Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные займы




Эмиссия государственных долговых обязательств Российской Федерации стала осуществляться с 1990 г.

1. Государственный Российский республиканский внутренний 5%-ный заем 1990 г. был выпущен в соответствии с Постановле­нием СМ РСФСР № 62 от 20 февраля 1990 г. Эти ценные бу­маги были выпущены достоинством 5 000, 10 000, 25 000 и 100 000 руб. Срок действия — 16 лет с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. Ежегодный доход по облигациям составлял 5%, при этом он включался в общую сумму прибыли предприятий и не облагался налогом. С учетом этого реальный уровень доход­ности облигаций вырастал до 9%.

Планировалось, что выкуп этих облигаций будет произво­диться начиная с 1 января 1996 г. в течение 10 лет на основе ежегодных тиражей погашения, проводимых с декабря 1995 г.

Облигаций этого займа предполагалось разместить на сумму 50 млрд. руб. Однако выпущены они были на сумму 1 млрд. руб., распространение началось в конце 1990 г.

Особенностью распространения этих облигаций явилась ор­ганизация продажи в форме закрытых аукционов заявок.

Облигаций этого займа было размещено на 500 млн. руб. Большое количество облигаций было реализовано коммерче­ским банкам, так как они имели право учитывать эти ценные бумаги в качестве обязательных резервов в Госбанке СССР и Центральном банке России. После отмены Центральным банком России этого положения (28 февраля 1991 г.) спрос на облига­ции резко упал, и значительная их часть оказалась не распро­данной. Право учета в качестве обязательных банковских резер­вов после длительных дискуссий все же сохранили для уже при­обретенных облигаций, а для вновь продаваемых подобная от­мена послужила мощным фактором падения спроса.

Обслуживание этого займа осуществляется через Мосбизнес­банк. Центральный банк России в размещении и обслуживании займа не участвовал.

2. Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. были выпущены сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Облигации реализовывались только среди юридических лиц. Заем выпускался как свободно обра­щающийся. Владельцы облигаций займа могли перепродать их через учреждения Банка России другим юридическим лицам.

Этот заем был выпущен на покрытие задолженности респуб­ликанского бюджета РСФСР Центральному банку в общем разме­ре 79,7 млрд. руб. Эта сумма сложилась из 30 млрд. руб. государ­ственного долга, образовавшегося по состоянию на 1 декабря 1990 г., и 49,7 млрд. руб. списанной задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по ссудам банков.

Заем был выпущен Минфином под 5% годовых. Поскольку весь заем был куплен Центральным банком, Минфин обязался выплачивать банку ежемесячно начиная с 1 января 1991 г. 5% годовых от суммы остатка фактической задолженности банку по внутреннему республиканскому государственному долгу (т. е. 4 млрд. руб. в год). В 1991—1993 годах эти суммы относились на увеличение государственного республиканского долга (т. е. за­долженности Минфина ЦБ), а с 1994 гг. эти средства преду­сматривались в расходной части бюджета РФ.

Вследствие ряда объективных причин облигации данного ви­да не получили широкого распространения. Операции с ними ведутся весьма вяло, и они не получили ни фискального, ни регулирующего значения.

3. Первый Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. был выпущен на общую сумму 9 млрд. руб. в виде облигаций по 50 тыс. руб. со сроком обращения три года. Объем займа — 9 млрд. руб., разбитых на три выпуска по 3 млрд. руб. Каждый выпуск осуществлялся со специального согласия Минфина. Срок займа — три года, с 1 октября 1991 г. по 1 октября 1994 гг. Форма выпуска — безбумажная, он выпускался в виде специальных именных счетов заимствования (счета депо), записи на которых осуществляются в суммах, кратных 50 000 руб. Заем был размещен на сумму 55 млн. руб. Доход по облигации за первый год должен был составить 8,5%. Однако данный вид об­лигаций совершенно не пользовался спросом как у государст­венных, так и у коммерческих структур.

Идя навстречу пожеланиям клиентов, Минфин изменил сро­ки выплаты доходов: доход стал выплачиваться ежеквартально. В первом году доход был равен 8,5% (с учетом того, что доход не облагается налогом, реальная доходность достигала 11—12%; во втором и третьем году уровень процентной ставки планирова­лось уточнять исходя из конкретных условий, складывающихся на финансовом рынке, но не ниже 8,5% годовых). При этом ин­весторы имели право потребовать возврата вложенных в долго­вые обязательства займа средств, если измененные процентные условия по купону очередного года окажутся для них неприем­лемыми. Таким образом, в практике российских ценных бумаг появился новый инструмент — облигация с плавающей процент­ной ставкой.

Погашение займа — единовременное, по номиналу.При на­ступлении сроков погашения займа специальные счета заимство­вания закрываются с перечислением суммы долга на расчетные (корреспондентские) счета владельцев долговых обязательств зай­ма. Владельцы средств на специальных счетах заимствования мо­гут свободно перепродать их другим предприятиям или учрежде­ниям по ценам, складывающимся на рынке ценных бумаг.

Выпуск практически потерпел неудачу, не дал сколько-нибудь значительного фискального эффекта и не сыграл ника­кой роли в развитии технологии эмиссии государственных цен­ных бумаг.

4. Золотые сертификаты 1993 г. В сентябре 1993 г. Мини­стерство финансов РФ объявило о начале распространения зо­лотого сертификата. Золотые сертификаты выпускались сроком на один год. Эмитентом сертификатов являлся Минфин. Эмис­сия осуществлялась с 27 сентября 1993 г. в виде отдельного вы­пуска. Золотые сертификаты Минфина являлись именными.

Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Доходность по сертификатам гарантировалась Минфином РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США, публи­куемой в газете «Файненшл Тайме», плюс 3%.

Объем эмиссии золотых сертификатов Минфин был опреде­лен в сумме, эквивалентной стоимости 100 т золота пробы 0,9999 по цене лондонского рынка (второй фиксинг) на дату на­чала эмиссии в рублях РФ. Пересчет стоимости сертификатов в рубли осуществлялся по курсу ЦБ на эту же дату.

Основные условия продажи золота путем выпуска Минфином золотых сертификатов 1993 г. были утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. В целях обеспечения золотых сертификатов 1993 г. 100 т золота в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. № 980 было депонировано Минфином РФ в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Цена продажи золотого сертификата устанавливалась Минфи­ном в соответствии с «Основными условиями продажи золота пу­тем выпуска Министерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 г.». В течение первых двух недель после начала размещения сертификаты продавались по номинальной стоимости, рассчитан­ной исходя из эквивалентной цены золота пробы 0,9999 на Лон­донском рынке (второй фиксинг), на дату начала эмиссии в руб­лях РФ. В дальнейшем Минфин продавал сертификаты с преми­ей. Продажа сертификатов осуществлялась им путем размещения среди группы уполномоченных коммерческих банков.

Владельцы золотых сертификатов имели право владеть, поль­зоваться и распоряжаться принадлежащими им золотыми серти­фикатами в соответствии с действующим законодательством с учетом ограничений, предусмотренных договорами, заключаемы­ми на основании Положения Министерства финансов «О порядке продажи, учета, совершения сделок и погашения именных золо­тых сертификатов Министерства финансов Российской Федера­ции выпуска 1993 года». Переход права собственности на золотой сертификат осуществлялся только после заключения договора (сделки) купли-продажи в порядке, определенном действующим законодательством и Положением Минфина РФ, с момента пере­числения денег со счета Покупателя на счет Продавца.

Минфин регистрировал сделки купли-продажи только с це­лыми золотыми сертификатами. Порядок продажи долей золо­тых сертификатов и учета долевой собственности устанавливает­ся уполномоченными коммерческими банками России само­стоятельно.

Участниками первичного рынка золотых сертификатов явля­лись Минфин (Продавец) и уполномоченные коммерческие бан­ки РФ (Покупатели), приобретающие золотые сертификаты не­посредственно у Минфина и обозначенные на оборотной сторо­не золотых сертификатов их первыми владельцами.

Уполномоченные коммерческие банки имели право продажи как целых, так и долей золотых сертификатов своим клиентам — юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам — на договорной основе.

Дробление одного золотого сертификата не могло быть про­изведено менее чем на одну сотую его номинала (т. е. 100 г зо­лота).

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Минфином ежеквартально в рублях РФ (на 1 января, 1 апреля, 1 июля 1994 г.), а на 1 октября 1994 г. — при погашении золотого сертификата.

В соответствии с действующим налоговым законодательст­вом процентный доход, выплачиваемый Минфином по золотому сертификату, не облагался налогом на прибыль, на доход по банкам и подоходным налогом.

В октябре 1994 г. золотые сертификаты начали погашаться. Причем погашение могло быть осуществлено в денежной и на­туральной форме. Погашение сертификатов было осуществлено Минфином в конце сентября — начале октября 1994 г. по сред­ней цене золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке в августе-сентябре 1994 г. в рублях РФ или путем передачи золота в коли­честве, соответствующем номиналу сертификата. Пересчет стои­мости сертификатов в рубли осуществлялся по курсу Централь­ного банка РФ.

5. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. По мере развития экономической реформы, изменения механизма формирования бюджета, расширения операционных возможно­стей коммерческих банков в России в 1992—1993 гг. сложились объективные предпосылки для создания высоколиквидного рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Формирование рынка позволило бы решить ряд важных макроэкономических задач: при умелом управлении несколько сократить инфляцион­ное финансирование бюджетного дефицита, предоставить участ­никам рынка высоколиквидный и надежный инвестиционный инструмент, дать ЦБ и Минфину дополнительный рыночный ры­чаг воздействия на экономику и проведение денежно-кредитной политики через операции на «открытом рынке».

С 18 мая 1993 г. стали осуществляется эмиссия и регулярные торги по государственным краткосрочным бескупонным облига­циям Российской Федерации (ГКО).

Эмитентом ГКО является Минфин.

ГКО — именная бескупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе). ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Доход по ГКО налогом не облагается в соответствии с дейст­вующим законодательством.

Банк России — активный участник рынка ГКО. Операции ЦБ на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики.

Все операции по обращению ГКО осуществляются через уч­реждения ЦБ или уполномоченные им организации.

6. Казначейские обязательства Российской Федерации. С осени 1994 г. по 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. Минфин вы­пускал казначейские обязательства (КО), являвшиеся государствен­ными ценными бумагами.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал КО для погашения текущей бюджетной задолженности государства пе­ред предприятиями, имеющими право на получение дотаций из государственного бюджета, а также для сглаживания пиков рас­ходования бюджетных средств. Кроме того, КО использовались для разрешения проблем неплатежей между предприятиями (при этом КО представляют собой своеобразный суррогат денег).

КО — процентная государственная ценная бумага. Ставка дохода по КО устанавливалась в зависимости от срока начала погашения (по всем сериям ставка процентного дохода состав­ляла 40%). Номинал КО составлял 1 млн. руб. Срок обращения КО варьировался в зависимости от выпуска (как правило, один год). Срок начала погашения КО — обычно 120 дней.

КО могли погашаться (или обмениваться на налоговые осво­бождения) только после прохождения соответствующего количе­ства обязательных индоссаментов, определенного в глобальном сертификате, при использовании КО как платежного средства.

Доход по КО налогом не облагался в соответствии с дейст­вующим законодательством.

Владельцами КО могли быть российские юридические и фи­зические лица (после выхода КО на вторичный рынок), при этом в глобальном сертификате выпуска могли налагаться огра­ничения на владение КО.

Погашение КО осуществлялось Минфином (Главным управ­лением Федерального казначейства) путем перевода на счета по­следних держателей КО их номинальной стоимости плюс про­центы, оговоренные при выпуске КО, самостоятельно либо пла­тежным агентом на основании заключенного с ним договора. В качестве платежного агента мог выступать уполномоченный банк-депозитарий либо любой другой уполномоченный Минфи­ном банк.

КО могли быть погашены денежными средствами либо на­логовыми освобождениями по текущему курсу КО. С весны 1996 г. выпуск КО был прекращен.

7. Облигации федерального займа с переменным купоном. Об­лигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) выпускаются с 14 июня 1995 г. Эмитентом ОФЗ-ПК является Минфин.

ОФЗ-ПК — именная купонная среднесрочная государственная ценная бумага. Выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Владельцами ОФЗ-ПК могут быть юридические и физиче­ские лица, включая нерезидентов.

Величина купонного дохода не является фиксированной и рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купон­ного дохода. Базой расчета величины купонного дохода по ОФЗ-ПК является доходность по ГКО на вторичных торгах.

Купонный доход по ОФЗ-ПК в соответствии с действую­щим законодательством налогом не облагается. Помимо ку­понного дохода, доход инвестора включает положительную разницу между ценой приобретения и ценой реализации (погашения) ОФЗ-ПК.

Участники и инфраструктура рынка ОФЗ-ПК полностью со­ответствуют рынку государственных краткосрочных бескупон­ных облигаций РФ (ГКО).

8. Облигации государственного сберегательного займа Россий­ской Федерации. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются с осени 1995 г. в соответствии с По­становлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 «ОГенеральных условиях выпуска и обращения облигаций государ­ственного сберегательного займа Российской Федерации» и другими нормативными актами.

Эмитентом ОГСЗ выступает Министерство финансов РФ.

ОГСЗ являются государственными ценными бумагами на предъявителя с ежеквартальным начислением процентного до­хода. Используется купонная форма выплаты процентного дохо­да. Форма выпуска — документарная. Процентный доход по ку­пону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Процентный доход объявляется за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федера­ции исходя из номинальной стоимости облигации.

Министерство финансов РФ утверждает условия отдельных выпусков ОГСЗ, которые должны содержать периодичность вы­пусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания вы­пуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владель­цев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям государственного сберега­тельного займа Российской Федерации. Облигации займа в рам­ках одного выпуска равны между собой по объему предостав­ляемых прав. Владельцами облигаций государственного сберега­тельного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков займа. Обли­гации погашаются в валюте Российской Федерации. При пога­шении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купо­ну. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

9. Другие государственные ценные бумаги. Помимо рассмот­ренных выше основных видов государственных долговых обяза­тельств Российской Федерации, существуют и другие их виды: разнообразные казначейские векселя, налоговые освобождения, векселя, которыми переоформляется задолженность федерального бюджета перед банками и субъектами хозяйствования, от­дельные нерыночные виды государственных долговых обяза­тельств. Однако эти ценные бумаги носят преимущественно ра­зовый характер, часто представляют собой определенный сур­рогат денег.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.