КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 6 страница
Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Анализ многочисленных исследований, отчетов по ним показывает, что построить, сформулировать хорошие гипотезы не так-то просто. Успешность этой работы зависит от полученной до проведения исследования информации и профессионального опыта социолога. Выдвижение гипотез — заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу. § 3. Методический раздел программы. Построение выборки Понятие выборки Вторая часть программы включает в себя прежде всего определение обследуемой совокупности лиц. Нужно решить очень важный вопрос: что исследовать — весь изучаемый массив или только его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — монографическим или выборочным. Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного; достаточно типичного и представительного отдельного объекта. В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражает все его основные характеристики. Это позволит судить о целом по его части. Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве исследуемой совокупности. Ясно, что изучать всех нерационально, это увеличило бы время и финансовые затраты, усложнило обработку и т.д. Да и необходимости такой нет. Можно вполне обойтись ограниченным количеством респондентов. Но при этом выборочная совокупность должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Это — главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности. Обратимся вновь к поставленной ранее проблеме свободного времени студентов. Примем условно, что в таком-то вузе учится 5000 человек. Очевидно, что для исследования проблемы нерационально опрашивать всех. Достаточно опросить 500 человек или даже чуть Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
меньше, однако среди них должны быть пропорционально представлены студенты всех факультетов и курсов. Если, к примеру, в вузе пять одинаковых по численности студентов факультетов (при пятилетнем сроке обучения), то с каждого курса всех факультетов желательно опросить не менее 20 студентов (что приблизительно составляет численность одной академической группы). В этом случае полученные результаты можно распространить на всю генеральную совокупность, т.е. на всех студентов вуза. Попятно, однако, что на самом деле такого равномерного «разброса» студентов не бывает: где-то их учится больше, где-то меньше. Это касается как факультетов, так и курсов, что необходимо учитывать при построении выборки. Виды выборки Выборка выступает в двух основных видах — случайной и неслучайной (направленной) выборки. При случайной,или механической, в ы б о р к е из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы но журналу, из которого берется каждый третий, пятый и т.д. по счету подряд). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Разновидностью случайной выборки является стратифицированная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Другая разновидность случайной выборки — гнездовая, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) — учебные группы, классы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию. При неслучайной выборке единицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным видом неслучайной выборки является квотная, когда для единиц отбора задается система параметров-квот (например, для исследования студентов принимаются в качестве квот параметры пола, курса, специализации). Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. Так, если стоит задача исследования свободного времени студентов в масштабах страны (а не одного вуза), тогда сначала отбираются регионы, затем — города в них, где есть вузы, далее идет отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование, и только потом — выбор академических групп и студентов в этих группах. Понятно, что многоступенчатая
Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование 200 человек, целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование. Тогда проблемы выборки не возникает. Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее построении допускаются ошибки, то и большой объем не спасает. Вот классический пример такого рода ошибки, взятый из истории изучения общественного мнения США. Известно, что в первой трети XX в. «законодателем» моды в опросах американского общественного мнения числился литературный журнал «Литерари дайджест». Согласно его точке зрения, достоверность результатов опроса обеспечивалась широтой охвата населения. Однако эта методика была «посрамлена» на выборах президента США в 1936 г. Разослав 10 млн писем избирателям, журнал предсказал уверенную победу республиканскому кандидату А. Лендону над лидером Демократической партии Ф. Рузвельтом в соотношении 57% против 43%. Другой специалист по изучению общественного мнения, тогда еще никому не известный Дж. Гэллап, опросив всего несколько сот избирателей, предсказал успех Ф. Рузвельту, который действительно его добился, получив 62% голосов. За один день Гэллап стал знаменитостью1, а институт, им основанный, и сегодня является одним из ведущих в мире по изучению общественного мнения. В соответствии с методиками Гэллапа, а также иных институтов и служб, занимающихся опросами, — Янкело-вича, Харриса и др., сейчас принято опрашивать не более 1000—1500 человек. Секрет достижений — в выявлении типологических групп населения и построении выборки в соответствии с ними. Ошибка же журнала «Литерари дайджест» состояла в том, что не была учтена неоднородность американского общества, поскольку для опросов взяли адреса из телефонных справочников и списков владельцев автомашин, т.е. людей со средним достатком и выше. Между тем в 1930-е гг. эта группа населения (в отличие от 1990-х гг.) не была репрезентативной по отношению ко всей массе американских избирателей. Аналогичную ошибку часто повторяют некоторые наши СМИ — как центральные, так и местные. Поскольку сейчас в стране массовые опросы общественного мнения стали своеобразной модой, многие средства информации по результатам опросов зрителей, слушателей, читателей и подписчиков стремятся делать выводы об общественных настроениях в целом. Однако существуют по меньшей мере три причины, которые не позволяют в полной мере доверять публикуемым материалам. См.: Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М.,1991. С. 372—373. Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Вс-первых, подписчики и читатели любых, даже самых массовых изданий не представляют собой репрезентативную группу в отношении ко всему населению. Среди них, как правило, преобладают жители городов, лица с более высоким уровнем образования и т.д. Во-вторых, на просьбы и обращения СМИ участвовать в опросе откликается лишь часть заинтересованных людей, в том числе тех, кто располагает для этого временем. В-третьих, поскольку такой опрос выступает как разновидность телефонного или почтового, процент «возврата» мнений и анкет обычно бывает не очень высоким. Кроме того, значительная их часть оказывается бракованной (ответы на ряд вопросов отсутствуют, некоторые анкеты заполняются с нарушениями). Все это говорилось для того, чтобы доказать: построение выборки — дело достаточно ответственное и сложное, и от ее качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Задачу построения выборки нужно решать каждый раз заново применительно к конкретным условиям. Стратегический план исследования После построения выборки приступают к подготовке социологического инструмента и определению методов, с помощью которых будет проводиться данное исследование. Когда инструмент подготовлен, разрабатывают стратегический план исследования1. Они бывают в трех вариантах: 1) разведывательный (поисковый) — применяется в случае, если 2) аналитический (описательный) — применяется, когда имеющи 3) экспериментальный — применяется, когда имеющиеся знания 1 См.: Гречихип В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.1988. С. 55.
Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 161 рыхлили почву и посеяли семена (разработали программу, создали методический инструментарий, провели исследование), затем собрали урожай (получили материал), который нужно обмолотить, т.е. обработать собранную информацию. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем информация кодируется, т.е. переводится па язык формализованной обработки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки небольшой, то имеет смысл провести ручную обработку. Делается это так. По каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитать следующие показатели (в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных): сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько не дали ответа на вопрос. Можно себя проверить: при сложении всех трех цифр (в %) должно получиться 100% или более (если респондент нарушил правило заполнения анкеты и выбрал большее число альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты). Если получено меньше 100%, значит, что-то посчитано неправильно, надо пересчитать. После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Связь одних ответов может быть значимой, а других — нет. Незначимые связи, конечно, нет смысла просчитывать. Это нужно оценить самим, исходя из особенностей и задач исследования. Например, при исследовании каких-либо проблем студентов сопряженность показателей пола и курса может быть значимой (скажем, если речь идет о семейных студентах), а может — совершенно незначимой. В таком случае тратить силы на составление таблиц взаимной сопряженности, конечно, не стоит. Так, если в анкете 10 вопросов, то максимально возможное количество таблиц взаимной сопряженности будет равняться 45. Ясно, что далеко не все из них значимы — может быть, лишь V.s или даже f//i> Vs всех связей. Итак, налицо два ряда цифр: первый — разброс ответов респондентов на вопросы анкеты; второй — показатели таблиц взаимной сопряженности, т.е. устойчивых связей (корреляционных зависимостей) Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
между ответами на различные вопросы. Все цифры нужно обязательно прокомментировать, объяснить, истолковать. Следует оценить полученные данные, указать ведущие тенденции в результатах, объяснить предположительные причины ответов. Например, было подсчитано, что более половины опрошенных студентов не удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время. Почему так происходит? О чем это свидетельствует? Связано ли это с количеством свободного времени, которым они располагают, уровнем его организации и планирования? Есть ли какая-то зависимость между, скажем, успеваемостью студентов и уровнем их удовлетворенности проведением свободного времени, между семейным статусом студентов и их досугом? И так далее. При этом необходимо сопоставить полученные данные с гипотезами и установить, какие гипотезы подтвердились, а какие оказались опровергнуты исследованием и о чем это свидетельствует. Следует задать себе несколько простых вопросов: получена ли в итоге исследования некоторая новая информация? что добавляет новая информация к тому, что было раньше известно об объекте? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге? При машинной обработке обобщение первичной информации (социологических данных) получается в виде табуляграмм. Машинная обработка дает исследователю так называемый статистический обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении), и в соответствии с заданием социолога выявляются связи и зависимости (корреляции). Здесь начинают действовать и использоваться законы математической статистики. Если исследование затрагивает какую-либо актуальную социальную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее решению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схемы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследования. После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. На этом исследование заканчивается. Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные виды социологического исследования. Каковы кри- 2. Вычлените этапы социологического исследования. Обоснуйте их последователь- 3. Для чего нужна программа социологического исследования? Каковы ее основные 4. Проанализируйте структуру программы социологического исследования, пока- 5. Что такое выборочное исследование? В каких случаях его осуществляют? Како- 6. В чем особенности этапа обработки данных социологического исследования? 7 Как осуществляется обобщение и анализ данных? Какова роль этого этапа социологического исследования? Литература Бабосов ЕМ. Прикладная социология. Минск, 2000. Бутенко И.А. Прикладная социология: паука и искусство. М., 1999. Зборовский ГЕ., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004. Гл. 3—5. Как провести социологическое исследование / Под ред М.К. Горшкова, Ф.Э. Ше-реги. М., 1989. С. 9-66, 150-195. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996. С. 391—433. Колесников Ю. С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шерсги, М.К. Горшкова. М., 1995. Т. 1. С.18-86. Практикум по социологии М., 1992. Рабочая книга социолога. М., 1983. С. 111 — 141. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 42-80. Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации §1 Изучение документов. § 2 Социологическое наблюдение § 3 Опрос. § 4. Классификация вопросов. § 5 Изучение бюджетов времени § 6 Качественные методы в социологии Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию. Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации. § 1. Изучение документов Сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения до- Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации кумепталыюй информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию. Она делится но своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др. В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы. По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам. При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа? При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название кон тент-анализ а. Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Контент-анализ Вначале приведем пример одной из первых тюпыток такого анализа. Речь идет о проведении статистически точных измерений содержания материалов массовой информации в исследовании Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости'?» (1893). Спид анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и за 1893 гг. Сравнивая содержание материалов этих двух лет, он решил выяснить, какие изменения произошли в прессе за прошедший период. Исследователь классифицировал содержание материалов по темам (литература, политика, религия, сплетни и скандалы и т д.) и измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам, он пришел к следующему заключению. В 1893 г. ряд газе! стал публиковать гораздо больше материалов, посвященных различным скандальным историям, сплетням и слухам. Объем же материалов по проблемам литературы, политики, религии и т.д. значительно сократился. Таким путем Спид выявил причину увеличения тиража одной из крупнейших газег «Нью-Йорк тайме», связав ее с определенной тематической переориентацией публикуемых материалов1. Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделяется два типа единиц — единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях тек-сга; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После тою как социолог определил для себя единицу анализа, он выявляет единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа. Так, если социолог ставит своей задачей изучение участия молодежи в политической жизни, то он может взять годовую подписку «Комсомольской правды», местной молодежной газеты, отобрать в ней номера с публикациями по данной проблеме, затем их проклассифицировать (в соответствии с программой изучения проблемы). Единицей счета выступает количество номеров за год, количество статей, удельный вес публикаций по этой теме к общему объему всей выборки Что это даст социологу? Знание того, как печать раскрывает поставленную проблему, каков характер ее воздействия на молодежь (в данном аспекте), каковы наиболее значимые проблемы в их практическом звучании. На основании проведенного контент-анализа происходит более глубокое осмысление изучаемого вопроса и знание документальной информации на этот счет. Социологическая информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, : 1 См Методы сбора информации в социодошческих исследованиях М, 1990 Кн 2 С 68-69 Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации получаемые другими методами (опросом, наблюдением), и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности. § 2. Социологическое наблюдение Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода, как наблюдение. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т д. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива. Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может служить работа известного американского социолога У. Уайта «Общество на углу улицы». Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, целиком разделяя их образ жизни1. В отечественной социологии аналогичным примером может служить работа В. Ольшанского, который, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на одном из московских заводов^. Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюдение может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним порой возникают определенные проблемы мо- 1 См White WF Street Corner Society Chicago, 1981 2 См Ольшанский В Б Личность и социальные ценности // Социология в СССР Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование рального порядка. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от того, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особенно важно не предавать увиденное или услышанное огласке. В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации. По месту проведения различают такие виды наблюдения, как нолевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоот -ношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |