Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика социально-культурной деятельности и социально-культурных процессов




Р А З Д Е Л 1

 

Перспектива развития нации зависит не только от богатств

земных недр, степени развития производительных сил, или от того, насколько современна и сильна ее армия. В этом процессе как определяющий рассматривается человеческий фактор. Освоение природных богатств, развитие производства, обороноспособность страны в значительной степени зависят от уровня культуры людей, от того, насколько они освоили тысячелетний опыт своих предков.

Культура – сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ познания действительности, реализации творческого потенциала человека.

Культура – это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества.

Совокупность материальных элементов создает материальнуюкультуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: паровая машина, компьютер, предметы домашнего обихода, храм, жилой дом и многое другое созданное и создаваемое людьми в течение многовековой истории. То есть материальная культура – это результат, средство и условие деятельности людей.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.

К элементам духовной культуры относятся:

— обычаи;

— нравы;

— законы;

— ценности.

Субъектами культуры могут выступать:

— индивид, личность;

— семья;

— малая (контактная) группа;

— классы, сословия, иные большие группы населения;

— региональные сообщества;

— человечество.

Социально-культурная деятельность – это социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе.

Второе – практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей степени усваивают богатства мировой и национальной культуры.

Третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры.

Четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности – ориентировано на распространение ценностей культуры.

Пятое направление приняло на себя социально-педагогические, административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности. Она характеризуется глубокой личностной направленностью, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Именно в сфере свободного времени открыты неограниченные возможности для формирования духовного богатства человека, повышения его внутренней культуры и творческой активности. Очень важно, чтобы каждый человек умел рационально использовать свое свободное время. Именно в структуре свободного времени любого человека должны быть затраты на повышение образовательного и профессионального уровня, на овладение богатством культуры, литературы, искусства, на приобщение к духовной сокровищнице общества.

В современном обществе досуг представлен множеством видов занятий, которые могут быть активными и пассивными, физическими, умственными, коллективными и индивидуальными. Эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его культуры, моральных качеств и интересов.

Клубные учреждения больше чем какие-либо другие обладают возможностью сделать досуг людей увлекательным, активным, разнообразным, полезным. Их деятельность является решающим фактором в формировании духовных интересов людей, воспитании культуры свободного времени. Смысл деятельности учреждений культуры состоит в создании условий для самореализации личности, удовлетворения ее эстетических, коммуникативных, рекреационных, творческих и иных потребностей. Таким образом, социокультурная деятельность есть процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности в зависимости от ее интересов и потребностей, деятельности, способствующей усвоению, сохранению, развитию и распространению духовно-культурных ценностей.

Сфера культуры поставила в центр своей деятельности человека, как высшую общественную ценность, его интересы, потребности, сделав участником созидательной культурной деятельности. А государство призвано стимулировать самоорганизацию социокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной поддержки культуры, а также обеспечивать создание соответствующей инфраструктуры социокультурной сферы, условий для реализации духовных потребностей человека.

Учреждения культуры призваны направлять усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Инфраструктура социально-культурной сферы – это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности.

Социокультурная сфера охватывает разветвленную инфраструктуру образовательных, воспитательных, информационных, природоохранительных, рекреационных и других государственных и общественных институтов.

 

 

КУЛЬТУРА


Совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

 


Совокупность материальных эле-ментов создает материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками. Это паровая машина, компьютер, предметы домашнего обихода, храм, жилой дом и многое другое создаваемое людьми в течение многовековой истории. Материальная культура – это результат, средство и условие деятельности людей.   Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведе-ния, законы, ценности, мифы, ритуалы, знания, идеи, традиции, язык. Они тоже — результат деятельности людей, но созданы не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются чело-веческим общением.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

 


научно-исследовательские учреждения,

учреждения искусства (театры, филармонии, цирки, киностудии, видеостудии, художествен- ные мастерские, любительские студии, кружки)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
учебные заведения, школы, лицеи, гимназии,

училища, колледжи, институты, университеты,

Дома детского творчества, музыкальные,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.