Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура 6 страница





Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Анализ многочисленных исследований, отчетов по ним показыва­ет, что построить, сформулировать хорошие гипотезы не так-то про­сто. Успешность этой работы зависит от полученной до проведения исследования информации и профессионального опыта социолога. Выдвижение гипотез — заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.

§ 3. Методический раздел программы. Построение выборки

Понятие выборки

Вторая часть программы включает в себя прежде всего определение об­следуемой совокупности лиц. Нужно решить очень важный вопрос: что исследовать — весь изучаемый массив или только его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — монографическим или выборочным. Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного; достаточно типичного и представительного отдельного объекта. В социологии сплошное и монографическое иссле­дования не часты. Наиболее распространено выборочное иссле­дование.

Оно базируется на определении необходимой части изучаемой со­вокупности. Эта часть называется выборочной совокупнос­тью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называть­ся генеральной совокупностью. Сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражает все его основные характеристики. Это позволит су­дить о целом по его части.

Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве ис­следуемой совокупности. Ясно, что изучать всех нерационально, это увеличило бы время и финансовые затраты, усложнило обработку и т.д. Да и необходимости такой нет. Можно вполне обойтись ограни­ченным количеством респондентов. Но при этом выборочная сово­купность должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально вос­производить все характеристики генеральной совокупности. Это — главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности.

Обратимся вновь к поставленной ранее проблеме свободного вре­мени студентов. Примем условно, что в таком-то вузе учится 5000 че­ловек. Очевидно, что для исследования проблемы нерационально оп­рашивать всех. Достаточно опросить 500 человек или даже чуть



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


меньше, однако среди них должны быть пропорционально представ­лены студенты всех факультетов и курсов. Если, к примеру, в вузе пять одинаковых по численности студентов факультетов (при пяти­летнем сроке обучения), то с каждого курса всех факультетов жела­тельно опросить не менее 20 студентов (что приблизительно состав­ляет численность одной академической группы). В этом случае полученные результаты можно распространить на всю генеральную совокупность, т.е. на всех студентов вуза. Попятно, однако, что на са­мом деле такого равномерного «разброса» студентов не бывает: где-то их учится больше, где-то меньше. Это касается как факультетов, так и курсов, что необходимо учитывать при построении выборки.

Виды выборки

Выборка выступает в двух основных видах — случайной и неслучай­ной (направленной) выборки. При случайной,или механичес­кой, в ы б о р к е из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы но журналу, из которо­го берется каждый третий, пятый и т.д. по счету подряд). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.

Разновидностью случайной выборки является стратифициро­ванная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Другая разновидность случайной выборки — гнездовая, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) — учебные группы, клас­сы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подверга­ются исследованию.

При неслучайной выборке единицы обследования выбира­ются направленно. Наиболее распространенным видом неслучайной выборки является квотная, когда для единиц отбора задается систе­ма параметров-квот (например, для исследования студентов прини­маются в качестве квот параметры пола, курса, специализации).

Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каж­дом из которых единица отбора меняется. Так, если стоит задача ис­следования свободного времени студентов в масштабах страны (а не одного вуза), тогда сначала отбираются регионы, затем — города в них, где есть вузы, далее идет отбор учебных заведений, в которых бу­дет проводиться исследование, и только потом — выбор академичес­ких групп и студентов в этих группах. Понятно, что многоступенчатая



 



Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


200 человек, целесообразно проводить сплошное, а не выборочное ис­следование. Тогда проблемы выборки не возникает.

Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее по­строении допускаются ошибки, то и большой объем не спасает. Вот классический пример такого рода ошибки, взятый из истории изуче­ния общественного мнения США.

Известно, что в первой трети XX в. «законодателем» моды в опросах американского общественного мнения числился литературный журнал «Литерари дайджест». Согласно его точке зрения, достоверность ре­зультатов опроса обеспечивалась широтой охвата населения. Однако эта методика была «посрамлена» на выборах президента США в 1936 г. Разослав 10 млн писем избирателям, журнал предсказал уверенную по­беду республиканскому кандидату А. Лендону над лидером Демократи­ческой партии Ф. Рузвельтом в соотношении 57% против 43%. Другой специалист по изучению общественного мнения, тогда еще никому не известный Дж. Гэллап, опросив всего несколько сот избирателей, пред­сказал успех Ф. Рузвельту, который действительно его добился, полу­чив 62% голосов. За один день Гэллап стал знаменитостью1, а институт, им основанный, и сегодня является одним из ведущих в мире по изуче­нию общественного мнения. В соответствии с методиками Гэллапа, а также иных институтов и служб, занимающихся опросами, — Янкело-вича, Харриса и др., сейчас принято опрашивать не более 1000—1500 че­ловек. Секрет достижений — в выявлении типологических групп насе­ления и построении выборки в соответствии с ними.

Ошибка же журнала «Литерари дайджест» состояла в том, что не была учтена неоднородность американского общества, поскольку для опросов взяли адреса из телефонных справочников и списков вла­дельцев автомашин, т.е. людей со средним достатком и выше. Между тем в 1930-е гг. эта группа населения (в отличие от 1990-х гг.) не бы­ла репрезентативной по отношению ко всей массе американских из­бирателей.

Аналогичную ошибку часто повторяют некоторые наши СМИ — как центральные, так и местные. Поскольку сейчас в стране массовые опро­сы общественного мнения стали своеобразной модой, многие средства информации по результатам опросов зрителей, слушателей, читателей и подписчиков стремятся делать выводы об общественных настроени­ях в целом. Однако существуют по меньшей мере три причины, кото­рые не позволяют в полной мере доверять публикуемым материалам.

См.: Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М.,1991. С. 372—373.


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Вс-первых, подписчики и читатели любых, даже самых массовых изданий не представляют собой репрезентативную группу в отноше­нии ко всему населению. Среди них, как правило, преобладают жите­ли городов, лица с более высоким уровнем образования и т.д. Во-вто­рых, на просьбы и обращения СМИ участвовать в опросе откликается лишь часть заинтересованных людей, в том числе тех, кто располага­ет для этого временем. В-третьих, поскольку такой опрос выступает как разновидность телефонного или почтового, процент «возврата» мнений и анкет обычно бывает не очень высоким. Кроме того, значи­тельная их часть оказывается бракованной (ответы на ряд вопросов отсутствуют, некоторые анкеты заполняются с нарушениями).

Все это говорилось для того, чтобы доказать: построение выборки — дело достаточно ответственное и сложное, и от ее качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Задачу построения выборки нужно решать каждый раз заново применительно к конкрет­ным условиям.

Стратегический план исследования

После построения выборки приступают к подготовке социологичес­кого инструмента и определению методов, с помощью которых будет проводиться данное исследование. Когда инструмент подготовлен, разрабатывают стратегический план исследования1. Они бывают в трех вариантах:

1) разведывательный (поисковый) — применяется в случае, если
об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представле­
ний и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы.
Целью такого исследования является уточнение проблемы и форму­
лирование гипотез. Для этого сначала изучаются литература, доку-,
менты, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение
объекта;

2) аналитический (описательный) — применяется, когда имеющи­
еся знания но исследуемой проблеме позволяют выделить объект ис­
следования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-
функциональных связях, характеристиках объекта и др.). Цель
исследования по такому плану — проверить описательную гипотезу и
в случае ее подтверждения получить точные, качественно и количест­
венно определенные характеристики изучаемого объекта;

3) экспериментальный — применяется, когда имеющиеся знания
об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.

1 См.: Гречихип В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.1988. С. 55.



 


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 161

рыхлили почву и посеяли семена (разработали программу, создали методический инструментарий, провели исследование), затем собра­ли урожай (получили материал), который нужно обмолотить, т.е. об­работать собранную информацию.

Вначале информация проходит стадию предварительной подго­товки к обработке. Она включает в себя проверку методического ин­струментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем ин­формация кодируется, т.е. переводится па язык формализованной об­работки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происхо­дит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализо­ванный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки неболь­шой, то имеет смысл провести ручную обработку. Делается это так.

По каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитать следую­щие показатели (в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных): сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько не дали ответа на вопрос. Можно себя проверить: при сложении всех трех цифр (в %) должно получиться 100% или более (если респондент нарушил правило заполнения анкеты и выбрал большее число альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты). Если получено мень­ше 100%, значит, что-то посчитано неправильно, надо пересчитать.

После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопря­женности между ответами на различные вопросы. Связь одних отве­тов может быть значимой, а других — нет. Незначимые связи, конечно, нет смысла просчитывать. Это нужно оценить самим, исходя из особен­ностей и задач исследования. Например, при исследовании каких-либо проблем студентов сопряженность показателей пола и курса может быть значимой (скажем, если речь идет о семейных студентах), а мо­жет — совершенно незначимой. В таком случае тратить силы на состав­ление таблиц взаимной сопряженности, конечно, не стоит. Так, если в анкете 10 вопросов, то максимально возможное количество таблиц вза­имной сопряженности будет равняться 45. Ясно, что далеко не все из них значимы — может быть, лишь V.s или даже f//i> Vs всех связей.

Итак, налицо два ряда цифр: первый — разброс ответов респонден­тов на вопросы анкеты; второй — показатели таблиц взаимной сопря­женности, т.е. устойчивых связей (корреляционных зависимостей)



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


между ответами на различные вопросы. Все цифры нужно обязательно прокомментировать, объяснить, истолковать. Следует оценить полу­ченные данные, указать ведущие тенденции в результатах, объяснить предположительные причины ответов. Например, было подсчитано, что более половины опрошенных студентов не удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время. Почему так происходит? О чем это свидетельствует? Связано ли это с количеством свободного времени, которым они располагают, уровнем его организации и планирования? Есть ли какая-то зависимость между, скажем, успеваемостью студентов и уровнем их удовлетворенности проведением свободного времени, между семейным статусом студентов и их досугом? И так далее.

При этом необходимо сопоставить полученные данные с гипотеза­ми и установить, какие гипотезы подтвердились, а какие оказались опровергнуты исследованием и о чем это свидетельствует. Следует за­дать себе несколько простых вопросов: получена ли в итоге исследо­вания некоторая новая информация? что добавляет новая информа­ция к тому, что было раньше известно об объекте? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге?

При машинной обработке обобщение первичной информации (со­циологических данных) получается в виде табуляграмм. Машин­ная обработка дает исследователю так называемый статистичес­кий обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении), и в соответствии с заданием со­циолога выявляются связи и зависимости (корреляции). Здесь начина­ют действовать и использоваться законы математической статистики.

Если исследование затрагивает какую-либо актуальную социаль­ную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее решению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схе­мы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследо­вания. После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета.

Структура отчета выглядит так: программа исследования; характери­стика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в ка­ком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представле­ние, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследо­вания; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть раз­личным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц.

На этом исследование заканчивается.


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные виды социологического исследования. Каковы кри-
| терии их выделения? В чем особенности каждого вида и условия его применения?

2. Вычлените этапы социологического исследования. Обоснуйте их последователь-
i ность и логику.

3. Для чего нужна программа социологического исследования? Каковы ее основные
! функции? Можно ли проводить исследование без программы?

4. Проанализируйте структуру программы социологического исследования, пока-
! зав содержание се мет одологического и методического разделов и обосновав роль каж-
[ дого структурного элемента.

5. Что такое выборочное исследование? В каких случаях его осуществляют? Како-
| вы виды выборки и правила ее построения?

6. В чем особенности этапа обработки данных социологического исследования?
Опишите основные технические процедуры, применяемые на этом этапе.

7 Как осуществляется обобщение и анализ данных? Какова роль этого этапа соци­ологического исследования?

Литература

Бабосов ЕМ. Прикладная социология. Минск, 2000.

Бутенко И.А. Прикладная социология: паука и искусство. М., 1999.

Зборовский ГЕ., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004. Гл. 3—5.

Как провести социологическое исследование / Под ред М.К. Горшкова, Ф.Э. Ше-реги. М., 1989. С. 9-66, 150-195.

Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996. С. 391—433.

Колесников Ю. С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001.

Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шерсги, М.К. Горшкова. М., 1995. Т. 1. С.18-86.

Практикум по социологии М., 1992.

Рабочая книга социолога. М., 1983. С. 111 — 141.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Сама­ра, 1995. С. 42-80.


Глава 8

Методика и техника сбора социологической информации

§1 Изучение документов. § 2 Социологическое наблюдение § 3 Опрос.

§ 4. Классификация вопросов. § 5 Изучение бюджетов времени

§ 6 Качественные методы в социологии

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

Что представляет собой эта информация? Под ней принято пони­мать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получае­мых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные тре­бования к первичной социологической информации могут быть све­дены к ее полноте, представительности (репрезентатив­ности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических вы­водов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями лю­дей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. то­го, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получе­нию правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

§ 1. Изучение документов

Сбор социологической информации начинается с анализа документов. Ме­тод их изучения в социологии означает использование любой информа­ции, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения до-


Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации



кумепталыюй информации как базовой, исходной для дальнейшей рабо­ты. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится но своему статусу на официальную и неофи­циальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные ха­рактеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографи­ческие, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографи­ческим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фоне­тические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные доку­менты.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюде­ния либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и спосо­бов анализа материалов. Выделяют неформализованные (тра­диционные) и формализованные методы. Первые предпо­лагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном слу­чае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет со­бой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность ин­формации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъек­тивного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный фор­мализованный метод, получивший название кон тент-анализ а.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


Контент-анализ

Вначале приведем пример одной из первых тюпыток такого анализа. Речь идет о проведении статистически точных измерений содержания материалов массовой информации в исследовании Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости'?» (1893). Спид анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и за 1893 гг. Сравнивая содержа­ние материалов этих двух лет, он решил выяснить, какие изменения произошли в прессе за прошедший период. Исследователь классифи­цировал содержание материалов по темам (литература, политика, ре­лигия, сплетни и скандалы и т д.) и измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам, он пришел к следующему заключению. В 1893 г. ряд газе! стал публиковать гораздо больше материалов, посвященных различным скандальным историям, сплетням и слухам. Объем же материалов по проблемам литературы, политики, религии и т.д. значительно сокра­тился. Таким путем Спид выявил причину увеличения тиража одной из крупнейших газег «Нью-Йорк тайме», связав ее с определенной те­матической переориентацией публикуемых материалов1.

Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделя­ется два типа единиц — единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях тек-сга; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После тою как социолог определил для себя единицу анализа, он выявля­ет единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа.

Так, если социолог ставит своей задачей изучение участия молодежи в политической жизни, то он может взять годовую подписку «Комсомоль­ской правды», местной молодежной газеты, отобрать в ней номера с пуб­ликациями по данной проблеме, затем их проклассифицировать (в соот­ветствии с программой изучения проблемы). Единицей счета выступает количество номеров за год, количество статей, удельный вес публикаций по этой теме к общему объему всей выборки Что это даст социологу? Зна­ние того, как печать раскрывает поставленную проблему, каков характер ее воздействия на молодежь (в данном аспекте), каковы наиболее значи­мые проблемы в их практическом звучании. На основании проведенного контент-анализа происходит более глубокое осмысление изучаемого во­проса и знание документальной информации на этот счет. Социологичес­кая информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, :

1 См Методы сбора информации в социодошческих исследованиях М, 1990 Кн 2 С 68-69


Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации



получаемые другими методами (опросом, наблюдением), и тогда она слу­жит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

§ 2. Социологическое наблюдение

Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода, как наблюдение. Он означает направленное, системати­ческое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистра­цию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, со­стоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — чет­кая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпрета­ция полученной информации.

Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т д. По первому осно­ванию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдае­мый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализиру­ет процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива.

Примером использования метода включенного наблюдения с пол­ным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может слу­жить работа известного американского социолога У. Уайта «Общест­во на углу улицы». Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой груп­пы, целиком разделяя их образ жизни1. В отечественной социологии аналогичным примером может служить работа В. Ольшанского, кото­рый, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сбор­щиком электроаппаратуры на одном из московских заводов^.

Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со сто­роны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюде­ние может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним порой возникают определенные проблемы мо-

1 См White WF Street Corner Society Chicago, 1981

2 См Ольшанский В Б Личность и социальные ценности // Социология в СССР
М, 1966 Т 1 С 472



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


рального порядка. В частности, такое наблюдение может квалифициро­ваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от то­го, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особен­но важно не предавать увиденное или услышанное огласке.

В зависимости от регулярности наблюдение бывает системати­ческим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществ­ляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводит­ся без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.

По месту проведения различают такие виды наблюдения, как но­левое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоот -ношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как прави­ло, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом со­циолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.