КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-защитная функция государства и ее реализация
Государство базируется не только на рыночной конкурентности, стимулирующей личную предприимчивость и вариантность экономической деятельности, но и на созданном комплексе цивилизованных прав и гарантий социальной безопасности, условий жизни человека. Недоучет в перестроечные годы, а в чем-то даже пренебрежение к социальному компоненту реформ — причина многих негативных событий и неуспехов в российском их варианте. Там, где понимание проблемы пришло быстрее — в постсоциалистических странах Европы, стали быстрее выходить из кризиса и ныне имеют в целом лучшие показатели и итоги. В нормально развивавшейся экономике и тем более в переходный период к ней, отношения государства с населением строятся на двух позициях. С одной стороны, население — активный субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные доходы, платит налоги, покупает товары и услуги и пр., с другой — оно является объектом той функции государства, которую теперь принято обозначать термином «социальная защита». И если в норме преобладает первая система взаимоотношений, в которой государство и население являются, по сути, партнерами, то в кризисное время необычайно возрастает значение покровительственных действий государства по отношению к населению (его защита, его поддержка, его сохранение как самоценности любой нации), неизбежно страдающего от разрушений переходного периода. Таким образом, под социальной защитой мы понимаем политику государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других обстоятельств. Иногда понятие социальной защиты ограничивают исключительно социальной помощью государства в отношении нетрудоспособных и других социально слабых категорий общества, которые не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми условиями жизни. Безусловно, эти люди прежде всего нуждаются в государственном иждивении, однако дело не только в этом. Практически каждый человек, живя среди себе подобных, постоянно подвергается определенным объективным рискам и негативным воздействиям среды, природы, неблагоприятных ситуаций. Среди них есть неизбежно наступающие для каждого в силу чисто физиологических закономерностей: старость, болезнь, ограниченная дееспособность в детстве. Но есть и социальные факторы: потеря рабочего места; отсутствие возможностей для получения требуемого образования и квалификации; преступность всех видов — от покушения на собственность до угрозы для жизни; глубокая дифференциация в распределении получаемых доходов, ведущая к гипертрофированной доле в национальном богатстве одних и массовой бедности других, и т. п. Задача государства, особенно государства социальной направленности, — задействовать и развивать механизм смягчения указанных рисков и неблагоприятных коллизий. При таком широком толковании социальной защиты в ней, по сути, нуждаются практически все конституционные права и свободы личности: от права на имущество и свободу занятий до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Поэтому обычно используется более узкое понятие социальной защиты — соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище и т.п. Сейчас многое приходится начинать с нуля. Нельзя сказать, что Россия уже окончательно определилась в облике будущей системы социальной защиты, здесь она явно отстает от своих соседей — постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, где экономические реформы уже опираются на целый комплекс принятых социальных законов и действует соответствующий механизм, включающий помимо правовых основ еще и организационные. Нехватка ресурсов приводит к избранию определенной организационной модели социальной защиты: государство стремится поддерживать только нетрудоспособных и бедных и в основном не косвенными способами (активная политика занятости, поддержка национального производства по всему фронту), а прямыми — различные пособия на цели выживания: на детей в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; прямая выплата по бедности в местной социальной службе; ограниченное по прожиточному минимуму пособие по безработице; «секвестированное» пособие по болезни; ограничивающий коэффициент в исчислении пенсии и т.п. Подобная идеология защитной политики государства обусловлена экономико-социальными итогами, сложившимися в обществе в пореформенный период. Экономический кризис и процессы реформирования гигантски увеличили нуждаемость самых широких слоев общества в социальной защите. Больше всего об этом свидетельствуют масштабы и характер падения уровня жизни: от официальной оценки — на одну треть — до научной — наполовину. Падение затронуло практически все направления и области: от величины реально используемых доходов до безопасности личности, от питания до демографических показателей. Можно смело говорить о формировании в стране обширного слоя бедных: в 1990 г. численность лиц, чьи доходы не достигали прожиточного минимума, составляла 2,3 млн. человек, в 1999 г. она оценивалась в 31 млн. человек (21 % населения), а по подсчетам Центра уровня жизни Минтруда России, значительно превышает эту цифру, составляя 40 — 45 млн. или треть всего населения. Именно бедные и малообеспеченные заплатили самую высокую цену за реформирование экономики: если средний рост потребительских цен Госкомстат России определяет за 1991 —1998 гг. в 5,7 тыс. раз, то хлеб и молоко подорожали примерно в 13—15 тыс. раз, тогда как пенсия выросла всего в 3 тыс. раз, минимальная заработная плата — в 1000 раз. В числе самых бедных оказались семьи работающих с двумя и более детьми, поскольку средняя заработная плата позволяет иметь только одного (весьма скромно обеспеченного) иждивенца, а детское пособие даже у получающих его составляет не более 15 % душевого прожиточного минимума. Нужда стала устойчивой реальностью для миллионов людей, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие, малообеспеченные родители, недееспособные пенсионеры и т.п.), но и для тех, кто ранее мог заработать на себя и на своих иждивенцев, — для работников бюджетных и кризисных отраслей: оборонной, машиностроения, легкой, сельского хозяйства. Это российские «новые бедные», малообеспеченность которых сформировалась из-за традиционно заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей большинству работающих даже минимальных средств для содержания себя и семьи. Серьезную озабоченность вызывает также и ситуация в социальной сфере, прежде всего в образовании и здравоохранении. Постоянная дефицитность бюджета сказывается на них самым отрицательным образом и постоянно грозит разрушить еще работающие здесь учреждения. Между тем эффективную социальную защиту нельзя себе представить вне этих сфер; возможность получить образование, профессионально обучиться, быть здоровым — важнейшие факторы сокращения дифференциации положения людей различных социальных слоев и групп на жизненном старте, база для будущего зарабатывания дохода на достаточное потребление и сокращения тем самым круга социальных иждивенцев у государства. Иначе говоря, становление пореформенной социальной структуры общества в России идет не по западноевропейскому типу, характеризующемуся мощным средним классом и умеренной дифференциацией в доходах, а по латиноамериканскому образцу, для которого типичны массовая бедность, граничащая с нищетой, наличие очень узкой группы богатых и немногочисленного среднего класса. К тому же в России средний класс постоянно размывается, поскольку техническая и творческая интеллигенция, квалифицированные рабочие, средние и мелкие предприниматели оказались пасынками российских реформ. Все это гигантски расширяет круг населения, нуждающегося в социальной защите, подъем которой возможен только на фоне стабилизации производства, о чем официально заявляет правительство. Основные направления и формы системы социальной защиты: 1) индексация доходов населения. Под нею понимаются меры по повышению реального содержания основных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) в связи с ростом цен; 2) обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Среди них главная — прожиточный минимум; 3) регулирование социальной сферы с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов. Это прежде всего минимальные расходы бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание нетрудоспособного населения и т. п.; 4) предоставление льгот {скидок и субсидий). Льготой называется особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу населения. Корневая проблема льгот — их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время просматривается тенденция перевода льгот в форму адресных субсидий. Одним из новых видов подобных субсидий является жилищная, призванная снизить бремя растущей квартирной платы малообеспеченным слоям общества; 5) установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен. В общегосударственном масштабе регулируется достаточно узкий круг цен, в основном связанных с деятельностью естественных монополий и сектором госсобственности (газ, электричество, междугородние перевозки, связь). В местном масштабе регулируются содержание жилья, городской транспорт, некоторые виды лекарств и продуктов первой необходимости; 6) обязательное социальное страхование. Распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица; 7) социальное обеспечение и социальная помощь. Социальное обеспечение направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей. Это содержание осуществляется в соответствии с законом из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются категории нетрудоспособных, не застрахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети и т.п.), или имеющие профессиональные особенности трудовой деятельности и положения (военнослужащие и приравненные к ним категории, государственные служащие в части специфики пенсионирования, чернобыльцы и пр.). За счет страховых средств выплачиваются трудовые пенсии и пособия застрахованным, как правило, это наемные работники. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей: дома престарелых и инвалидов, различные центры пребывания, реабилитации, медицинских услуг, протезирования, бесплатные лекарства. Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она носит сугубо конкретный, временный характер и может иметь в виду сумму признаков, определенных законом. Предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества. Оказывается людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постороннем уходе и т.п.); 8) социальное партнерство между работодателями и работающими. Комплекс коллективных договоров всех уровней (генеральное, отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры на конкретных предприятиях) позволит усилить систему социальной защиты работников и членов их семей сверх предусмотренных на федеральном уровне социальных гарантий; 9) нормы прямого действия социально-трудового законодательства. Эти нормы в основном связаны с защитой трудовых прав: приемом, увольнением, режимом рабочего времени, некоторыми разделами оплаты. Наиболее существенный законодательный источник в этой области — Кодекс законов о труде. Но каковы бы ни были комбинации разделов социальной защиты, сочетание и соподчиненность этих разделов, для конкретных потребителей их реализация производится при всем внешнем разнообразии практически в трех формах: денежные выплаты, наличные и безналичные (социальные трансферты, субсидии, дотации и льготы разного рода); натуральные поступления (бесплатные столовые, раздача промтоваров, временное жилье, протезы и др.); услуги, бесплатные и льготные (прежде всего образование, здравоохранение, социальное обслуживание и пр.). Главное, важно, чтобы в основном население было способно перейти от государственной защиты к самозащите: тогда будет господствовать исключительно одна форма — заработанный трудом и предпринимательством доход на цели самообеспечения. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение видов безработицы. 2. В чем состоит сущность Закона «О занятости населения в РСФСР» от 15 июля 1982 г.? 3. Назовите основные группы населения, составляющие безработных. 4. Перечислите проблемы, связанные с безработицей: общие и специфические. 5. Какова роль государства в решении проблемы занятости? 6. Что такое социальная защита безработных?
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |