Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура 1 страница




II

По

С. 4.


Глава 4 Объект и предмет социологии



видуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» ас­пект действий людей, их поведения.

Значит, мы имеем дело по крайней мере с двумя понятиями пред­мета социологии, выступающими как макротеория (теория «структу­ры») и микротеория (теория «действия»). Развитие мировой социо­логии вначале шло по пути «разворачивания» каждой парадигмы, а затем — поиска возможностей их соединения в рамках единого пред­мета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», замет­но и сейчас.

Подходы к определению предмета социологии в зарубежной науке

Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была ма­кросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом со­циологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как еди­ный социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.

В последующем макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социо­логов XIX — начала XX в.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма со­стояла в понимании общества как социальной реальности (объект со­циологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.

Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социо­логии в середине XX столетия нашла свое отражение в концепциях структурно-функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, пред­мет же социологии выступал как исследование структур и механиз­мов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.

Начиная с 1920-х гг. формируется микросоциологическая пара­дигма, в рамках которой предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локаль-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ных проблем и процессов. Общество как целостный социальный орга­низм исчезает, растворяется в гигантском количестве дробных явле­ний, каждое из которых по-своему важно, требует изучения, имеет практическое значение, но... вытесняет из социологического сознания системность и целостность общественного организма.

В соответствии с одним подходом предмет социологии определя­ется как «научное изучение образцов человеческого взаимодейст­вия»1, в соответствии с другим — как «учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение»2, в соответствии с треть­им — как «научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение»3.

Наконец, нельзя не сказать о попытках определить предмет социо­логии, соединив при этом макро- и микросоциологический подходы. Давая широкую трактовку предмета социологии как науки об общест­ве в целом, социальных структурах и отношениях, некоторые авторы стремятся интегрировать в системное понимание современного обще­ства изучение человеческого поведения на самых различных его уров­нях. Такие попытки стали характерными для социологической науки начиная со второй половины 1980-х гг. Наиболее типичными в jtom отношении представляются определения предмета социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса. Первый рассматривает социологию как «научное исследование общества и социальных отношений, которое опирается на данные или факты из реального мира и стремится следо­вать им, используя научные объяснения»4, второй — как «учение о че­ловеческой социальной жизни, группах и обществах»5.

Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии

Касаясь определений предмета социологии в отечественной пауке, необ­ходимо отметить первоначально явное господство макросоциологической тенденции. На то есть свои объяснения, корни которых — в многолетнем статусе социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинского философского знания. Многочисленные дискуссии о роли и месте социологии, которые велись в СССР с 1960-х гг., были посвящены прежде всего аргументированию того, что социология не противоречит марксизму, а лишь усиливает его, вместо уяснения собственного предме­та, его специфики, позволяющей характеризовать эту науку как совер-

1 Champion D, Kurth S, Hastings D, Hams D Sociology N Y, 1984 P 2

2 Taylm M, Rhyne L, Rosenlhal Si, Dogby К Introduction to Soc lology P 4

3 Doob Chr Sociology An Introduction P 21
ASmelserN Sociology New Jersey, 1988 P 16
J Giddens A Sociology P 7.


Глава 4 Объект и предмет социологии



шенно самостоятельную, автономную и вместе с тем тесно связанную с иными областями знания, прежде всего социально-гуманитарного.

Самым типичным было понимание социологии как науки о наибо­лее общих законах (закономерностях) общественного развития — с многочисленными вариациями вокруг этого предметного поля. Вот одно из таких и сегодня широко принятых определений: «...социоло­гия — это наука об общих и специфических социальных законах и за­кономерное 1ях развития и функционирования исюрически опреде­ленных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личнос­тей, социальных групп, общностей, классов, народов»1.

В середине 1990-х гг., благодаря деятельности международного фон­да «Культурная инициатива» (Фонд Сороса), было издано несколько учебников и учебных пособий по социологии, в которых подходы к оп­ределению ее предмета оказались принципиально иными. В одном из учебников социология определялась как «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах»2, в другом — как «научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования об­щества и составляющих его компонентов — социальных групп, общнос­тей и социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и раци­ональное понимание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определить научные пути реше­ния встающих перед обществом проблем»-5. Обращает на себя внимание стремление авторов органично соединить макро- и микросоциологичес­кий подходы к определению предметного поля социологии, сделать ак­цент на изучении структур, процессов и механизмов их действия.

В действительности объединения этих подходов удалось добиться чуть позднее. В конце 1990-х гг., в связи с появлением новых учебни­ков по социологии, было предложено несколько различных по своему характеру определений предмета социологии, соединивших в себе ма­кро- и микросоциологическое видение общественных проблем и бази­ровавшихся на специфических, ранее активно не использовавшихся критериях. Так, в основе определения предмета социологии Ж.Т. То-щенко лежит принцип единства сознания и поведения, трактуемых и на макросоциологическом, и на микросоциологическом уровнях. Ав­тор указывает, что «социология — это наука о движущих силах созна-

1 Социо/101 ия / Под ред. Г В Ос ипова М, 1990 С 25

^ Фролов С С Социология М, 1994 С 15

3 Комаров МС Введение в социологию М, 1994 С 13


Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование

ния и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное по­ведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании,; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и дея­тельность, действительное поведение людей» К

В русле обозначенной выше методологической позиции находится определение предмета социологии, принадлежащее С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяну, Н.Е. Покровскому. Характеризуя в качестве обьек-та социологической науки «взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества», названные авторы следующим образом определяют ее предмет: «Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, те­оретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осо­знанных и неосознанных мотивов поведения»-^.

Наконец, приведем новое по своему характеру и структуре, нети­пичное ни для зарубежной, ни для отечественной социологии опреде­ление ее предмета, включающее три уровня обобщения. Так, В.И. До-бреньков и А.И. Кравченко, характеризуя в своей трехтомной работе «Социология» подходы к выявлению предмета этой науки, говорят о всеобщем, частном и единичном уровнях его обобщения. На всеоб­щем уровне обобщения социология — это наука об обществе, на част­ном — «наука о поведении людей как представителей больших соци­альных групп и функционировании социальных институтов», на единичном уровне «мы получаем очень широкое определение социо­логии как совокупности всех тем эмпирических исследований»3.

Определение предмета социологии и содержания предметных зон

Прежде чем предложить наше авторское видение предмета социоло­гии, рассмотрим подходы к нему. Первый из них состоит в том, что предметное поле социологии должно быть достаточно широким, его нельзя ограничивать только одной предметной зоной. При этом мы исходим из того, что среди предметных зон есть ядро — сущность

1 ТощенкоЖТ Социология М, 1998 С 46-47

2 Кравченко С А, Мнацашнян МО, Покровский НЕ Социология парадигмы и
темы С 27

3 Добренькое В И, Кравченко А И Социология Т 1 С 73—74


Глава 4 Объект и предмет социологии



предмета социологии ипериферия — совокупность наиболее зна­чимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Са­мо предметное поле социологии представляет собой постепенный пе­реход — по мере движения от его периферии к ядру — от макросферы к микросфере (поскольку обе представляют со­бой основные срезы общества), и главное здесь — соблюдение прин­ципа их когерентности, согласования.

Второй подход к определению предмета социологии состоит в ха­рактеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о систем­ном видении общества и его самых различных сфер и структур как в устойчивом, стабильном, так и в динамичном, меняющемся по­ложении. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции «узлов», т.е. скрепляющих связи, отношения, процессы, структуры, взаимодействия. Когда эги «узлы» реализуют свои скрепляющие функции, тогда общества и их системы функционируют и развиваются как органические целостности через их воспроизводство и развитие, а социология может обнаружить и раскрыть тенденции данных процессов.

Третий подход заключается в фиксации направленности социоло­гического анализа:начинать с общества и восходить к ин­дивиду. Именно так, а не наоборот, как утверждают некоторые авто­ры, придерживающиеся иной логики рассуждения: раз в центре внимания социологии находится проблема человека, значит, идти в анализе нужно от него к обществу. Вряд ли с этим можно согласить­ся. Хотя в принципе в социологическом познании существует ситуа­ция встречного потока (от общества к индивиду, от индивида к обще­ству), отправным моментом в этом движении является общество. И дело не только в том, что по определению социология — наука прежде всего об обществе, а не о человеке, индивиде. Главное состоит в принципиальной невозможности понять социальные процессы, свя­зи и отношения, социальные общности, институты и организации, со­циальную структуру и социальную систему, если идти от индивида.

После того как были охарактеризованы подходы к определению предмета социологии, возникла необходимость раскрыть содержание каждой из предметных зон. Начнем с ядра пре'дметного поля, в каче­стве которого рассматривается социальная общность. Здесь мы идем вслед за В.А. Ядовым, который убедительно доказывает справедли­вость такой трактовки предмета социологии. Вот как он его определя­ет: «Социология — это наука о становлении, развитии и функциони­ровании социальных общностей и форм их самоорганизации:



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механиз­мах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социаль­ными общностями, между личностями и общностями; наука о законо­мерностях социальных действий и массового поведения»1.

Возникает главный вопрос: почему именно социальная общ­ность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале ко­ротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный ана­лиз дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интере­сов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач дея­тельности. К социальным общностям можно отнести все или большин­ство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом.

Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета со­циологии возникает возможность соединить в анализе личность и об­щество. В социальной общности содержится решающее качество са­модвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них.

Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и ус­тойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разруше­ния. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория со­единяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведе­ния людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социаль­ных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д.

Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совме­стное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интере­сов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив

1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20.


Глава 4 Объект и предмет социологии 101

или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восхо­дить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, на­ходящимся в той или иной социальной общности, через нее.

Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет со­держание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в дан­ном случае идет уже о начале периферии предметного поля социоло­гии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изу­чать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность.

Познание общественных процессов можно начать с того, с чего на­чинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Ре­альный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически на­блюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего про­чего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на пер­вый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином.

Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем интересную тенден­цию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше от деятеля и ближе к общности, тем меньше вариантов дея­тельности, которые он может избрать. Социальные процессы еще больше сокращают вариативность действий. Появляются общие тен­денции процесса, совокупность которых образует: 1) механизм гене­зиса; 2) механизм функционирования; 3) механизм изменения; 4) ме­ханизм кризиса. В их единстве формируется общество как целостная система взаимодействующих социальных общностей. Они оказыва­ются опредмеченными результатами действий и процессов.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 



Следующая предметная зона социологии — социальные ин­ституты и организации, которые можно определить как свое­образные «узлы», связывающие социальные общности, социальные действия, взаимодействия, процессы в единое системное целое. От их функционирования зависит стабильность и устойчивость системы, поскольку эти «узлы» являются организованными формами совмест­ной деятельности людей.

Динамика и взаимосвязь социальных общностей, социальных дей­ствий, взаимодействий, процессов, социальных институтов и органи­заций формируют социальную структуру общества, являю­щуюся еще одной предметной зоной на периферии предметного поля социологии. Наконец, последняя среди них — общество, которое выступает как целостная органическая система, включающая в себя все «предшествовавшие» ему предметные зоны.

Данная структура предметного поля социологии для большей на­глядности и четкости восприятия может быть представлена схемати­чески в виде концентрических кругов (рис. 1), содержание каждого из которых было рассмотрено. Что касается определения предмета соци­ологии, то в соответствии с проведенным анализом оно формулирует­ся следующим образом: социология — это наука о становлении, дина­мике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука о социаль­ных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их пове­дении; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общ­ностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений.

Определив предмет социологии, необходимо рассмотреть ее связи и отношения с другими науками.


§ 3. Социология и другие науки

Социология и философия

Социология тесно связана с целым рядом наук — как социально-гума­нитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией — изначальная целостность социальной мысли человечества. Филосо­фия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поис­ку глубинных истоков и принципиальных возможностей человечес-



 



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ние, но социальная структура и социальные институты, культура, соци­альная организация; не человек, но личность как социальный тип и про­цессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущно­стной, глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще бо­лее конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролево­го поведения личности, форм социальной организации и др.»1

Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значе­ние имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверя­емыми фактами. В силу своей известной умозрительности филосо­фия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, на­оборот, не может не осуществлять такую задачу.

Ясно, что социология не есть философия, спроецированная на сего­дняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоя­нии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и ка­тегории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социо­логии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социо­логии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира.

Исходный пункт философии — человек. Между тем сегодня труд­но представить себе, что проблему человека можно решить без социо­логии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это озна­чает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в со­циальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социально­го знания, которая (единственная из всех общественных наук) позво­ляет получить картину целостного отношения человека к миру.

Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смыс-ложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в зна-

1 Ядов В А Размышления о предмете социологии СИ.


 


Глава 4. Объект и предмет социологии 105

чительной степени идет от социологии. Это и современные интегра­ционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политиза­ция общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология.

Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует боль­шое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, ко­торого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение уче­ного от активной деятельности, невозможность публикаций, ограни­ченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отме­тить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и рань­ше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти во­просы, видимо, не может быть однозначным.

Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных про­блем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для ана­лиза названных проблем.

Социология и история

История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяже­нии столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука име­ет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение поз­воляет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей осно­вой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает соци­альные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемст­венность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяе­мость позволяет устанавливать специфические ритмы функциониро­вания общества, его динамику и направление эволюции.

Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. фор­мируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объ­ективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама ис­тория законы и тенденции не открывает, она имеет дело с исторически­ми фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка.

Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смыс­ле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает воз­можность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социоло­гическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, со­держание реальных социальных действий в символах (понятиях).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.