КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 2 страница
Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схваченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Социальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер. Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия современных ему людей, групп, институтов, общества в целом. Социология использует данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных Глава 4 Объект и предмет социологии явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.)- Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса. Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, связанная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это история производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Материал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для развития различных отраслей, сфер, областей специального социологического знания. Причем природа взаимодействия истории и социологии здесь та же самая, что была описана выше. Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода». Историки внутренне убеждены, что их наука есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемыми и используемыми им, что это — бесконечный диалог между настоящим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодействия между социологом и социальными фактами, только меняется характер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим. Социология и экономическая наука Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука изучает экономический строй данного общества. Что входит в него? Естественно, производительные силы общества — орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический строй образует основу хозяйственной целостности общества. Изучение структуры этой экономической целостности является одним из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией — наукой о социуме как целостной системе. Экономические знания, а затем и экономическая наука появились задолго до социологии. Как и история, это весьма обширная область социального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты динамики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки, выходя далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи. Поскольку экономическая наука чрезвычайно важна для целостно] о анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них — это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социология. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Целесообразно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы. Нетрудно видеть, что в предметное иоле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «производства», без «рынка», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее — поле понимания сущности «социального» в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических факторов в жизни личности, в институционализации процессов и явлений, в социальной структуре, в обществе как целостной системе. Среди большого многообразия отраслевого знания — экономическая социология, индустриальная социология, социология труда, социология менеджмента, социология маркетинга и др. Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но прежде всего — место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование. Итак, социология органично связана с экономической наукой, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих областей знания. Но, самое главное, социология изучает экономическую жизнь в Глава 4. Объект и предмет социологии 109 ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, образовательными, семейно-бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства. Социология осмысливает «экономический фактор» с учетом связанных с ним многообразных социальных отношений (индивидуальных и социальных потребностей, статусов, которые характеризуют ту или иную социальную группу, политического и государственного влияния на экономическую ситуацию). Приоритетом социологии является исследование социального поведения (социальных действий и процессов) групп в общественном производстве, поведения, получившего название экономического. Наконец, социология имеет возможность укрощать «экономический детерминизм», абсолютизирующий роль экономического фактора в жизни социума, выделять «на равных» другие социальные институты (политические, правовые, религиозные, социокультурные). Возникающие здесь проблемы требуют профессионального междисциплинарного исследования социологией, экономической наукой и другими отраслями научного знания. Тесная связь и взаимодействие экономической и социологической наук привели к возникновению особой отрасли знания — экономической социологии, бурно развивающейся в мире в последние три десятилетия (в нашей стране лишь в 1990-х гг.). Исследователи проблем экономической социологии по-разному определяют ее предмет. Ближе всего к нашей концепции предметного поля социологии точка зрения В.В. Радаева, который в духе М. Вебера считает, что «экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия». Для автора это означает, во-первых, что мотивы экономического действия выходят за пределы экономических целей на уровень широких социальных задач, во-вгорых, что эти мотивы — «продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида». К социальным общностям В.В. Радаев относит: сети межличностного общения, организационные структуры, социальные группы, национальные общности1. В каждой социальной общности социальные и экономические действия реализуются в трех ключевых типах отношений — экономических, культурных, властных. При этом экономические отношения вбирают в себя культурные и властные элементы. Что касается хозяйственной деятельности человека, его экономических ожиданий и ориентации, то 1 См Радаев В В Экономическая социология М, 1997 С 53—54. Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование они во многом определяются его принадлежностью к тем или иным социальным общностям. Поэтому не случайно экономическая социология изучает поведение предпринимателя и менеджера, наемного рабочего и домашнего работника, рассматривая их деятельность и в рамках определенных экономических и социальных структур и организаций, и в качестве отдельных личностных типов. Но здесь социология приближается уже к психологии. Социология и психология Связь этих двух наук представляется особенно значимой для социологии (хочется надеяться, и для психологии тоже). Рассматривая в качестве своего предмета общество как «множественное целое», раскрывая общие тенденции его функционирования и изменения, социология в то же время обращается к личности, ее внутреннему миру. Здесь она вплотную соприкасается с психологией — наукой о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности1, наукой, которая исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда есть психический элемент, который является их составной частью. Идет ли речь о макро- или микросоциологических явлениях, теориях, проблемах, психические элементы косвенно или прямо присутствуют в них. Нельзя забывать, что за реальными процессами и отношениями обязательно стоят мотивации, установки, чувства и настроения людей. Однако сведение социологии к изучению лишь внутреннего психического мира личности было бы неправильным и крайне узким, такие попытки мы уже «проходили» в конце XIX в. Представляется, что именно социология должна во главу угла ставить вопрос о социальной обусловленности психических проявлений людей, учитывать их связь с социальной средой. Это обстоятельство прекрасно понимают современные психологи. Один из наиболее крупных среди них отечественный ученый А.Н. Леонтьев писал: «...в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества»2. На стыке социологии и психологии возникла такая наука, как с о -циальная психология. Каждая из «родительских» дисциплин вполне резонно включает ее в свой состав. Многие известные ученые, работающие в «пограничной» социальной психологии, упоминаются как наиболее крупные исследователи и социологической, и психоло- 1 См ■ Психологический словарь. М, 1996. С. 304 2 Леонтьев АЛ. Деятельность Сознание. Личность. М., 1975. С. 82. Глава 4 Объект и предмет социологии гической наук. Приведем определение предмета социальной психологии, данное одним из таких ученых — Г.М. Андреевой. В своем учебнике социальной психологии она считает предметом этой науки «изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп»1. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Она не может уйти ни от одного его вида, вместе с тем — ни от одного из факторов социального характера, влияющих на ощущения, восприятия и представления людей. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), ее психическими функциями, проявляющимися в поведении в рамках различных социальных ситуаций. Есть еще одна наука, находящаяся на стыке социологии и психологии, — психическая социология («социология психики»). Нам представляется, что, при определенной самостоятельности этой дисциплины (ведь, собственно, это наука о психике человека, а не о психике общества), она относится к социологической науке. Все дело в том, что она сосредоточивается на анализе психических элементов в общественных явлениях — структурах, группах, организациях, институтах, движениях, классах, слоях. Ключевым здесь является вопрос: каким способом отдельные психические импульсы соединяются в социальные действия и процессы? Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они в конечном счете ориентированы друг на друга. Тип их связи можно назвать сотрудничеством. Психология, изучая поведение человека, должна «отталкиваться» не только от осмысления его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от представлений о личности как «продукте общественных отношений», знание о которой дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не Андреева ГМ Социальная психология М, 1996 С. 10. Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование только в области изучения малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого, поскольку его нельзя понять, не «заглянув» в психологию народов, этносов, классов, государств. Завершая разговор о связях и взаимодействиях социологии с другими науками, необходимо отметить, что они касаются не только социально-гуманитарных дисциплин. Социология сегодня не может обойтись без «услуг» математики, теории вероятностей, статистики, информатики. Невозможно представить подготовку и проведение конкретпо-со-циологического исследования без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, которые требуют определенных математических и статистических знаний, использования формул, коэффициентов, таблиц и т.д. Действительно, нельзя же изучать мнение всего населения крупного города, если нужно выявить его отношение к той или иной проблеме. Тогда и возникает вопрос, сколько и кого нужно опрашивать, чтобы получить надежную и достоверную информацию. Получение же ответа на этот вопрос как раз и требует математико-етатистичес-ких знаний. Социология сегодня тесно связана с использованием компьютеров. Всякий мало-мальски уважающий себя и науку специалист в области социологии, прежде всего прикладной, не сумеет обойтись без электронно-вычислительной техники. Все это говорит о том, что современная социология включена в систему не только социально-гуманитарного, но и естественно-научного знания. Исследуя наиболее актуальные проблемы жизни общества, социология оказывается тесно связанной с науками, их изучающими. Особенно это касается дисциплин, «выросших» на основе исследования глобальных проблем человечества. В качестве примера приведем проблематику защиты среды обитания человека и науку под названием «социальная экология». В этой сфере знания в последние годы активно работают и социологи. Нарушение экологического равновесия с природой, ухудшение здоровья человека, обусловленное средой обитания, появление неизлечимых болезней, принимающих характер пандемий (широко распространенных инфекционных болезней, эпидемий), антропогенные изменения природной среды, обусловленные технологической деятельностью, — все это приобретает глобальный характер, ставящий само существование человеческой цивилизации на грань гибели. Именно социология более других наук способна осмыслить то, что подобные отклонения не являются лишь побочным продуктом технологического развития, а обусловлены более всего противоречиями, лежащими внутри социальной системы, в способах и направленности исто- Глава 4. Объект и предмет социологии 113 рической эволюции, происходящей при активном участии самих людей. От социологии ждут теоретического и конкретно-социологического анализа сущности происходящих изменений. В таком контексте формирующиеся науки, с одной стороны, обретают свою предметную область, а с другой — тесно взаимодействуют с социологией. Более того, содержание некоторых из них становится (прямо или косвенно) объектом социологического интереса, изучается в системе социологического знания. Проведенный в этой главе анализ объекта, предмета, основных категорий социологии, ее соотношения с другими науками дает все основания перейти к анализу специфики и структуры социологического знания и социологического исследования, чему посвящены последующие четыре главы. Вопросы и задания 1. Что такое объект и предмет пауки, как соотносятся эти понятия? 2. Что является объектом социологии? 3. Какие подходы к определению предмета социолог ии существуют в истории соци 4. Какие предметные зоны социологии можно выделить? 6. Как соотносятся социология и философия, социология и история, социология и 7. Какое значение для социологии имеет естественно-научное знание? Почему без Литература Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 1. Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ. Социология. М., 1995. Гл. 2. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Гл. 1. Социология. Основы общей Теории / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995. Гл. 2. Глава 5 Специфика социологического знания § 1 Природа и характер < оциологическо/о лития § 2 Социальный факт § 3 Знание как предмет с оциологии знания § 1. Природа и характер социологического знания i щ •^ Особенности социологического знания Начнем с характеристики двух основных ипостасей социологии. Во-первых, она выступает как наука, стало быть, в качестве определенной системы знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира. Она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, "используя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Как пишет Э. Гидденс, «границы социологии предельно широки, они простираются от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов»1. Эта особенность социологического знания дает ему возможность занять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными науками. Проблема научной специфики социологического знания не такая простая, как кажется на первый взгляд. В связи с этим могут возникнуть по меньшей мере два вопроса: первый — способно ли социологическое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию, находиться с ним в одном ряду? второй — может ли социологическое знание давать такой же точный результат в отношении социальных процессов, какой дает есгественно-научное в отношении природных? Ответы на эти вопросы содержат и положительные, и отрицательные суждения. Поскольку социологическое знание включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, использует не только логические доказательства, но и материал таких наук, как математика, теория вероятности, статистика и др., оно 1 Giddens A Sociology P 8 Глава 5 Специфика социологического знания дает точный результат и может рассматриваться в качестве разновидности строгого, не уступающего другим наукам знания. Вместе с тем социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью как материалом для получения данных. Известно, чго такие объекты отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием и вследствие этого значительными флуктуациями (случайными отклонениями, колебаниями, изменениями) в деятельности. Поэтому нельзя говорить о совершенно точном и строгом социологическом описании и анализе человеческого бытия подобно даваемому применительно к природным процессам естественными науками. Социологическое знание стремится к объективности. Она определяется не только используемыми методами социологического исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичностью, общедоступностью социологической деятельности, с результатами которой люди постоянно знакомятся через средства массовой информации, эффектом критического анализа материалов исследований со стороны коллег. Однако здесь есть свои сложности. Ведь наши суждения об объективности базируются на изучении субъективных мнений людей. Получается, что на основе сбора мнений, субъективных по своей природе и характеру, формируется объективное знание. Нет ли здесь противоречия? Конечно, в определенной степени есть. Но в том-то и состоит специфика социологического знания, что оно использует такие методы сбора информации и ее обработки, которые позволяют разрешать это противоречие. Вместе с тем, само по себе его наличие предупреждает нас об опасности абсолютизации социологического знания, прежде всего той его части, которая базируется на материалах эмпирических исследований. Специфика социологическою знания проявляется в особенностях ставящихся вопросов. Можно говорить о четырех их типах: фактуаль-ных, сравнительных, развивающих и теоретических. Первые касаются выявления социальных фактов (например, какие типы преступлений чаще всего встречаются?). Сравнительные вопросы позволяют сопоставить идентичные социальные факты в разных странах (насколько типичны одни и те же преступления, совершаемые в Германии и России?). Развивающие вопросы дают возможность связать настоящее с прошлым и сравнить их (как изменились современные тюрьмы в сравнении с самыми первыми?). Теоретические вопросы направлены на выявление причинных связей (почему это случилось? почему так произошло?). Раздел 11. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Несмотря на различия в тинах вопросов, разграничивать и отделять их полностью друг от друга нельзя.. Здесь как раз и заметна особенность социологического знания, заключающаяся в отказе от обыденного мнения: «факты говорят сами за себя». В социологии они требуют интерпретации. Поэтому фактуальные и теоретические вопросы, расположенные на разных полюсах приведенной выше «шкалы», в социологии оказываются тесно связанными1. Еще одно свидетельство специфики социологического знания состоит в возможности обнаружения различий между целями поведения человека (социальной общности) и его последствиями — явными и неявными, намеренными и ненамеренными (латентными). Это касается и деятельности организаций и институтов. Так, целью школы является образование, обучение, воспитание, подготовка к получению профессии, социализация. Это явные ориентиры, и их намеренный характер ни у кого не вызывает ни вопросов, ни сомнений. Однако деятельность школы и социального института образования в целом приводит к латентным, не видным внешне последствиям, над которыми люди специально не задумываются. Это может быть, к примеру, усиление социального неравенства по мере того, как у детей выявляются различные способности, реализация которых так или иначе способствует «скорости» их дальнейшего продвижения. Социологическое знание показывает, как мало мы себя знаем, каковы возможности общества, последствия поведения людей, его влияния на весь контекст социальной жизни, и наоборот. Социологическое воображение Еще один аспект специфики знания в социологии состоит в развитии социологического воображения. Сам термин (и идея) принадлежит известному американскому социологу Ч. Миллсу, написавшему специальную книгу на эту тему2. Суть такого воображения состоит в том, что исследователь должен уметь отвлечься, абстрагироваться от рутины повседневной жизни, посмотреть на нее заново, другими глазами, увидеть то, что «не дано» обыденному сознанию. Прекрасный пример социологического воображения демонстрирует Э. Гидденс, рассматривая обычный, простой, явно неинтересный на первый взгляд фрагмент поведения людей — употребление кофе3. Что здесь может «вообразить» социолог? Во-первых, что кофе — не только напи- 1 См.: Giddens A. Sociology. P. 15. 2 См.: Mills Ch.R. The Sociological Imagination. N.Y., 1959. Рус. перевод: Мшшс Ч P. 3 См.: Giddens A. Sociology. P. 20. Глава 5. Специфика социологического знания 117 ток, который помогает поднять «индивидуальное потребление жидкости». Это символическая ценность, являющаяся частью повседневного социального ритуала. Нередко он намного важнее, чем сам акт употребления напитка, поскольку для людей, приглашающих друг друга на чашку кофе, встреча и разговор всегда интереснее, чем то, что они пьют и едят. (Кстати, во всех обществах еда и питье служат общению, взаимодействию и выполняют роль ритуала, что само по себе выступает специальным предметом социологического изучения). Во-вторых, хотя кофе содержит кофеин, однако кофейные наркоманы не относятся большинством людей западной культуры к потребителям наркотиков. Почему? Это тоже интересный социологический вопрос. Подобно алкоголю, кофе — социально приемлемый наркотик, тогда как, например, марихуана не является таковым. Причем подобная ситуация имеет место даже в тех культурах, где толерантно, терпимо относятся к потреблению марихуаны, но не в почете кофе и алкоголь. В-третьих, употребление кофе распространилось по всему миру и прочно вошло в структуру экономических и социальных отношений. Производство, транспортировка и торговля данным продуктом требуют осуществления постоянных сделок между людьми, находящимися в тысячах миль от потребителя. Изучение подобных глобальных сделок является также предметом социологического анализа. Наконец, употребление кофе предваряется всем процессом социального и экономического развития. Вместе со многими другими ныне привычными элементами западной кухни (чай, бананы, картофель, белый сахар) кофе приобрел популярность только с XIX в. Его массовое потребление датируется периодом колониальной экспансии 150-летней давности, под влиянием которой кофе стал культивироваться в Южной Америке и Африке и оттуда пришел в западные страны. § 2. Социальный факт Специфика социального факта Социологическое знание базируется на фактуальной основе. Под социальным фактом будем понимать в самом общем виде общественное явление, ситуацию социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки). Один из крупнейших отечественных исследователей социологического знания В.А. Ядов считает, что социальные факты необходимо «рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |