Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ абзаца




Определения структурных единиц текста предпринимаются с разных позиций с опорой на его графические, грамматические или смысловые показатели. Традиционно в качестве таких единиц называются абзац, сложное синтаксическое целое (ССЦ) или сверхфразовое единство (СФЕ). Для описания структуры текста привлекаются и другие единицы: «функционально-смысловые типы речи».

В настоящее время главным и единственным показателем абзаца в письменной речи является красная строка. Она как бы предупреждает, что начинается новая тема, мысль, которая важна и на которую следует обратить особое внимание.

Абзацу присущи три значения – типографское, синтаксическое и литературно-композиционное. Абзацы обладают смысловой законченностью и как форма изложения обеспечивают логическое единство всех микротекстов.

В классически построенном абзаце научного текста главную мысль выражает микротекст, состоящий из первых двух предложений. Другие микротексты расширяют и углубляют эту мысль, доказывают основные положения абзаца или иллюстрируют их примерами. Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части к другой. В конце абзаца располагается микротекст-вывод.

Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема формирует абзац и обычно раскрывается в нескольких предложениях. Текст, как правило, членится на несколько абзацев, имеющих определенное строение: начало, разработку и развитие мысли, концовку.

 

Например: Таким образом, круиз – морское или речное путешествие, чаще по замкнутому маршруту, обычно с короткими береговыми экскурсиями. На теплоходах туристам обеспечивается проживание, питание, организуется досуг. Во время стоянок туристы могут загорать, купаться, совершать прогулки. Круизными поездками называют иногда и путешествия на туристских поездах и самолетах.

ТМ: АНАЛИЗ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА

 

Классически построенные абзацы-темы, названные выше, достаточно самостоятельны, имеют зачин и концовку и дают полную информацию вне зависимости друг от друга.

В научной речи абзац-тема используется, как правило, при различных формах описания, когда выборочность изложения проявляется особенно сильно. Это может быть описание эксперимента, изложение истории вопроса, формулировки задачи, цели, методики исследования.

Однако в научном тексте преобладают абзацы другого типа, тесно, логически последовательно связанные друг с другом в единой цепи повествования. Они характерны для отрезков текста, содержащих рассуждение.

В описании перечисляются признаки и свойства предмета или явления и устанавливаются связи между ними, чтобы у читателя сложилось законченное представление о данном объекте. Элементы описания обычно располагаются по степени значимости, так, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему.

Такая форма изложения научной информации используется чаще всего при описании новых методик, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов.

В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления. Предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство. Таким образом, если цель изложения - раскрытие признаков предмета, то это будет описание.

Объект повествованияпроцесс – закономерная смена последовательно следующих друг за другом моментов развития или событие – значительный факт общественной жизни.

В текстах-повествованиях – объект повествования имеет временную протяженность и определенные временные границы, в рамках которых он претерпевает определенные изменения, количественно и качественно меняется.

 

 

Если в центре высказывания – ход, развитие действия, временные отношения, то перед нами повествование – биографическая справка об известном ученом, рассказ об исторических событиях, информация о смене операций…

Повествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта – от начальной ступени до конечного его состояния. Для указанных текстов характерна цепная связь предложений.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вывода нового знания и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложном – несколько мыслей. Может быть один обобщенный вывод или несколько.

Рассуждение может быть представлено следующими речевыми компонентами: объяснение формулы, закона; цепь суждений, объясняющая авторскую точку зрения на что-либо; обоснование авторской позиции.

Доминирующей формой рассуждения является условное умозаключение, которое может быть представлено различными разновидностями рассуждения – доказательством.

Одним из наиболее распространенных способов изложения в научном стиле является определение, которое часто состоит из следующих компонентов: наименование видового понятия + связка «есть» наименование родового понятия + указание на признак внутри рода.

С точки зрения логики, определение не должно быть только отрицательным, в нем не должно быть тавтологии; в определении не следует использовать образ, метафору.

Сообщение передает информацию о материальных объектах, процессах или отдельных свойствах объектов. Цель сообщения – информировать читателя обо всех перечисленных объектах как о чем-то новом.

Задание. По тексту из книги «ЯЗЫК ПИСЬМА. Взгляд в доисторию – о происхождении письменности и языка малого человечества» О. Сулейменова охарактеризуйте необычность рассуждения автора.

 

Наше исследование можно отнести к научно-популярной литературе. Книги такого жанра изъясняют факты, установленные коллективной наукой, но изложенные языком, доступным только узкому кругу специалистов.

Физика и математика нуждаются в специфическом языке. Гуманитарные же дисциплины и особенно языкознание такое подражание «серьезным наукам» попросту губит. Складывается впечатление, что лингвистика, утратив цель – исследование природного слова – всю энергию употребляет на создание искусственной цеховой речи. Толстенные словари лингвистических терминов по объему превосходят словари иных живых языков. Очень удобен этот стиль, но наукообразие не заменяет собой науку. Платон и Аристотель писали ясно. Иные диссертации, прочесть возможно, но уразуметь их смысл так же трудно, как содержание этрусской «Книги мертвых» на полотне, обмотанном вокруг мумии.

По природе своей общественные науки должны быть хотя бы понятны обществу, иначе они не выполняют своего назначения. Самые глубокие и тщательные исследования дисциплин, которые принято называть также – мировоззренческими, обязаны быть научно-популярными. Популярность, то есть народность изложения, должна стать одним из главных критериев оценки значимости произведения гуманитарной науки. И задача, стоящая перед автором, в том еще и заключалась – сделать лингвистический и палеографический поиск открытым, зримым большому кругу носителей языка, интересующихся происхождением основного средства общения, коим пользуемся мы каждый день.

 

Задание. Озаглавьте текст и сформулируйте вопросы к каждому абзацу.

 

Поскольку главной целью пересказа текстов по специальности является развитие навыков культуры профессиональной речи, они должны подбираться с учетом программных тем, связанных с будущей профессией.

С точки зрения содержания текстов очень важна для пересказа их фабула. Интересное содержание быстро запоминается и облегчает пересказ. Логически тесно связанные между собой части текста легко намечают основную мысль, связывающую все остальное содержание текста.

К таким текстам относятся повествовательные тексты. Описания так не могут быть построены. Почти каждая фраза в них стоит отдельно, характеризуя предмет с той или иной стороны. Объединить эти фразы в одну тему довольно трудно.

Таким образом, при равном объеме текстов и равных языковых трудностях более легкими и удобными для пересказа будут повествования с динамично развивающимся сюжетом.

К самым трудным относятся диалогические тексты, поскольку разговор ведется в них часто о самых разнообразных предметах. Кроме того, прямая речь требует большей переделки при передаче ее содержания.

Среди учебно-научных текстов особое место по трудности занимают тексты, в которых имеется рассуждение – ряд суждений, которые отличаются более сложной структурой предложений и наличием абстрактной лексики.

 

Например: Абрис – это схематический чертеж участка маршрута ручной работы, без масштаба. Значения расстояний и углов направлений, полученные в результате измерений на местности указывают цифрами, необходимые сведения записывают на полях. Абрис служит для составления кроки и планов местности. Кроки – это набросок, чертеж местности с подробным отображением ее важнейших элементов, обычно кроки создают путем глазомерной съемки.

 

ТМ: Особенности дискурса и текста

При анализе текста для установления коммуникативной задачи текста важно различать особенности текста и дискурса.

 

1. Дискурс – это речепроизводство в звуковой форме.

1. Текст – фиксированный результат, продукт процесса, самодостаточный и работающий как генератор смыслов.

2. Дискурс – это спонтанная речь в конкретной ситуации с учетом вербальных и невербальных средств.

2. Текст – это целенаправленно обработанная речь, категория «ситуация» несущественна.

3. Дискурс – это обязательный контакт между участниками коммуникации.

3. Текст – это отсутствие непосредственного личного контакта.

4. Дискурс – это порождение и восприятие речи в условиях единства пространства и времени.

4. Текст – это порождение и восприятие речи в различных пространственных и временных условиях.

5. Дискурс – это смена ролей «говорящий – слушающий» при общих или различных целях общения – беседа или спор.

5. Текст – это один автор – хозяин речи при неполной коммуникативной ситуации.

6. Дискурс – это текущая речевая деятельность в какой-либо деятельности: политический или медицинский дискурс.

6. Текст существует во времени-пространстве культуры.

 

Образно говоря, различие между дискурсом и текстом отдаленно напоминает различие между радиопередатчиком и магнитофоном. Дискурс «записать» полностью невозможно, как невозможно «записать» фрагмент жизни человека.

Текст же прежде всего носитель информации, средство ее накопления, особенно в случае художественного текста – генератор смысла.

Задание. Творчески преобразуйте письменное научное изложение в свободное изложение.

Подробное изложение учебно-научного текста «Связанные корни».

Корень – это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное лексическое значение слова. Сравним слова дом и домик, суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет. В словах бежать и прибежать приставка обозначает «приближение», а корень – само действие.

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко раличаются приставки об и раз, показатель инфинитива ть. Где же корень? Корень – у. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными, в отличие их от «обычных» - свободных корней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.