КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 7 страница
Каковы плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с разви ги-ем событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп. Однако есть и свои сложности: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с другими способами получения первичной социологической информации.
§ 3. Опрос Одним из основных в социологии является метод опросаК У многих людей представление о социологии основано на использовании именно этого 1 Подробнее см.. Ноэль Н Массовые опросы. М, 1978; Рукавишников В О, Паниот-то В И, Чурилов Н Н Опросы населения М., 1984, Бутеико И A. Ahkcj ный опрос как общение социолога с респондентами. М, 1989, Девятко И Ф. Методы t оциологическо-го исследования Еюиеринбург, 1998 Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации метода. Между тем он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода. Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов па поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой. Опрос — это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов. Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и у с т н ы й (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Оно бывает групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15— 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвраща-емость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера. Но и потери анкет в таких случаях неизбежны. Анкета Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выяв- Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть — это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты. Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контактные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. В третьей части анкеты — так называемой паспортичке (изредка она помещается в самом начале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается в вводной части). Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека — 40—45 минут, для учащегося — на 10 минут меньше. Если требуется больше времени, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаши), спокойные условия (без присутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкетера — быть дружелюбным, вежливым, разговорчивым (в меру), беспристрастным, располагать к себе. В случае отказа респондента заполнить анкету постараться убедить его, но, если не помогает, больше «не давить». Интервью Теперь об устном опросе — интервью. Это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целена- Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации правленной беседы интервьюера и респондента. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью — специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают». Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем: 1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации. Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма. Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере. По технике проведения интервью подразделяются на формализованные (стандартизированные) и свободные (не-стандартизированные). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Ответы нужно или стенографировать, или записывать (с разрешения респондента) на магнитофон. К стандартизированному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или на конвейере). Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь преобладает раскованная Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование беседа в русле поставленной проблемы. Если не требуется обстновки доверительности, такое интервью удобнее проводить вдвоем: один беседует, другой записывает ответы. Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов. Следует отметить еще один вид интервью — фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а загем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов. Отсюда следует еще одна классификация интервью — групповое и индивидуальное — в зависимости от того, кто выступает респондентом. Молено одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер. Проведение интервью требует хорошей подготовки. Не всякий человек может быть интервьюером. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабельность, уравновешенность), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения. Немаловажную роль в процессе интервьюирования играют компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей социальной среды респондентов (образовательный и культурный уровень, интересы, особенности труда и быта, специфика речевого общения и т.д.). Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы уточнить или пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом...»), и вопросы на понимание («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых — до 1 — 1,5 часа, учащихся — 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в ча-
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
• Открытые вопросы позволяют респонденту высказать предельно подробно свое мнение, здесь велика вероятность получить его интересные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», вызванные нежеланием отвечать на вопрос. Главная трудность открытых вопросов — сложность формализации и обработки ответов. В отличие от открытых закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими выбрать одновременно несколько ответов. Пример вопроса-меню: Как вы считаете, что такое жизненный успех? (Можно отметить несколько пунктов.) 1. Высокое служебное положение, карьера. 2. Богатство, финансовое благосостояние. 3. Удачный брак, хорошая семья. 4. Хорошее здоровье. 5. Близкие друзья. 6. Любовь. 7. Реализация своих способностей. 8. Духовное общение (с книгами, искусством). Достоинство таких вопросов — в их однозначной интерпретации и быстрой обработке. Однако нельзя забывать, что таким путем социолог как бы «навязывает» одно из своих мнений опрашиваемому. Вы-У ход из ситуации может быть найден с помощью полузакрытых вопросов, в которых перечень возможных вариантов ответов дополняется в конце позициями типа «Что еще вы могли бы отметить?», «Если у вас есть особое мнение, допишите». По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы -лову ш к и. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: «В какой мере вы удовлетворены своей работой?» — то контрольный может быть сформулирован иначе: «Хотели бы вы сменить свою работу?». Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, вначале нуж- Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации но сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли вы спортом?» — и только потом спросить, какими его видами. Если респондент ответит на первый вопрос отрицательно, ему не нужно тратить время на вопросы о конкретных занятиях, удовлетворенности ими и т.д. Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Возьмем то же исследование свободного времени студентов, в ходе которого ставилась задача выявить их читательские интересы и предпочтения. Социологи предложили респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включили книгу вымышленного писателя. Некоторые опрошенные ответили, что читали эту книгу, и она им понравилась. Здесь очевидна недобросовестность респондента, которая должна быть учтена социологом при анализе. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях. По форме различают прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и к о с в е н н ы е, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (например, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»). При составлении анкеты необходимо учитывагь следующие правила: • в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежать • реальная ситуация контролируется прожективной, например: • косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые — • контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
• вопросы надо формулировать так, чтобы было желание давать в • в вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе по • язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к • в анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстрактных • в одном варианте ответа не должно содержаться сразу несколько • в анкете не должно быть пустых, риторических, праздных вопро • вопросы следует задавать корректно, вежливо; • анкета должна быть аккуратно оформлена.
\ § 5. Изучение бюджетов времени Помимо названных методов сбора информации, в социологических исследованиях применяется метод изучения бюджетов времени. Хотя в литературе его иногда рассматривают как разновидность опроса, нам он представляется самостоятельным. «Язык» этого метода очень красноречив, благодаря ему выясняются количественные затраты времени на те или иные виды деятельности. Соотношение временных расходов на них составляет бюджет времени, выступающий своеобразным количественным и структурным эквивалентом образа жизни. В целом можно сказать, что «язык» времяпрепровождения — один из наиболее четких, объективных, количественно выраженных и «репрезентативных» социологических «языков», имеющий универсальный характер. Однако пока он используется крайне недостаточно. А ведь за каждой строкой бюджета времени, за каждой временной затратой стоят живые люди с их интересами, ценностными ориентация-ми и, главное, конкретными видами деятельности. Поэтому изучение бюджета времени различных социальных групп дало бы богатейншй материал для социологического анализа многих проблем, в том числе и управленческого характера. Зная, как расходуются людьми часы и минуты, можно «управлять» этим процессом в их интересах, создавая условия для того или иного вида времяпрепровождения. Через затраты времени очень хорошо просматривается значение того или иного вида деятельности в жизни человека, его стремление к Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации определенным ценностям и целям. Разумеется, не все зависит от человека, и бывают ситуации, когда «видит око, да зуб неймет». Но в целом чаще всего мы расходуем время так, как считаем нужным сами. Изучение бюджетов времени ведется с помощью дневников саморегистрации па основе «самофотографии» в течение недели. Затраты времени фиксируются в дневнике от момента подъема до отхода ко сну, причем содержание занятий отмечается каждые 30 минут (6.00— 6.30, 6.30—7.00 и т.д.). Заполняющим дневник дается несколько рекомендаций: начать эту работу с буднего дня недели; постоянно носить дневник с собой; регулярно отмечать имевшие место виды деятельности в соответствующих его строчках, не полагаясь на память; не оставлять заполнение дневника на конец дня. При этом респонденту в качес i вс мо гивации молено предложить ту пользу, которую он получит для себя лично после его недельного заполнения. Она действительно может оказаться весьма значительной, поскольку выявит нерациональные расходы времени, его неоправданные потери и позволит определить пути оптимизации образа жизни в целом. Люди, умеющие ценить время и стремящиеся к его полезному использованию, наверняка отнесутся положительно к этому методу. Наш добрый совет каждому изучающему социологию: попробуйте заполнить свой собственный дневник использования времени и проанализировать его — вы не пожалеете. Чтобы систематизировать затраты времени, их лучше при анализе сгруппировать следующим образом: 1) рабочее (учебное) время (время непосредственной трудовой либо учебной деятельности, подготовки к ней, передвижения, отдыха в этот период); 2) время удовлетворения физиологических потребностей (время сна, приема пищи, туалета, гигиены); 3) время удовлетворения бытовых потребностей (затраты времени на покупку продуктов и промышленных товаров, приготовление пищи, уборку квартиры, стирку и т.д.); 4) свободное время, т.е. те часы и минуты, которыми человек может распоряжаться по собственному усмотрению для отдыха, развлечений, физического и духовного развития. Следует отметить большую трудоемкость метода изучения бюджетов времени — и для исследуемых, и для социологов. Поэтому при применении этого метода выборка должна быть весьма ограниченной и тщательно продуманной. Поскольку материал дневников обрабатывать на компьютере крайне сложно, значительная часть работы делается вручную. Отсюда — большие трудозатраты. Но полученная информация по своему значению с лихвой перекрывает сложности, с которыми сталкиваются при заполнении дневников участники исследования, а при их обработке и анализе — социологи. Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование § 6. Качественные методы в социологии Общая характеристика До сих пор речь шла о количественных, или так называемых «жестких», методах, с помощью которых в нашей стране вплоть до недавнего времени проводилось подавляющее большинство социологических исследований тех или иных конкретных социальных проблем, процессов, явлений. Однако сейчас их все чаще подвергают критике за то, что они позволяют исследовать лишь общие тенденции взаимодействия отдельных социальных общностей, структур, институтов и организаций, не касаясь внутреннего социального мира людей, составляющих эти общности. Социологи стали говорить об отсутствии в используемых методах «гуманной» составляющей, о засилье рационализма, о недостаточном внимании к субъективным аспектам социального знания, основанного на понимании и интерпретации человеческого действия и взаимодействия. Это привело к постановке вопроса о необходимости разработки качественно новой стратегии подготовки и проведения социологических исследований, базирующихся на использовании так называемых «мягких"» методов. Прежде чем их рассматривать, необходимо высказать одно суждение, скорее даже замечание. Оно связано с опасностью противопоставления качественной и количественной стратегий, «жестких» и «мягких» методов социологического исследования. Последние, какими бы «модными» они ни казались сегодня, не могут и не должны вытеснять первые. «Использование качественных методов, — пишет В.В. Семенова, — является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов»1. Следовательно, важно понять, в каких ситуациях необходимо использовать количественные, а в каких — качественные методы. Так, если социолога интересует описание объективных связей между теми или иными социальными явлениями (либо их параметрами), анализ достоверности повторения этих связей, их измерение и причинное объяснение, классификация и систематизация событий (случаев) и отношений к ним со стороны респондентов, то здесь следует применять ' Семенова В В Качественные меюды в социологии //Ядов В А Сграгешя социологического исследования. М, 1998 С 392 Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации количественный подход. Если же требуется описание общей картины социального явления (события, случая), интерпретация и понимание внутреннего, субъективного в действиях человека, изложение частных фактов из его рассказов о жизни и переход к созданию микроконцепции (микротеории) на этой основе, то тогда используется качественный подход. Таким образом, одна и та же проблема может быть исследована с позиций и количественной, и качественной стратегий. Вот лишь один пример такого исследования, в котором сочетание обоих подходов дало полезный результат. Речь идет о сравнительном российско-германском исследовании проблемы профессионального образования и моральной социализации молодых рабочих в России и Германии (проект был выполнен в 1993—1996 гг. под руководством проф. В. Лемперта с немецкой стороны и нашим — с российской). Российская сторона использовала традиционные для отечественной социологии стандартизированные способы сбора и обобщения данных, прибегнув к анкетному методу полевого исследования. Это привело к тому, что российская выборка оказалась репрезентативной для исследуемых простых профессий (станочники и парикмахеры). Немецкая же сторона использовала полустандартизированные глубокие либо «нарративные» (повествовательные, представляющие собой свободный рассказ о жизни без вмешательства исследователя) интервью в совокупности с биографическим методом изучения респондентов и наблюдением за ними в процессе труда. Однако важно отметить, что при различии методов (на что обе стороны пошли совершенно сознательно) удалось вполне корректно со-поставить результаты и выводы, которые касались сравнений как систем начального профессионального образования обеих стран, так и профессионально-моральной социализации молодых работников — выпускников учебных заведений этих систем. В приведенном примере были названы некоторые качественные методы, прежде всего глубокое и «нарративное» интервью, биографический метод. К ним следует добавить такие, как исследование отдельных общностей (случаев, ситуаций) — в литературе этот метод получил название case study (кейс стади), т.е. фокусированное индивидуальное и групповое интервью (метод «фокус-группы»), изучение истории жизни человека (семьи) и т.д. Дадим краткую характеристику каждого из них. Виды качественных методов Биографический метод направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
отдельного человека. Чаще всего такой анализ основан на изучении личных документов, когда социолог пытается выявить субъективный смысл и значение социальных процессов, о которых идет речь в этих документах. Один из первых и блестящих опытов использования биографического метода продемонстрировали У. Томас и Ф. Знанецкий в уже упоминавшейся работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (см. гл. 3). В одном из пяти томов этой книги очень подробно излагается автобиография польского эмигранта Владека, который детально рассказал в ходе глубинного интервью (оно заняло 300 страниц текста) и о своей учебе в польской сельской школе, и о работе в лавке (где он помогал обслуживать покупателей), и о неудавшейся попытке найти заработок в Германии, и о том, как он очутился в Чикаго. Изучая сознание и самосознание отдельных людей на материалах их жизненного пути, изложенных в биографиях и иных личных документах (письмах, дневниках), социологи сумели дать широкие обобщения действий и взаимодействий социальных групп, классов, слоев и т.д. При использовании биографического метода прежде всего необходимо постижение внутреннего мира индивида, который, как считает американский исследователь этого метода М. Коли, «способен воспринять себя как активного субъекта своей собственной истории жизни, отличного от социального мира»1. Здесь важнее всего не само по себе событие (случай, ситуация), а то, как субъект его определяет. Изучая выявленные с помощью биографического метода субъективные значения действий, социолог выявляет их определенную логическую связь и последовательность и конструирует модель человеческого поведения. В этом смысле мы говорим о субъективной социологии, в отличие от объективной, которая реализуется через количественные методы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |