КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспорт леса из России 1 страница
M Часть II. Кейсы и задачи Sensor в январе 1990 г. одновременно в 19 странах Северной Америки и Европы. Такое решение Gillette не должно удивлять, поскольку 70% прибыли компания получает от заграничных продаж. Кроме того, одноразовые бритвы не пользовались за рубежом такой же популярностью, как в США. Как бы то ни было, Sensor за рубежом должна была встретить меньше сопротивления, чем в США. Руководство приняло ешс одно решение, означавшее отход от обычной практики: Sensor предполагалось предложить в рамках глобальной стратегии маркетинга. В то время как в прошлом стратегии подвергались варьированию с учетом потребностей в отдельных странах, Sensor предполагалось предложить п продажу без каких-либо модификаций в разных странах и на основе одинакового рекламного обращения. Как сказал один из руководителей: «Мы впервые собираемся применить подлинно глобальный подход применительно к одному товару, одной товарной марке, одной рекламной кампании и одной стратегии маркетинга». Sensor была представлена 28 января 1990 г. тремя рекламными объявлениями на Суперкубке XXIV по американскому футболу, на которые было израсходовано 3 млн долл.; они стали частью кампании по продвижению товара стоимостью в ПО млн долл. в первый год ее прозедения. В рекламе указыЕа-лись успехи в технологии изготовления бритв, а основная ее тема осталась прежней, использовавшейся еще при выпуске бритв Atra: «Gillette — лучше для мужчины нет*. План маркетинга был рассчитан на то, чтобы убедить пользователей Atra и Тгас И перейти на Sensor, а пользователей одноразовых бритв — переключиться на более совершенную систему, обеспечивающую лучшее качество бритья. В случае прибыльности товара Gillette планировала выпустить ряд предметов туалета под маркой Sensor. Основной целью было вернуть компании былой имидж производителя качественных систем для бритья, который несколько померк в связи с выпуском одноразовых бритв Gillette.
Что же произошло? Sensor оказалась новым товаром, имевшим наибольший успех в истории Gillette. В 1990 г. компания продала 24 млн бритв и 350 млн картриджей, что на 20% превысило Поставленную цель. Ее рекламная кампания и связи с общественностью охватили 500 млн человек во всем мире. Товар определенно ознаменовал собой поворотный момент, на который фирма рассчитывала. Успех Sensor основан на добротном товаре, добротном плане маркетинга и глобальном подходе к продвижению товара. Вопросы к кейсу 1, Какова причина применения компанией Gillette мультинациональной 2. Что побудило компанию предложить Sensor как глобальную марку? 3. С помощью каких маркетинговых мер компании Gillette удалось преодолеть сложившиеся трудности на рынке? 4, Какие технологии использовала компания Gillette для разработки ново 1. Концепция международного лтркстинга 823 5: Какую стратегию международного маркетинга использовала компания Gillette на мировом рынке? 6. В чем заключалась основная суть плана маркетинга компании Gillette? 7. Как строилась ее международная рекламная кампания? 1-7. Kodak против Fuji: борьба на поле соперника Когда Kodak отказалась быть официальным спонсором летних Олимпийских игр 1984 г. в Лос-Анджелесе, Fuji ухватилась за эту возможность. Она не только запустила в небо множество зеленых воздушных шаров с эмблемой Fuji, но и заполнила эфир рекламой фотопленки Fuji. Это помогло компании завоевать 12% рынка фотопленки США, что состаштяет около 90 млн катушек фотопленки. Но Fuji не ограничилась рекламой фотопленки, она заявила о себе на более широком рынке воспроизведения изображений, с которым Kodak связывает свои надежды на будущий рост. В 1989 г. она приступила к выпуску гибких дисков в Массачусетсе. В том же году в Южной Каролине компания ввела в действие завод по выпуску видеокассет и планировала начать в США производство фотопленки Kodak, поскольку обеспокоена возможностями Fuji опередить конкурентов в деле разработки новых товаров. Компания захватила первенство в области электронной фотографии, предложив рынку электронную фотокамеру еще в 1985 г. Она на год опередила Kodak с выпуском одноразовой камеры, а в 1990 г., также опередив Kodak на нссколькр месяцев, предложила сверхнасыщенную цветную пленку для профессиональных фотографов.
Fuji не ограничивается рынками США и Японии. Когда в США продажи ее фотопленки перестали расти, Fuji стала ориентироваться на Западную Европу, захватив здесь 20% рынка фотопленки, главным образом в ущерб Kodak и Agfa — ведущему производителю фотопленки в Европе. Но и Kodak не сидит сложа руки. Компания перенесла поле битвы на второй по величине рынок фототоваров в мире — Японию. Она отвоевала у Fuji такую же долю рынка в Японии, какую Fuji захватила у нее в США, т.е. 12%, Kodak склонна также продавать фотопленку в Японии со скидкой с целью увеличить свою долю на этом рынке, чего она никогда бы не сделала в США. Kodak добилась редкого преимущества перед Fuji, предложив водонепроницаемую одноразовую фотокамеру и панорамную фотокамеру, которая имела большой спрос у японских любителей новизны. А для того чтобы уравновесить технологические возможности, которыми Fuji располагает в США, выделяет 500 Млн долл. на создание исследовательской лаборатории в Японии. Компания Kodak побеждает Fuji на новых рынках, например она первой проникла в Иран, когда эта страна смягчила свою политику по отношению к Западу. Такой «обмен ударами» между двумя компаниями на глобальном поле битвы приобрел легендарный характер. Очевидная цель Kodak состоит в том, чтобы потеснить Fuji с се родного японского рынка, чтобы отвлечь внимание этой компании от рынка США. Парадокс же заключается в том, Часть И Кейсы и задачи что если Kodak это удается, Fuji способна удвоить спои усилия в США, с тем чтобы отвлечь внимание Kodak от Японии. Когда Kodak выступила спонсором крупного турнира по теннису для мужчин и женшин в США в 1989 г. и вице-президент компания стал вручать награды, появился большой зеленый воздушный шар компании Fuji. Все засмеялись, в том числе и вице-президент.
Однако Kodak было не до смеха. Японская компания Fuji первой предложила на американском рынке высокочувствительную фотопленку, в результате чего доля Kodak на американском рынке любительских фильмов сократилась со 100 до почти 75%. Fuji также первой выпустила фотоаппараты одноразового использования. Другой иностранный конкурент, компания Sony, первой разработала то, что представляло, пожалуй, наибольшую угрозу для Kodak, — электронные цифровые аппараты, которые Б конечном счете могут вытеснить фотопленку. Неудачи компании, которая была любимицей Уолл-стрита и имела репутацию фирмы, выпускающей технически передовые и легкие в обращении фотоаппараты, явились неожиданностью Kodak начала испытывать проблемы в 70-е гг. когда отказалась в пользу японских компаний от разработки и массового производства двух высокоприбыльных товаров — 35-миллиметровых фотоаппаратов и видеокамер. Ряд неудач возник и в 80-е гг., когда потребители отвергли дисковую камеру и 8-миллиметровую видеокамеру, когда она проиграла иск к Polaroid в связи с патентным спором о мгновенной съемке и утратила доминирующее положение в области выпуска цветной пленки. И, что было самым болезненным, компания, понеся убытки в сумме около 200 млн долл., свернула маркетинг широко разрекламированных щелочных и литиевых батареек, так как осознала, что не в состоянии конкурировать с такими признанными фирмами, как DuraceU и Eveready. Kodak провела глубокий анализ своих неудач. Компания осознала, что ее почти монопольное положение на рынке пленки часто приводило к игнорированию запросов потребителей и наличия конкурентов. Что еще хуже, компания стала настолько избегать возможности риска, что руководство часто отвергало разработки новых товаров. По образному выражению председателя совета директоров компании, «пора было заставить этого слона плясать». Компания Kodak «начала плясать», создав 17 коммерческих подразделений, специализирующихся на определенных: рынках: электронная фотография, автоматизация офиса, здравоохранение и др. Менеджеры каждого подразделения отвечая и за выявление возможностей удовлетворения запросов потребителей в новых товарах и за предложение выпускаемых товаров определенным сегментам потребителей.
Реорганизация привела к ориентации Kodak на маркетинг, что позволяет разрабатывать товары, в большей степени соответствующие запросам потребителей. На разработку и выпуск таких новых товаров, как Ektar — весьма дачная плевка для искушенных фотолюбителей, —■ потребовалось лишь два года. Однаж© лишь через 18 лет пленка Kodachrome поступила в продажу. 1 Концепция международного маркетинга 825л Предложения новых товаров стали опережать конкурентов. Одноразовые камеры Kodak проникли на японский рынок в 1989 г. и быстро получили преимущество перед одноразовыми камерами Fuji, так как были оснащены панорамными объективами. Kodak также смело встретила наиболее серьезную угрозу в виде выпуска электронных камер, способныххранить изображения и воспроизводить их на приставках телевизоров. Хотя первенство в разработке таких камер принадлежит Sony, компания Kodak не бездействует. В 1991 г. она объявила о разработке фотосистемы компакт-дисков, которая предоставляет фотографам возможность использовать пленку или сохранять изображения на компакт-дисках. Компания осознает, что если беспленочной фотографии уготовано большое будущее, то компанию может постигнуть участь трамвая и граммофона. Усиление ориентации на потребителя привело еще к одной крупной перемене в политике компании. Сферой се деятельности ныне является не производство фотопленки, а обработка изображений. Это означает, что Kodak в конечном счете придется пожертвовать исторической привязанностью к традиционной сфере деятельности — выпуску пленки. Компания теперь производит товары для обработки и лрсобразоиания изображений, будь то фото-, больничные рентгеновские снимки или передача данных. Такая переориентация деятельности позволяет Kodak освоить и смежные сферы, связанные с фотографией, например электронное издательское дело, заводские системы визуального контроля, цифровое сканирование и обработку микрофильмов. Все эти разнородные сферы деятельности предусматривают процессы обработки изображений. Вероятно, Kodak нашла свое место. Компания лучше подготовлена к конкуренции на рынке США. А вновь обретенное ею новаторство позволяет бросить вызов Fuji на японском рынке. Поворот, произошедший в Kodak, отразился на показателях прибыли: в 1990 г. доходы превысили 1 млрд долл., тогда как в 1989 г. компания потерпела убыток в 360 млн долл. В конце 80-х гг. многие аналитики сомневались в способности Kodak» устоять под градом неудач, однако сейчас компания успешно развивается. Вопросы к кейсу 1. Предпочтительнее ли для Kodak сосредоточить свои ресурсы на рынке США, чтобы отразить конкуренцию со стороны Fuji, вместо того чтобы конкурировать в Японии? 2. Как вы оцениваете бизнес-стратегию компании Fuji: как стратегию диверсификации или как стратегию дифференциации? 3. По каким направлениям развертывалась международная конкуренция на мировом рынке фотоаппаратов и фотопленки? 4. В чем причины неудач, постигших американскую компанию Kodak? Какую роль в этом сыграла японская компания Fuji? 5. Какие маркетинговые меры предприняла компания Kodak, чтобы преодолеть сложившиеся трудности? S26 Часть П. Кейсы и задачи 6. Как вы можете охарактеризовать инновационную политику компании Kodak? 7. Стратегия диверсификации бизнеса компании Kodak носит конгломератный или сииергический характер? 1.8. Расширение зарубежных рынков: Kellogg против General Mills В Европе активно соперничают два крупнейших производителя сухих готовых заптракоп — Kellogg и General Mills. Причины, по которым компании ориентировали свои стратегии роста на Европу, установить нетрудно: после схачка в потреблении готовых завтраков продажи в США перестали расти в связи с обострением интереса взрослых потребителей к питательной ценности продуктов. На рост продаж отрицательно повлияли действия администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами, которая опровергла утверждения о том, что овсяные отруби уменьшают содержание холестерина, а насыщенн ыс клетчаткой готовые завтраки помогают предотвратить рак. Компании, выпускающие готовые завтраки, в Европе не сталкиваются с такими ограничениями, Кроме того, потребление этих продуктов в Европе начинает расти по мере озабоченности потребителей своим здоровьем и питанием. В ряде стран ежегодный прирост продаж готовых завтраков составляет 30%. Росту продаж в Европе благоприятствуют еще два обстоятельства. Во-первых, возрастает число каналов коммерческого телевидения, что облегчает охватрскламой большего числа потребителей. Во-вторых, развиваются спутниковые каналы, которые стирают границы между странами. Все это делает возможным массовый маркетинг готовых завтраков на транснациональной основе и, более того, способствует использованию глобальных стратегий маркетинга, так как рекламу могут увидеть потребители во всей Западной Европе. Kellogg фактически присутствует на европейском континенте с 50-х гг., где ей принадлежит 50% рынка, но в настоящее время она расширяет свои операции в предвидении роста потребителей готовых завтраков. General Mills — новичок на этом рынке. Если бы компания попыталась прямо проникнуть в Европу, то, учитывая доминирующее положение Kellogg, она столкнулась бы с огромными препятствиями, поэтому General Mills выбрала логичную стратегию: она скооперировалась с Nestle — крупнейшей пищевой компанией в мире, которая, однако, не производила готовые завтраки. На этом синергия не окончилась. General Mills предоставила возможность Nestle производить готовые завтраки, a Nestle предоставила General Mills свои мощности — распределительную сеть, которой не было у General Mills, и обеспечилаей известность в Европе. Обе компании рассматривают Европу, а не США как основу для будущего расширения рынков. А в этом случае «война готовых завтраков» выйдет за пределы США. I. Концепция международного маркетинга 827 Вопросы к кейсу 1. Каковы причины, по которым Kellogg и General Mills расширяют операции и Европе? 2. Какие риски с этим сопряжены? 1.9. Глобальная компания Levi Strauss Джинсы Levi's — это единственная марка, которую можно назвать всемирной, Она обязана своей популярностью наименованию Levi's как признанному символу Америки. Успех компании основан на умении сформировать единый всемирный образе одновременным учетом локальных различий (подход, названный дифференцированной стандартизацией). Во всем мире подчеркивается американское происхождение компании. Местные менеджеры в Индонезии выбрали телевизионную рекламу, показывающую одетых о Levi's американских подростков, разъезжающих по штату Айова в автомобиле образца 1960 г. Levi Strauss допускает такую рекламу, понимая, что на разных рынках срабатывают различные рекламные подходы. В Японии компания акцентирует внимание в рекламе на американских киноидолах, поскольку японцы обожают звезд американской культуры. Компания допускает также местные различия в товарах. Для Бразилии она разработала фасон джинсов Feminina, ибо бразильские женщины предпочитают более узкий покрой. Бразильские менеджеры располагают также свободой в распределении к организации продаж. Компания сумела проникнуть на фрагментированный бразильский рынок, разрешив местным менеджерам открыть сеть из 400 магазинов (некоторые из них - в отдаленных сельских районах), продающих исключительно изделия Levi's, Хотя Levi Strauss позволяет своим менеджерам приспосабливаться к ло Levi Strauss не всегда удачно действовала на международных рынках. В середине 80-х гг. ее международные операции приносили убытки, так как компания стала продавать дорогостоящую модную одежду, для которой наименование Levi's попросту не подходило, и она вернулась к своему основному бизнес су — производству джинсов. Принципиальный подход Levi's — сохранять единый глобальный имидж, предоставляя свободу дочерним фирмам, — оказался успешным. В 1990 г. за- 1аст1> П. КеЙсы и задачи граничные продажи принесли компании 60%-ныс прибыли. Следующий замысел компании — выход на рынки Восточной Европы и стран бывшего Советского Союза. Вопросы к кейсу 1, Каким образом Levi Strauss действует глобально, но мыслит локально? 2. К какому виду дифференцированной стандартизации следует прибег 1.10. Procter & Gamble: стратегия адаптации или стратегия стандартизации Procter & Gamble — возможно, крупнейший посташцик упакованных потребительских товаров США—выпускает такие ведущие марки товаров, как моющее средаво Tide, зубную пасту Crest, кофе Folgers и одноразовые подгузники Pampers, Но до последнего времени, конкурируя за рубежом, компания часто терпела неудачи. Она нередко неверно оценивала запросы потребителей и намерения конкурентов. Часто ей наносили сокрушительные удары такие известные фирмы, KflKUnilevcrB ЕвропеиКао вЯпонии. Компания склонна была довольствоваться вторым, третьим или четвертым местом на зарубежном рынке, а не сосредоточивать ресурсы, с тем чтобы выйти на первое место. В результате компания не была за рубежом тем гигантом, каким она является в США. Но все постепенно меняется, по мере того как Procter & Gamble учится эффективно работать на глобальном рынке. Многим в этом отношении она обязана Эдвину Арцту — нынешнему президенту и бывшему руководителю международных операций компании. Он стремится стать главным игроком на вновь открывшихся рынках в Восточной Европе путем приобретения в 1990 г, ведущей чешской компании по производству моющих средств и заключения сделок в Польше и Венгрии. Он превратил Procter& Gamble в глобальную фирму в косметической отрасли, купив Cover Girl в 1989 г.. Old Spice в 1990 г. и Мах Factor и Betrix в 1991 г. — компании, давно утвердившиеся на международных рынках. Кроме того, он укрепил позиции компании в Японии до такой степени, что в конце 80-хгг. были получены не убытки, а прибыли, а эта страна стала вторым по прибыльности зарубежным рынком. Перечисленные меры нашли отражение в растущей значимости зарубежных рынков для Procter & Gamble: в 1984 г. зарубежные операции обеспечивали компании только 12% прибыли, а в 1990 г. эта доля превысила одну треть. Причины растущего успеха компании на зарубежных рынках не являются секретом. Она попросту отказалась от философии, согласно которой то, что срабатывает в США, скорее всего сработает и за рубежом, и стала больше внимания уделять запросам и привычкам потребителей других стран. 1. Концепция международного маркетинга 829 Япония служит удачным примером эффективного изменения подхода Procter & Gamble к международному маркетингу. По словам Арцта, компания ворвалась на японский рынок (в 1972 г.) с американскими товарами, американскими менеджерами, американской рекламой и американскими методами сбыта и стратегиями стимулирования продаж. В результате такой полностью американской стратегии Procter & Gamble упустила из виду два важнейших фактора японского рынка: обычаи и привычки потребителей и японскую систему распределения. Наиболее отчетливо проявилось отсутствие понимания запросов японских потребителей. Procter & Gamble сформировала рынок одноразовых подгузников, предложив в 1977 г. Pampers, которые были довольно громоздкими и рассчитанными на ношение в течение длительного периода. Компания не учла, что японские женщины — наиболее аккуратные и чистоплотные в мире — стирают белье и меняют детям подгузники вдвое чаше, чем американские. Вместо громоздкого подгузника японские компании Као и Uni-Charm выпустили п продажу более тонкий и прочный подгузник с учетом запросов японских матерей. Доля Pampers на рынке одноразовых подгузников снизилась с 90% в 1977 г. до 7% в 1985 г. Другой пример отсутствия понимания запросов японских потребителей — реклама мыла Camay, в которой мужчина восторгается чистотой и гладкостью кожи женщины. Однако в Японии считается дурным тоном, навязывание мужчиной своего мнения женщине относительно выбора предметов ее туалета. В результате доля Camay на рынке не превысила 2%, Procter & Gamble не учла различий и в системах распределения товара в США и Японии, В США большинство крупных изготовителей упакованных товаров продает их непосредственно сетям супермаркетов вроде А & Р или Kroger. В Японии жс#насчитывается 325 000 небольших магазинов, обслуживаемых большим количеством оптовиков. Оптовики необходимы, чтобы снабжать товаром небольшие магазины. Кроме того, японская культура предполагает установление личных отношений, обеспечивающих лояльность оптовиков. Тем не менее Procter & Gamble предпочла придерживаться американской стратегии распределения, работая напрямую с розничными торговцами, минуя оптовиков и поставив себя в невыгодное положение по сравнению, например, с Као, которая имела превосходные давние отношения с оптовиками. При Арцтс Procter & Gamble осознала ошибочность применения полностью американского подхода и начала формулировать стратегии маркетинга с учетом местных вкусов и обычаев. Она выпустила улучшенный подгузник, втрое тоньше первоначальной модели. В результате доля Pampers возросла с 1% в 1985 г. до 28% в 1988 г. Новый подгузник стал прототипом Ultra Pampers, который теперь продается во всем мире. Компания изменила направленность рекламы с учетом японских традиций, отказавшись от изображения мужчины в рекламе Camay и подчеркнув красивый цвет лица женщины. Наконец, Procter & Gamble налаживает устойчивые отношения с оптовиками, чтобы распределять товар в небольших магазинах. ЧастьII. Кейсы и задачи Procter & Gamble испытала подъемы и спады, на международных рынках, но в настоящее время наблюдается ее подъем благодаря большому желанию адаптировать стратегии маркетинга к местным запросам и обычаям. Вопросы к кейсу 1.• Почему вначале компании Procter& Gamble не удавалось стать лидером на зарубежных рыках, как это было в США? 2. За счет каких маркетинговых мер компания Procter & Gamble смогла занять лидирующие позиции на рынках стран Восточной Европы? 3. В чем заключались основные ошибки компании Procter & Gamble на рынке Японии? 4. Чем отличаются японские сбытовые сети от американских? 5. Какие маркетинговые меры предприняла компания Procter & Gamble на шонском рынке, чтобы добиться успеха? 6. Глобальный или мультинациональный маркетинг использует компания Procter & Gamble в своей работе на мировом рынке? 2. Международная маркетинговая среда 2.1, Убытки фирмы Mitsui в Иране* 2.2. Сохранение бизнеса компанией Bata ltd* 2.3, Войны Cola: Coke и Pepsi борются за конкурентное преимущество • 2.4, Различия бизнес-культуры 2.1. Убытки фирмы Mitsui в Иране В 1989 г. японская фирма Mitsui и иранская компания ИРНА(1гап National Petrochemical Industries — IRNA) объявили о ликвидации совместного пред-лриятия Iran-Japan Petrochemical, функционировавшего в Бандар-Хомейни;Иран). Соглашение о создании совместного предприятия было датировано 1971 г. Планирование по проекту началось в 1973 г., строительные работы — в 1976 г. 50% предприятия принадлежало возглавляемой Mitsui группе из пяти тонских компаний, остальное — IRNA — государственной иранской компа--ши. Ко времени ликвидации обе стороны вложили в предприятие около 5 *лрд долл. В соответствии со взаимно согласованным решением о закрытии 1редприятия Mitsui потребовала от японского правительства выплаты 1,25 млрд долл. по рисковому страхованию. Работы по проекту приостанавливались несколько раз, Первый перерыв 1роизошел в марте 197? г. из-за иранской революции, когда, по оценке спе-диаЛистов, до завершения работ оставалось шесть месяцев. Строительные ра-юты возобновились летом 1980г., но в октябре были снова остановлены из-за «падения Ирака на Иран. Хотя проект входе военных действий почти не пострадал, завод строился с расчетом на поставки нефти с нефтеперерабатываю-дего предприятия в Абадане, который был уничтожен практически полно- 2. Международная маркетинговая среда 831 стью. На протяжении первых лет строительства от Mitsui несколько раз требовали внести дополнительно 60 млн долл. В конце концов японская фирма прекратила все работы из опасения, что этот проект превратится яля нее в «бездонную бочку». Последовали два года изматывающих и тяжелых переговоров с обменом «любезностями* между Mitsui и иранским правительством. К концу 1983 г. иранская сторона согласилась мобилизовать дополнительные средства с условием, что долевое распределение собственности будет в дальнейшем скорректировано с учетом дополнительных капиталовложений сторон и направления японцами группы из 100 инженеров и экспертов на место строительства с целью возобновления работ по проекту. Работы возобновились, но снова прервались в 1984 г. после нового наступления иракцев. Позднее б том же году работы начал ись еще раз, но тепер ь их завершение отодвинулось на три с половиной года, а стоимость проекта превысила 4 млрд долл. против исходных 500 млн долл. В 1987 г. Ирак снова предпринял наступление, и иранцы закрыли доступ на строящийся объект для представителей фирмы и японского правительства. Величина проекта обусловливала его значение для Mitsui, Ирана и Японии. В случае завершения он представлял бы собой крупнейшие в мире инвестиции Японии за границей. Для Mitsui иранское предприятие стало местом, которое поглотило значительную часть инвестиционных средств фирмы и приобрело огромное значение как средоточие ее зарубежных активов. В период развертывания проекта в Иране Mitsui только начинала свои зарубежные операции и приступила к реализации всего нескольких небольших проектов по освоению месторождения угля в Китае и запасов природного газа в Юго-Восточной Азии и Канаде. Между тем и для Ирана завершение проекта имело очень большое значение. Из примерно десятка проектов иранского шаха стоимостью в миллиарды долларов только этот проект был продолжен после прихода к власти ХомсЙни. Представители иранского правительства указывали, что от решения фирмы Mitsui о ее участии в проекте зависят будущие отношения между Ираном и Японией. Иранский премьер-министр заявил группе аналитиков японского правительства в Тегеране, что Иран гарантирует стабильные поставки нефти в Японию, если проект будет^доведен до завершения. Проблема надежных поставок очень важна для Японии, поскольку она ввозит свыше 99% потребляемой ею нефти. Япония полагалась на Иран в большей мере, чем на любого другого поставщика в мире, но она зависела и от Ирака. Представитель японского Министерства торговли и промышленности сказал: *Проект определит перспективы доверительных отношений между Японией и Ближним Востоком и в конечном счете надежность энергетического обеспечения Японии». Mitsui застраховалась от нанесения ущерба ее собственности в результате военных действий в соответствии с программой японского правительства о страховании экспорта. Это страхование покрывало стоимость оборудования, произведенного в Японии, а также убытки, причиненные перерывами в работе, но срок страхования истекал в 1987 г. До истечения этого срока Mitsui смогла Часть II, Кейсы и задачи представить требование о возмещении убытков в результате войны, но, не имея возможности проинспектировать место строительства, суд мог оценить понесенный ущерб гораздо меньшей суммой, чем елсдопапо бы, Эта акция означала также отказ от доли собственности в проекте Кроме того, японская фирма, ограничившись требованием возмещения убытков, понесенных вследствие шестимесячного перерыва в работе над проектом, получила бы еще менее значительную компенсацию, но сохранила бы за собой долю собственности. В конце концов Mitsui могла затянуть судебное разбирательство, однако если бы объект был атакован по истечении срока страхования, но до проведения инспекции на месте, можно было бы утверждать, что страхование не должно покрывать ущерб от разрушении Между тем японское правительство хотело, чтобы Mitsui задержала подачу исков, ссылаясь на важность отношени й между Я пон ие й и Ираном и на то, что эти иски подорвут финансовые возможности программы страхования экспорта японским правительством К тому же помимо исков Mitsui для получения компенсации за отказ от собственности требовалось соглашение между правительствами Японии и Ирана, а Иран все еще не оставлял надежд на завершение проекта Учитывая интересы двух стран, Mitsui сумела договориться о продлении срока страхования до конца 1989 г.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |