Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. 3 страница




 

28.3. Управление государственным долгом

Непосредственным результатом роста государственной за­долженности является расширение системы управления государ­ственным долгом. Огромные размеры государственных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Самые большие трудности связаны с реализацией рыночной части, очень мобильной и чувствительной к изменениям конъюнктуры.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, про­ведением конверсии и консолидации займов, определением курса об­лигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по опреде­лению ставок процентов по государственному кредиту. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Операции, связанные с обслуживанием государственного долга, т. е. подготовка документов, необходимых для продажи новых выпусков государственных ценных бумаг, изучение конъ­юнктуры на рынке ссудных капиталов, размещение займов сре­ди кредиторов, выплата и начисление процентов, осуществляют специальные подразделения министерства финансов (или спе­циальные национальные службы при правительстве, формально независимые от министерства финансов, казначейства, в ряде стран созданы специализированные государственные ведомства при правительстве; иногда к управлению госдолгом привлекают­ся центральные банки (по крайней мере, как консультанты и агенты правительства).

Расходы по управлению государственным долгом, как прави­ло, показываются в качестве особых финансовых операций от­дельно от бюджета. В расходы бюджета включаются лишь про­центные выплаты по долгу.

1. Важную роль в управлении государственным долгом игра­ет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Как правило, операции на первичном и вторичном рынках государственных облигаций осуществляются дилерами (первичными, официальными), среди которых крупнейшие инвестиционные и универсальные банки. Суммы, которые государство получило взаймы, должны быть по истечении срока возвращены кредиторам. Погашение государст­венных займов, а также выплата процентов в настоящее время производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях резкого роста государственной задолженности правительства редко погашают займы за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями об­лигаций старого займа. Такой способ погашения государствен­ных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.

2. В ряде стран к управлению государственным долгом отно­сятся и попытки ограничить его рост путем установления лими­та (потолка, максимального значения). В США до Первой ми­ровой войны конгресс принимал решение о каждом дополни­тельном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 г. был осуществлен переход к практике установления его потолка. В ряде стран (ФРГ, Франции, Великобритании) ограничений на абсолютный размер долга нет. Главным является показатель его прироста за год, т. е. разница между суммой выпущенных и по­гашенных в данном году займов; при этом указанный прирост не может превышать объем предусмотренных в данном году ас­сигнований на капитальные вложения в федеральном бюджете и бюджете земель (ФРГ).

3. Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обыч­но эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих вы­купу (часто суммы выплачиваемых процентов по государствен­ному долгу превышают суммы его чистого прироста).

4. Государство вправе уточнять первоначальные условия зай­ма. Как уже отмечалось, изменение первоначальных условий зай­ма, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального про­цента, иногда уменьшая его и ставя целью снижение государст­венных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

5. Довольно часто государство, не изменяя доходность обли­гаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сро­ков, называются консолидацией государственного долга. Консо­лидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т. е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

6. Помимо этих основных методов управления государствен­ным долгом, правительство может выкупать займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала, давая такое поручение цен­тральным и коммерческим банкам. К мероприятиям по управ­лению государственным долгом относятся также и поддержание курса государственных ценных бумаг путем проведения опреде­ленной финансово-кредитной политики.

7. Своеобразным способом решения проблемы государствен­ного долга является банкротство, когда государство аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств. Примером массового государственного банкротства был отказ от уплаты межсоюзнических долгов после Первой мировой войны (или отказ Советской России от внешних и внутренних обяза­тельств по государственному долгу Российской империи и дол­гам Временного правительства). Следует отметить, что аннули­рование государственных долгов носит экстраординарный харак­тер и практически не применяется развитыми странами.

8. Важной задачей государства является достижение опти­мальной временной структуры внутреннего госдолга, которая оп­ределяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по государственным ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п. Политика правительства не всегда направлена на удлине­ние срока заимствования. Доход по долгосрочным займам со­держит в себе и определенную часть премии за риск. В тех слу­чаях, когда она становится слишком большой, правительствам выгоднее размещать короткие займы. Эта политика может ме­няться на различных отрезках времени.

28.4. Управление внутренним государственным долгом в РФ

В качестве попытки коренного улучшения управления госу­дарственным финансированием в конце 1992 г. Указом Прези­дента РФ было создано Федеральное казначейство. Предполага­лось, что под руководством и в составе Министерства финансов РФ оно будет ответственно за определение и ведение регистра­ции всех существующих долгов государства и долговых гаран­тий, как внешних, так и внутренних, подготовку конкретных предложений на текущую дату по обслуживанию этих долгов, а также будет определять уровень, состав, время и условия выпус­ка новых внешних и внутренних займов, включая эмиссию госу­дарственных ценных бумаг.

Поскольку Министерство финансов РФ выступает заемщи­ком как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках, особое значение получает взаимосвязь ликвидности государст­венных ценных бумаг, процентных ставок, золотовалютных за­пасов и обменного курса национальной валюты. В этой связи налажено теснейшее взаимодействие между Министерством фи­нансов РФ и Центральным банком РФ для решения этих про­блем. Такое сотрудничество строится на новых финансовых взаимоотношениях между Правительством и Центральным бан­ком. Министерство финансов РФ, выступая в качестве заемщика от лица Правительства РФ, готово уплачивать рыночные ставки процентов по его долгам Центральному банку.

В течение последнего времени деятельность и разделение функций между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним государственным долгом можно охарак­теризовать как положительную и продуктивную.

В то же время в целях совершенствования управления внут­ренним государственным долгом целесообразно, чтобы функции эмиссии государственных долговых обязательств и погашения старых выпусков, проблемы конверсии займов и прочие с этим связанные вопросы сосредоточить в одном структурном подраз­делении Министерства финансов РФ (например, в Федеральном казначействе или в Департаменте ценных бумаг и финансовых рынков). Возможно, что самым оптимальным вариантом управ­ления государственным долгом стало бы создание специализи­рованного федерального ведомства, занимающегося исключи­тельно проблемами эмиссии государственных долговых обяза­тельств и управлением государственного долга.

Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, участие центрального банка на рынке государственных ценных бумаг является важным положительным фактором, так как по­вышает ликвидность рынка государственных ценных бумаг. Центральный банк осуществляет целый спектр операций с госу­дарственными ценными бумагами, которые служат инструмен­тами его кредитно-денежной политики: операции на открытом рынке (прямая купля-продажа государственных ценных бумаг, операции РЕПО — соглашения об обратном выкупе), операции по ломбардному кредитованию под залог государственных цен­ных бумаг.

Следует отметить, что результативная денежно-кредитная политика Банка России (ЦБ) является основным залогом ус­пешного развития рынка государственных ценных бумаг. Но участие ЦБ в развитии рынка государственных ценных бумаг не ограничивается только рамками денежно-кредитной политики. Кроме того, ЦБ выступает в качестве агента Министерства фи­нансов по размещению новых выпусков государственных долго­вых обязательств.

28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.