Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст-рассуждение




 

Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство, во-первых, призвание. Вникая в слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» от слова «зов», то есть призвание – это жизненный путь человека.

Призывают человека только к выполнению долга и трудной задачи. Что призывает писателя к трудному, но прекрасному труду, к такой нелегкой, но яркой судьбе?

Прежде всего – это зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее позволяют подлинному писателю прибавить к зрению человека хотя бы немного зоркости.

Однако писателем человек становится не только по зову сердца. Во-вторых, голос сердца мы слышим в юности. Но проходят годы – и мы слышим новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества.

Задание. Определите тип речи. Озаглавьте текст.

 

Туристу в походе очень важно уметь разводить костер. Сначала нужно подготовить место для него. Потом надо взять тонкий, сухой хворост и положить в середину костра, тесно прижав их. На мелкий хворост кладутся сверху более толстые.

При этом необходимо следить, чтобы сухой хворост лежал с краю, с наветренной стороны. Наветренная сторона – это та, с которой дует ветер. С этой стороны и нужно поджигать костер. Когда огонь хорошенько вспыхнет, и начнут гореть толстые ветки, наступает время сооружать нодью.

Что такое нодья? Это особый вид костра, который горит очень долго и дает много тепла. Вы можете спокойно спать у огня, а когда утром проснетесь, костер все еще будет гореть. Чтобы сделать нодью, надо найти два толстых сухих бревна. На костер они кладутся параллельно, когда бревна загорятся, они будут гореть медленно спокойным, ровным огнем. После того как они перегорят, их части нужно снова положить на костер. И они будут долго гореть.

ТМ: СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ

 

В композиции текста-повествования на первый план выдвигается порядок протекания действия: начало события – завязка, развитие сюжета - кульминация, конец события – развязка. Повествование – это сообщение или рассказ.

Повествование дает представление о развитии событий. Глаголы здесь в полном объеме передают свойственные им лексические значения – активную смену происходящих событий, поэтапную смену явлений.

В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые выражают линейную последовательность действий.

Способ выражения высказываний в повествовании связан с указанием на переход от одного действия к другому. Главный признак повествования – динамичность, активность.

 

 

Задание. Определите в тексте вид глаголов активного действия и синонимы-существительные.

 

Утром в степи появились беркуты! Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, тут же ворвались в незримые над степью воздушные потоки. Расправив могучие крылья, властелины неба стремительно выписывали в раздольном поднебесье огромные круги.

По вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, птицы попарно опустились на землю, чтобы выбрать место для ночевки. Одна пара, припоздав после всех, шумно снизилась на склон берега степной реки. Едва коснувшись земли, беркуты сделали несколько сильных прыжков, затем вдруг замерли на месте, и предостерегающе щелкнули стальным клювом.

Не двигаясь, крупные красивые птицы некоторое время осторожно и зорко осматривались вокруг. Затем орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво устремив на вечернюю степь мудрые глаза.

 

 

ТМ: ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА

Пересказ как вид речевой деятельности является процессом говорения и способствует запоминанию материала.

Готовясь к пересказу, необходимо несколько раз перечитать текст, осмыслить слова, термины, синтаксические конструкции и средства связи между предложениями.

Пересказ, как сознательная речевая деятельность, служит подготовкой к свободному выражению своих мыслей. А в сравнении с заучиванием, пересказ является переходным этапом от закрепления знаний к их свободному применению в речи.

Как показывают данные психологии, связный текст запоминается лучше, чем отдельные предложения. При этом надо следить за интонацией своей речи, так как от неё в значительной мере зависит смысл речи.

Тексты предназначаются для чтения и понимания общего содержания. После прочтения текста, рекомендуется ответить на вопросы и выполнить задания к тексту, что поможет вспомнить в ходе пересказа некоторые факты.

Подготовка к пересказу: внимательно прочтите текст, постарайтесь понять общее содержание. Если вы не до конца поняли содержание текста при первичном чтении, прочтите текст вторично. Найдите и запомните в тексте ключевые слова, которые после чтения и могут стать «опорами» при пересказе.

При пересказе учебно-научного текста используйте имеющиеся в нём языковые средства, приспосабливая их к привычному для себя образу мыслей, что приближает пересказ к самостоятельной речи. Это требует постоянной тренировки в составлении предложений, постепенного их употребления по памяти. Надо запоминать часто встречающиеся в текстах обороты речи, используя их для выражения своих мыслей.

Таким образом, пересказ - один из важнейших приёмов закрепления знаний и развития речи. Помимо смысловой памяти, при пересказе участвуют и другие виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Умение пересказывать - составная часть сложного умения говорить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.