов внимание нужно обращать на физиологическую надежность человека, в частности на анализаторы (зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный, висцеральный) с помощью которых осуществляется контакт с окружающей средой, а также психологическую надежность (память, эмоции, сенсомоторные реакции, внимание, мышление, волю, характер, темперамент, стыдливость и т. п.). Важно также знать факторы, которые понижают трудоспособность человека (конфликты, заболевания, усталость и переутомление, алкоголизм, наркомания, никотиномания и т. д.) и те, которые ее повышают (аэробная подготовка, медико-биологические методы, профессиональный отбор и профессиональное образование и т. п.).

Изучая среду проживания, необходимо учитывать гелиофизические факторы (солнечное излучение, магнитные бури, парниковый эффект, криологические ритмы); геофизические факторы (землетрясения, вулканические извержения, обвалы и обрушения горных пород, вне­запные выбросы ископаемых пород и газов, горные удары, прорывы плывунов, карстовых вод, а также сыпучих пород, горение, взрывы метана и угольной пыли, отравление природными газами); метео­рологические факторы, (атмосферное давление, температура воздуха, влажность, кислотные дожди и туманы, молнии и гром, грозы и ливни, град, бури и ураганы, шквалы и смерчи).

К техническим факторам следует в первую очередь отнести надежность техники (конструктивные недостатки, технологические и эксплуатационные нарушения, катастрофическое разрушение деталей машин, в особенности со сварными соединениями, под воздействием коррозионной усталости и коррозионного растрескивания), организацию службы безопасности жизнедеятельности (документация, стандарти­зация, правовые нормы, методы обучения и т. п.), а также санитарно-гигиенические условия в помещениях и на рабочем месте (вредные вещества в рабочей зоне, промышленное освещение, шум, вибрация, световые, электромагнитные, радиоактивные излучения и т. п.).

Наиболее распространенной оценкой опасностей является риск. В толковом словаре приводится такое определение понятия «риск»: «Осознанная возможность опасности». Более точным, по-видимому, надлежит считать иное определение: «Осознанная вероятность опасно­сти». В технических терминах, например, учитывая, что количество смертельных случаев в результате автомобильных аварий в США в про-. должение года представляет 50 тыс., вероятность гибели кого-нибудь с 200 млн. жителей США вследствие автомобильной аварии в продолжение года представляет:

Через то, что последствием события может быть не только смерть, выражение индивидуального риска можно записать в таком более общем виде:

Возвращаясь к рассмотренному примеру, если количество автомо­бильных аварий в США в продолжение года представляет 50 млн., а частота такого последствия аварии, как смерть человека, равно 10"3, то для риска получаем такое выражение:

С рассмотренного примера выходит, что количественно риск выражается в различных единицах. В указанном примере, например, риск выражается и в количестве смертей за год в расчете на одного человека, и в количестве смертей за год в расчете на 200 млн. людей (все население США).

Общественный риск возможных убытков имущества вследствие автомобильных аварий:

Вероятностная оценка 2,5 -Ю-4 смертей/человек/год означает, что если бы все граждане США имели равные шансы погибнуть в автомо­бильной аварии, то, при условии отсутствия иных возможных причин смерти, все население страны погибло бы в автомобильных авариях на протяжении 4 тыс. лет.

Эти соображения неточны, ибо выходят с того, что при кратном повторении опытов случайное событие, вероятность наступления которой равна 1/k, обязательно состоится один раз. В то же время по-видимому, это не так, поскольку с вероятностью, что равно (1—l/k)k, это событие может и не состояться ни в одном с к опытов. Утверждение такого типа справедливы только относительно больших групп объектов в данном случае — людей. Любой водитель может сказать:»Все это не имеет для меня никакого значения, я могу погибнуть в автомобильной аварии сегодня же». И он при этом будет прав.

Следует отметить, что интерпретация добытой оценки риска может привести к целиком различным последствиям. Например, уровень риска в 0,1 смертей за год относительно железнодорожных аварий может означать как гибель 100 людей в одной аварии через каждые 1000 лет, так и гибель одного человека через каждые 10 лет. В целом общественность игнорирует аварии, которые сопровождаются гибелью единиц, тогда как потенциальная возможность аварий, которые сопровождаются гибелью сотен людей, предрасполагает большее внимание общественности.

 

Таблица 1.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.