КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 1 страница
II По С. 4. Глава 4 Объект и предмет социологии видуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» аспект действий людей, их поведения. Значит, мы имеем дело по крайней мере с двумя понятиями предмета социологии, выступающими как макротеория (теория «структуры») и микротеория (теория «действия»). Развитие мировой социологии вначале шло по пути «разворачивания» каждой парадигмы, а затем — поиска возможностей их соединения в рамках единого предмета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», заметно и сейчас. Подходы к определению предмета социологии в зарубежной науке Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была макросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма. В последующем макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социологов XIX — начала XX в.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.
Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социологии в середине XX столетия нашла свое отражение в концепциях структурно-функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, предмет же социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы. Начиная с 1920-х гг. формируется микросоциологическая парадигма, в рамках которой предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локаль- Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование ных проблем и процессов. Общество как целостный социальный организм исчезает, растворяется в гигантском количестве дробных явлений, каждое из которых по-своему важно, требует изучения, имеет практическое значение, но... вытесняет из социологического сознания системность и целостность общественного организма. В соответствии с одним подходом предмет социологии определяется как «научное изучение образцов человеческого взаимодействия»1, в соответствии с другим — как «учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение»2, в соответствии с третьим — как «научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение»3. Наконец, нельзя не сказать о попытках определить предмет социологии, соединив при этом макро- и микросоциологический подходы. Давая широкую трактовку предмета социологии как науки об обществе в целом, социальных структурах и отношениях, некоторые авторы стремятся интегрировать в системное понимание современного общества изучение человеческого поведения на самых различных его уровнях. Такие попытки стали характерными для социологической науки начиная со второй половины 1980-х гг. Наиболее типичными в jtom отношении представляются определения предмета социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса. Первый рассматривает социологию как «научное исследование общества и социальных отношений, которое опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения»4, второй — как «учение о человеческой социальной жизни, группах и обществах»5.
Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии Касаясь определений предмета социологии в отечественной пауке, необходимо отметить первоначально явное господство макросоциологической тенденции. На то есть свои объяснения, корни которых — в многолетнем статусе социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинского философского знания. Многочисленные дискуссии о роли и месте социологии, которые велись в СССР с 1960-х гг., были посвящены прежде всего аргументированию того, что социология не противоречит марксизму, а лишь усиливает его, вместо уяснения собственного предмета, его специфики, позволяющей характеризовать эту науку как совер- 1 Champion D, Kurth S, Hastings D, Hams D Sociology N Y, 1984 P 2 2 Taylm M, Rhyne L, Rosenlhal Si, Dogby К Introduction to Soc lology P 4 3 Doob Chr Sociology An Introduction P 21 Глава 4 Объект и предмет социологии шенно самостоятельную, автономную и вместе с тем тесно связанную с иными областями знания, прежде всего социально-гуманитарного. Самым типичным было понимание социологии как науки о наиболее общих законах (закономерностях) общественного развития — с многочисленными вариациями вокруг этого предметного поля. Вот одно из таких и сегодня широко принятых определений: «...социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерное 1ях развития и функционирования исюрически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»1.
В середине 1990-х гг., благодаря деятельности международного фонда «Культурная инициатива» (Фонд Сороса), было издано несколько учебников и учебных пособий по социологии, в которых подходы к определению ее предмета оказались принципиально иными. В одном из учебников социология определялась как «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах»2, в другом — как «научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей и социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и рациональное понимание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определить научные пути решения встающих перед обществом проблем»-5. Обращает на себя внимание стремление авторов органично соединить макро- и микросоциологический подходы к определению предметного поля социологии, сделать акцент на изучении структур, процессов и механизмов их действия. В действительности объединения этих подходов удалось добиться чуть позднее. В конце 1990-х гг., в связи с появлением новых учебников по социологии, было предложено несколько различных по своему характеру определений предмета социологии, соединивших в себе макро- и микросоциологическое видение общественных проблем и базировавшихся на специфических, ранее активно не использовавшихся критериях. Так, в основе определения предмета социологии Ж.Т. То-щенко лежит принцип единства сознания и поведения, трактуемых и на макросоциологическом, и на микросоциологическом уровнях. Автор указывает, что «социология — это наука о движущих силах созна- 1 Социо/101 ия / Под ред. Г В Ос ипова М, 1990 С 25 ^ Фролов С С Социология М, 1994 С 15 3 Комаров МС Введение в социологию М, 1994 С 13 Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ния и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании,; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей» К В русле обозначенной выше методологической позиции находится определение предмета социологии, принадлежащее С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяну, Н.Е. Покровскому. Характеризуя в качестве обьек-та социологической науки «взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества», названные авторы следующим образом определяют ее предмет: «Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения»-^. Наконец, приведем новое по своему характеру и структуре, нетипичное ни для зарубежной, ни для отечественной социологии определение ее предмета, включающее три уровня обобщения. Так, В.И. До-бреньков и А.И. Кравченко, характеризуя в своей трехтомной работе «Социология» подходы к выявлению предмета этой науки, говорят о всеобщем, частном и единичном уровнях его обобщения. На всеобщем уровне обобщения социология — это наука об обществе, на частном — «наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов», на единичном уровне «мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований»3. Определение предмета социологии и содержания предметных зон Прежде чем предложить наше авторское видение предмета социологии, рассмотрим подходы к нему. Первый из них состоит в том, что предметное поле социологии должно быть достаточно широким, его нельзя ограничивать только одной предметной зоной. При этом мы исходим из того, что среди предметных зон есть ядро — сущность 1 ТощенкоЖТ Социология М, 1998 С 46-47 2 Кравченко С А, Мнацашнян МО, Покровский НЕ Социология парадигмы и 3 Добренькое В И, Кравченко А И Социология Т 1 С 73—74 Глава 4 Объект и предмет социологии предмета социологии ипериферия — совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Само предметное поле социологии представляет собой постепенный переход — по мере движения от его периферии к ядру — от макросферы к микросфере (поскольку обе представляют собой основные срезы общества), и главное здесь — соблюдение принципа их когерентности, согласования. Второй подход к определению предмета социологии состоит в характеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о системном видении общества и его самых различных сфер и структур как в устойчивом, стабильном, так и в динамичном, меняющемся положении. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции «узлов», т.е. скрепляющих связи, отношения, процессы, структуры, взаимодействия. Когда эги «узлы» реализуют свои скрепляющие функции, тогда общества и их системы функционируют и развиваются как органические целостности через их воспроизводство и развитие, а социология может обнаружить и раскрыть тенденции данных процессов. Третий подход заключается в фиксации направленности социологического анализа:начинать с общества и восходить к индивиду. Именно так, а не наоборот, как утверждают некоторые авторы, придерживающиеся иной логики рассуждения: раз в центре внимания социологии находится проблема человека, значит, идти в анализе нужно от него к обществу. Вряд ли с этим можно согласиться. Хотя в принципе в социологическом познании существует ситуация встречного потока (от общества к индивиду, от индивида к обществу), отправным моментом в этом движении является общество. И дело не только в том, что по определению социология — наука прежде всего об обществе, а не о человеке, индивиде. Главное состоит в принципиальной невозможности понять социальные процессы, связи и отношения, социальные общности, институты и организации, социальную структуру и социальную систему, если идти от индивида. После того как были охарактеризованы подходы к определению предмета социологии, возникла необходимость раскрыть содержание каждой из предметных зон. Начнем с ядра пре'дметного поля, в качестве которого рассматривается социальная общность. Здесь мы идем вслед за В.А. Ядовым, который убедительно доказывает справедливость такой трактовки предмета социологии. Вот как он его определяет: «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»1. Возникает главный вопрос: почему именно социальная общность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале коротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный анализ дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интересов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач деятельности. К социальным общностям можно отнести все или большинство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета социологии возникает возможность соединить в анализе личность и общество. В социальной общности содержится решающее качество самодвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них. Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и устойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разрушения. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория соединяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведения людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социальных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д. Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совместное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интересов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив 1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20. Глава 4 Объект и предмет социологии 101 или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восходить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, находящимся в той или иной социальной общности, через нее. Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет содержание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в данном случае идет уже о начале периферии предметного поля социологии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изучать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность. Познание общественных процессов можно начать с того, с чего начинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Реальный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически наблюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином. Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем интересную тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше от деятеля и ближе к общности, тем меньше вариантов деятельности, которые он может избрать. Социальные процессы еще больше сокращают вариативность действий. Появляются общие тенденции процесса, совокупность которых образует: 1) механизм генезиса; 2) механизм функционирования; 3) механизм изменения; 4) механизм кризиса. В их единстве формируется общество как целостная система взаимодействующих социальных общностей. Они оказываются опредмеченными результатами действий и процессов. Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Динамика и взаимосвязь социальных общностей, социальных действий, взаимодействий, процессов, социальных институтов и организаций формируют социальную структуру общества, являющуюся еще одной предметной зоной на периферии предметного поля социологии. Наконец, последняя среди них — общество, которое выступает как целостная органическая система, включающая в себя все «предшествовавшие» ему предметные зоны. Данная структура предметного поля социологии для большей наглядности и четкости восприятия может быть представлена схематически в виде концентрических кругов (рис. 1), содержание каждого из которых было рассмотрено. Что касается определения предмета социологии, то в соответствии с проведенным анализом оно формулируется следующим образом: социология — это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений. Определив предмет социологии, необходимо рассмотреть ее связи и отношения с другими науками. § 3. Социология и другие науки Социология и философия Социология тесно связана с целым рядом наук — как социально-гуманитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией — изначальная целостность социальной мысли человечества. Философия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поиску глубинных истоков и принципиальных возможностей человечес-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование ние, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной, глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.»1 Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. В силу своей известной умозрительности философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, наоборот, не может не осуществлять такую задачу. Ясно, что социология не есть философия, спроецированная на сегодняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоянии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и категории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социологии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социологии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира. Исходный пункт философии — человек. Между тем сегодня трудно представить себе, что проблему человека можно решить без социологии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это означает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в социальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социального знания, которая (единственная из всех общественных наук) позволяет получить картину целостного отношения человека к миру. Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смыс-ложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в зна- 1 Ядов В А Размышления о предмете социологии СИ.
Глава 4. Объект и предмет социологии 105 чительной степени идет от социологии. Это и современные интеграционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политизация общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология. Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует большое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, которого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение ученого от активной деятельности, невозможность публикаций, ограниченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отметить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и раньше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти вопросы, видимо, не может быть однозначным. Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных проблем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для анализа названных проблем. Социология и история История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто- Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение позволяет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции. Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. формируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама история законы и тенденции не открывает, она имеет дело с историческими фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка. Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смысле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает возможность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социологическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, содержание реальных социальных действий в символах (понятиях).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |