КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические принципы и инструменты онтопсихологии
Экзистенциальный результат После десятилетних исследований, постоянно подтверждаемых успешной клинической практикой, онтопсихология обнаружила, что: 1) при обнаружении и следовании базовому посланию онто Ин-се, возвращается природная норма (окончательное разрешение какого-либо симптома или проблемы) и возможность эволюции9; 2) если прислушиваться к стереотипам монитора отклонения, можно прийти к внешнему социальному порядку, который, однако, не совпадает с природным Изо, и существование индивида сводится к механистическому состоянию, имеющему чуждые человеку технологические цели как в общественном, так и в экзистенциальном смысле. Априорный проект онто Ин-се имеет целью полную реализацию единства действия, которое представляет собою каждый индивид; на основе этого единства человек воплощает собственный успех в социальной и универсальной жизни. _________________________ 9 От возобновления в действии онто Ин-се возможно достижение семи результатов, которые изложены Автором в книге Учебник по онтопсихологии. Указ. соч. Конец страницы 13 ¯ Начало страницы 14 ¯ Онтопсихологическая наука предлагает новое видение всего того, что связано с научным изучением человека и его мира. Новизна этого видения заключается в рациональном использовании онто Ин-се. Именно это и дает онтопсихологии уверенность в информации относительно ситуации и оперативных компонентов того или иного решения. Знание семантического поля дает базовый критерий для понимания процессов, происходящих в реальности, как наблюдателем, так и наблюдаемым. Точность применяемых операций такова, что не предвидит исключений: это подтверждено клинической методикой, применяемой в психотерапии вообще и, в частности, во многих случаях с соматическими изменениями (киста, язва, артрозы, опухоли и т.д.). Поскольку человек одновременно существо индивидуальное и социальное, то чтобы исследовать его и воздействовать на него с целью возвращения ему функциональности и придания развития, онтопсихология использует различный инструментарий, основанный на собственной эпистемологии и методологии. Онтотерапия, кроме того, что является специфическим инструментом для индивидуальной и групповой психотерапии, лежит в основе общей онтопсихологической методологии, включающей в себя различные инструменты (индивидуальную и групповую психотерапию, имагогику, синемалогию, резиденс, мелолистику, солнечную гидромузыку, психотею, психосемантический рисунок, тест шести рисунков)10. ________________________________________ 10 Подробнее об онтотерапии см. А. Менегетга. «Онтотерапевтический процесс». Учебник по онтопсихологии. Указ. Соч. Конец страницы 14 ¯ Начало страницы 15 ¯ Теоретическо-эпистемологическая и методологическая особенность онтопсихологии базируется на трех открытиях: семантическое поле, онто Ин-се и монитор отклонения. Но величайшим открытием онтопсихологии является, прежде всего, онто Ин-се. Открытие онто Ин-се (или Изо природы) означает открытие базового критерия жизни в антропологической структуре (принцип, в соответствии с которым Бытие создает человека). То, что соответствует и совпадает с этим изо, дает человеку здоровье и креативность в биологическом (целостное и абсолютное здоровье с медицинской точки зрения), психологическом (функциональная личность) и социальном (функциональность во всех социальных областях, от экономики до сферы аффективности, политики и т.д.) плане. Онто Ин-се является эпистемой, или критерием реальности, в соответствии с которым возможна аутентификация процессов сознания индивида. Природный критерий был обнаружен (опознан), выделен (отделен от других критериев, которые присутствуют в самой жизни, и от всех отклоняющих импульсов) и специфицирован (что это, что он делает, как действует, почему и ради чего действует). Вся онтопсихологическая практика построена на обнаружении и применении Изо природы. Онтопсихолог — это техник, специалист, владеющий методикой, позволяющей вернуть функциональность единству действия — человеку. Феноменологические проявления изо очевидны, они постоянно присутствуют в любом анализе. «Феноменологический» означает любой предмет или аспект, Доступный для восприятия внешних чувств (кожа, во- Конец страницы 15 ¯ Начало страницы 16 ¯ лосы, то, что я ем, опухоль, смерть, рождение и т.д.). Конкретное проявление Изо — это утилитарно-функциональная идентичность: истинно и позитивно все то, что конкретным и непосредственным образом обеспечивает биологическую и утилитарную функциональность антропологической идентичности индивида. Конец страницы 16 ¯ Начало страницы 17 ¯ Глава вторая 2.1. Ассистенциализм или приведение к ответственности? В настоящее время во всем мире музыкотерапия применяется в медицинской психиатрии, особенно при лечении хронических патологий, таких, как, например, слабоумие и аутизм. На основании собственного клинико-психотерапевтического опыта считаю нецелесообразным применение музыкотерапии в таком виде, поскольку так она лишь обслуживает болезнь пациента. В нынешней культуре превалирует принцип, согласно которому «инвалид»3 по закону имеет право на компенсацию своей немощности4. Общество выдвинуло на первый план заботу об ущербных людях. По-моему, напротив, следует постоянно защищать того, кто несет в себе жизненность, поскольку именно он является реальным производителем жизни и для самого себя, и для окружающей действительности. __________________________ 1 «Кинестетика» как «красота движения». 2 Переработанный материал круглого стола, проведенного во время XI Международного конгресса по онтопсихологии «Педагогика и политика: креативность», Рим, 23-27 мая 1989 года. Полностью материалы круглого стола приведены в книге A. Meneghetti. Psicoterapia e società. — Roma: Psicologica Ed., 1989. 3 Здесь и далее термин используется в широком значении для указания всех субъектов, проявляющих хроническую неспособность реализовать себя и претендующих на обслуживание себя другими. 4 См. А. Менегетти. «Лидер и ассистенциализм». Система и личность. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. Конец страницы 17 ¯ Начало страницы 18 ¯ Таким образом, что же мы в действительности стремимся спасти, защитить? Ответ прост: семейный комплекс прикрывается больным, инвалидом как щитом и так гарантирует себе беспрепятственное самосохранение. В данном случае «семья» — это любой индивидуальный или социальный контекст, являющийся корнем и окружением зависимого больного5. Чтобы излечить хронического больного, необходимо провести онтотерапевтическую хирургию со всей семьей, так как больной всегда является продуктом конденсации семейного окружения, акцентуированным его выражением. Ребенок — это точный продукт той семейной среды, в которой он живет. Результаты моей психотерапевтической практики во всех случаях без исключения показали, что выздоравливающие пациенты чувствовали себя хорошо, когда их отделяли от семьи, и немедленно начинали регрессировать, едва опять вступали с ней в контакт. До тех пор пока мы будем обходить стороной ядро патогенеза, мы никогда не избавимся от хронических проявлений от инвалидности до преступности. Первое хирургическое вмешательство следует проводить во внутреннем, психологическом мире человека. Я не говорю сейчас о «моральности», поскольку существует множество различных моралей, отвечающих правильному функционированию каждой группы: я говорю о «психологической переупорядоченности» (riordinamento), необходимой для того, чтобы семья стала носителем эффективной и позитивной функции. __________________________ 5 Больной — это всегда вершина айсберга, показатель патологии той среды, в которой он живет (семья, группа). Подробнее см. А. Менегетти. Клиническая онтопсихология. — М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1996. Конец страницы 18 ¯ Начало страницы 19 ¯ Клиническая онтопсихология способна излечить физические или ментальные недостатки и аутизм6, но для этого необходимо удалить пациента из семьи, которая порождает в нем патологию, и поместить его в нейтральную среду7. Обычно инвалидов считают неизлечимо больными, поскольку воздействуют всегда уже на следствия (явный больной) и оставляют нетронутым корень, продуцирующий болезнь (семейную среду), который впоследствии поддерживает и постоянно возобновляет отклонение через аффективный контакт. На разных уровнях патологии у пациента отмечается агрессивное поведение по отношению к семье; это подобно первой реакции ребенка, когда он, сталкиваясь с психологическими проблемами и неудачами, отыгрывается на своих родителях и взваливает на них целиком ответственность за собственное неудачное существование, поскольку именно они создали его таким. Когда ребенок пользуется таким положением в семье, родители со своей стороны терпят данную ситуацию и поддерживают ее. Впоследствии семья перекладывает на общество обязанность компенсировать больному его немощность. Таким образом, даже законы и общественные структуры «впрягаются» в ситуацию и превращаются в неотлучных сиделок и кормильцев для инвалида. С __________________________ 6 Конечно, если у больного имеются физические недостатки или искажения в деятельности мозга, то лечение возможно лишь в силу его способности восстановления функций организма. Нельзя вернуть потерянную руку. Воздействовать можно на ответственность и зрелость индивида. Изменению подлежат тип сознания и психолого-экзистенциального поведения пациента. 7 Речь идет о терапевтическом резиденсе, который позволяет решительно Устранить семейную семантику и восстановить автономию сознания пациента. Подробнее см. A. Meneghetti. И residence ontopsicologico. — Roma: Psicologica Ed., 2002. Конец страницы 19 ¯ Начало страницы 20 ¯ детства его опекали и на нем паразитировали до такой степени, что его становление обрело извращенную форму8. С этого момента не остается ничего другого, как поддерживать его всю оставшуюся жизнь. Более того, чтобы лучше удовлетворять растущее недовольство, шантаж ребенка-неудачника и неизбежное чувство вины семьи, последняя эту обязанность перепоручает обществу. В сегодняшнем обществе слишком много оберегается из того, что дисфункционально для лучших ценностей человека. Понятие ответственности должно стать фундаментальным: необходимо стать ответственными за то, что мы имеем, и за то, чем мы являемся, и постараться быть функциональным ответом для самих себя. Нечестно перекладывать груз собственного существования на других; все должны вносить свой вклад в силу того, что все мы одинаково являемся участниками жизни, членами семьи, гражданами государства. Зачастую в лечебных учреждениях наблюдается отклонение от концепций науки в сторону концепций благотворительности. Часто музыкотерапия подается как добровольная помощь и проводится по тем правилам, которых требуют службы социальной помощи. Этому слишком отдаются, до такой степени, что почти что умоляют больного, чтобы он выразил себя хоть в какой-нибудь маломальской реакции и удостоил терапевта ну хоть малейшим жестом понимания. __________________________ 8 Подробнее о формировании и развитии психопатологии см. А. Менегетти. Психосоматика. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002,; «Многофакторная этиология нефрозов и шизофрении». Клиническая онтопсихология. Указ. Соч. Конец страницы 20 ¯ Начало страницы 21 ¯ Кажется, что единственным средством, способным вывести больного из своей упрямой интравертности, является музыка; отсюда распространенная вера в то, что больной «слышит» музыку. В действительности же музыкальная терапия служит для него некой «колыбелькой», снимающей ответственность, бесконечной милостью, которая обесценивает науку. Музыка — это первоначальный (исконный) язык. Когда ребенок учится говорить, он, прежде всего, учится петь. Он не выучивает слова, он скорее улавливает звуковой резонанс, а не повторяет звуки голосом. Аналогично попугаи не учат слова, а с удовольствие повторяют то, что звучит для него эхом, музыкой. Это умение управлять жизненной энергией внутри самого себя. Итак, для ребенка первоначально процесс говорения — это игра; впоследствии пение превращается в инструмент интенциональности вплоть до дополнения речью. В моей клинической психотерапевтической практике я вылечивал даже крайние формы аутизма. Основываясь на моем успешном клиническом опыте, я могу дать один совет музыкотерапевтам, которые занимаются лечением увечий и других хронических патологий, таких, как аутизм и шизофрения. Необходимо психологически проанализировать больного, потому что часто такие больные сильнейшим образом способны психологически паразитировать на здоровых людях; кроме того, они обладают странным умом, способным к знаковому пониманию и созданию особых трудностей для здоровых. Необходима крайняя осторожность в работе с такими хроническими больными, чтобы самим не стать их подопытными кроликами. Нужно обращать особое Конец страницы 21 ¯ Начало страницы 22 ¯ внимание на тот извращенный ум, который стоит за объективным заболеванием. По крайней мере, мы, ученые, должны это знать. В различных видеофильмах по музыкотерапии, которые я видел, в которых рассказывалось о различных методиках, маленький калека словно бы «эротически совокуплялся» с телом музыкотерапевта, эротически заряжался от него и после испытывал психический оргазм. Здесь я должен поставить вопрос: стоит ли с научной точки зрения способствовать постоянному эротическому психическому совокуплению для поддержания хронического больного, ценой физиологического вклада здоровых людей. Я говорю об этой очевидности, как о научном факте, затем каждый может делать выбор в соответствии с собственной моралью. Исследуя проблему больных, инвалидов, онтопсихология поняла, что нужно перестроить семейную среду и впоследствии распространить обязанность жить и на больного. Мы провели общую психотерапию семьи, затем сама семья должна будет позаботиться о том, что необходимо ее ребенку. В современной культуре и прикладной науке больные слишком превозносятся. Наука не может быть соучастником инфантилизма больных; она должна способствовать развитию их автономной ответственности. Когда я занимался психотерапией, первое, что я спрашивал у пациента, было: «Тебя интересует твоя жизнь? Ты хочешь ее?» Если больной показывал (не на словах), что он хочет жить, я начинал ему помогать. Наш тезис в следующем: если больной претендует на права и силу здоровых, он должен постепенно начинать брать на себя ответственность — насколько это возможно — и обязанности здоровых. Это способству- Конец страницы 22 ¯ Начало страницы 23 ¯ ет той силе сознания индивида, чтобы пробудить жизненную силу в субъекте, а затем также и силу общественную.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |