Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-защитная функция государства и ее реализация




Государство базируется не только на рыночной конкурентно­сти, стимулирующей личную предприимчивость и вариантность экономической деятельности, но и на созданном комплексе ци­вилизованных прав и гарантий социальной безопасности, усло­вий жизни человека.

Недоучет в перестроечные годы, а в чем-то даже пренебреже­ние к социальному компоненту реформ — причина многих нега­тивных событий и неуспехов в российском их варианте. Там, где понимание проблемы пришло быстрее — в постсоциалистических странах Европы, стали быстрее выходить из кризиса и ныне име­ют в целом лучшие показатели и итоги.

В нормально развивавшейся экономике и тем более в переход­ный период к ней, отношения государства с населением строятся на двух позициях. С одной стороны, население — активный субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные доходы, платит налоги, покупает товары и услуги и пр., с другой — оно является объектом той функции государства, которую теперь принято обозначать термином «социальная защи­та». И если в норме преобладает первая система взаимоотноше­ний, в которой государство и население являются, по сути, парт­нерами, то в кризисное время необычайно возрастает значение покровительственных действий государства по отношению к на­селению (его защита, его поддержка, его сохранение как само­ценности любой нации), неизбежно страдающего от разрушений переходного периода.

Таким образом, под социальной защитой мы понимаем полити­ку государства по обеспечению социально-экономических прав и га­рантий человеку независимо от его места жительства, националь­ности, пола, возраста и других обстоятельств.

Иногда понятие социальной защиты ограничивают исключи­тельно социальной помощью государства в отношении нетрудо­способных и других социально слабых категорий общества, ко­торые не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми условиями жизни. Безусловно, эти люди прежде всего нужда­ются в государственном иждивении, однако дело не только в этом.

Практически каждый человек, живя среди себе подобных, по­стоянно подвергается определенным объективным рискам и нега­тивным воздействиям среды, природы, неблагоприятных ситуа­ций. Среди них есть неизбежно наступающие для каждого в силу чисто физиологических закономерностей: старость, болезнь, огра­ниченная дееспособность в детстве. Но есть и социальные факто­ры: потеря рабочего места; отсутствие возможностей для получе­ния требуемого образования и квалификации; преступность всех видов — от покушения на собственность до угрозы для жизни; глубокая дифференциация в распределении получаемых доходов, ведущая к гипертрофированной доле в национальном богатстве одних и массовой бедности других, и т. п. Задача государства, осо­бенно государства социальной направленности, — задействовать и развивать механизм смягчения указанных рисков и неблагопри­ятных коллизий.

При таком широком толковании социальной защиты в ней, по сути, нуждаются практически все конституционные права и сво­боды личности: от права на имущество и свободу занятий до лич­ной неприкосновенности и экологической безопасности. Поэтому обычно используется более узкое понятие социальной защиты — соответствующая политика государства по обеспечению прав и гаран­тий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспита­ния детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образо­вание, жилище и т.п.

Сейчас многое приходится начинать с нуля. Нельзя сказать, что Россия уже окончательно определилась в облике будущей си­стемы социальной защиты, здесь она явно отстает от своих сосе­дей — постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, где экономические реформы уже опираются на целый комплекс принятых социальных законов и действует соответству­ющий механизм, включающий помимо правовых основ еще и организационные.

Нехватка ресурсов приводит к избранию определенной орга­низационной модели социальной защиты: государство стремится поддерживать только нетрудоспособных и бедных и в основном не косвенными способами (активная политика занятости, под­держка национального производства по всему фронту), а прямы­ми — различные пособия на цели выживания: на детей в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; прямая выплата по бед­ности в местной социальной службе; ограниченное по прожиточ­ному минимуму пособие по безработице; «секвестированное» по­собие по болезни; ограничивающий коэффициент в исчислении пенсии и т.п. Подобная идеология защитной политики государ­ства обусловлена экономико-социальными итогами, сложивши­мися в обществе в пореформенный период.

Экономический кризис и процессы реформирования гигант­ски увеличили нуждаемость самых широких слоев общества в со­циальной защите. Больше всего об этом свидетельствуют масшта­бы и характер падения уровня жизни: от официальной оценки — на одну треть — до научной — наполовину. Падение затронуло практически все направления и области: от величины реально используемых доходов до безопасности личности, от питания до демографических показателей.

Можно смело говорить о формировании в стране обширного слоя бедных: в 1990 г. численность лиц, чьи доходы не достигали прожиточного минимума, составляла 2,3 млн. человек, в 1999 г. она оценивалась в 31 млн. человек (21 % населения), а по подсче­там Центра уровня жизни Минтруда России, значительно превы­шает эту цифру, составляя 40 — 45 млн. или треть всего населения. Именно бедные и малообеспеченные заплатили самую высокую цену за реформирование экономики: если средний рост потре­бительских цен Госкомстат России определяет за 1991 —1998 гг. в 5,7 тыс. раз, то хлеб и молоко подорожали примерно в 13—15 тыс. раз, тогда как пенсия выросла всего в 3 тыс. раз, минимальная заработная плата — в 1000 раз. В числе самых бедных оказались семьи работающих с двумя и более детьми, поскольку средняя заработная плата позволяет иметь только одного (весьма скромно обеспеченного) иждивенца, а детское пособие даже у получающих его составляет не более 15 % душевого прожиточного минимума.

Нужда стала устойчивой реальностью для миллионов людей, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие, малообеспеченные родители, недееспособные пенсионеры и т.п.), но и для тех, кто ранее мог заработать на себя и на своих иждивенцев, — для работников бюджетных и кризисных отраслей: оборонной, машиностроения, легкой, сельского хозяйства. Это российские «новые бедные», малообеспеченность которых сформировалась из-за традиционно заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей большин­ству работающих даже минимальных средств для содержания себя и семьи.

Серьезную озабоченность вызывает также и ситуация в соци­альной сфере, прежде всего в образовании и здравоохранении. Постоянная дефицитность бюджета сказывается на них самым отрицательным образом и постоянно грозит разрушить еще рабо­тающие здесь учреждения. Между тем эффективную социальную защиту нельзя себе представить вне этих сфер; возможность полу­чить образование, профессионально обучиться, быть здоровым — важнейшие факторы сокращения дифференциации положения людей различных социальных слоев и групп на жизненном стар­те, база для будущего зарабатывания дохода на достаточное по­требление и сокращения тем самым круга социальных иждивен­цев у государства.

Иначе говоря, становление пореформенной социальной струк­туры общества в России идет не по западноевропейскому типу, характеризующемуся мощным средним классом и умеренной диф­ференциацией в доходах, а по латиноамериканскому образцу, для которого типичны массовая бедность, граничащая с нищетой, наличие очень узкой группы богатых и немногочисленного сред­него класса. К тому же в России средний класс постоянно размы­вается, поскольку техническая и творческая интеллигенция, ква­лифицированные рабочие, средние и мелкие предприниматели оказались пасынками российских реформ. Все это гигантски рас­ширяет круг населения, нуждающегося в социальной защите, подъем которой возможен только на фоне стабилизации произ­водства, о чем официально заявляет правительство.

Основные направления и формы системы социальной защиты:

1) индексация доходов населения. Под нею понимаются меры по повышению реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с рос­том цен;

2) обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Среди них главная — прожиточный минимум;

3) регулирование социальной сферы с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов. Это прежде всего минималь­ные расходы бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание нетрудоспособного населения и т. п.;

4) предоставление льгот {скидок и субсидий). Льготой называет­ся особое по сравнению с общим действующим порядком пре­имущество, распространяемое на отдельную группу населения. Корневая проблема льгот — их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время просматривается тенденция перевода льгот в форму адресных субсидий. Одним из новых видов подоб­ных субсидий является жилищная, призванная снизить бремя ра­стущей квартирной платы малообеспеченным слоям общества;

5) установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен. В общегосударственном масштабе регулиру­ется достаточно узкий круг цен, в основном связанных с деятель­ностью естественных монополий и сектором госсобственности (газ, электричество, междугородние перевозки, связь). В местном мас­штабе регулируются содержание жилья, городской транспорт, некоторые виды лекарств и продуктов первой необходимости;

6) обязательное социальное страхование. Распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: ра­ботодатель, работник, государство. Задачей системы является под­держание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и зара­ботка по основаниям, предусмотренным законом: старость, бо­лезнь, травма, материнство, безработица;

7) социальное обеспечение и социальная помощь. Социальное обес­печение направлено на содержание нетрудоспособных членов об­щества: престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей. Это содержание осуществляется в соответствии с законом из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются категории нетрудоспособных, не заст­рахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети и т.п.), или имеющие профессиональные особенности трудовой деятельности и положения (военнослужа­щие и приравненные к ним категории, государственные служа­щие в части специфики пенсионирования, чернобыльцы и пр.). За счет страховых средств выплачиваются трудовые пенсии и по­собия застрахованным, как правило, это наемные работники. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей: дома пре­старелых и инвалидов, различные центры пребывания, реаби­литации, медицинских услуг, протезирования, бесплатные ле­карства.

Социальная помощь не носит постоянного характера и не рас­пространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она носит сугубо конкретный, временный характер и может иметь в виду сумму признаков, определенных законом. Предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества. Оказывается людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсут­ствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одино­чество и потребность в постороннем уходе и т.п.);

8) социальное партнерство между работодателями и работаю­щими. Комплекс коллективных договоров всех уровней (генераль­ное, отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры на конкретных предприятиях) позволит усилить систе­му социальной защиты работников и членов их семей сверх пре­дусмотренных на федеральном уровне социальных гарантий;

9) нормы прямого действия социально-трудового законодатель­ства. Эти нормы в основном связаны с защитой трудовых прав: приемом, увольнением, режимом рабочего времени, некоторы­ми разделами оплаты. Наиболее существенный законодательный источник в этой области — Кодекс законов о труде.

Но каковы бы ни были комбинации разделов социальной за­щиты, сочетание и соподчиненность этих разделов, для конкрет­ных потребителей их реализация производится при всем внешнем разнообразии практически в трех формах: денежные выплаты, наличные и безналичные (социальные трансферты, субсидии, дотации и льготы разного рода); натуральные поступления (бес­платные столовые, раздача промтоваров, временное жилье, про­тезы и др.); услуги, бесплатные и льготные (прежде всего образо­вание, здравоохранение, социальное обслуживание и пр.).

Главное, важно, чтобы в основном население было способно перейти от государственной защиты к самозащите: тогда будет господствовать исключительно одна форма — заработанный тру­дом и предпринимательством доход на цели самообеспечения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение видов безработицы.

2. В чем состоит сущность Закона «О занятости населения в РСФСР» от 15 июля 1982 г.?

3. Назовите основные группы населения, составляющие безработных.

4. Перечислите проблемы, связанные с безработицей: общие и спе­цифические.

5. Какова роль государства в решении проблемы занятости?

6. Что такое социальная защита безработных?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 3266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.