Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысло-речевых ситуаций в научном тексте




Виды информации в тексте

Типы связи предложений в абзаце

Предложения в абзаце соединяются друг с другом различными видами связи. Если в начале следующего предложения дублируется новая информация (рема) предыдущего предложения, то такая логическая связь называется последовательной или цепной. Дублироваться может само слово-рема (лексический повтор), его синоним (синонимичная замена) или заменяющее его местоимение (местоименная замена), а также образное выражение.

При последовательной связи предложений в абзаце рема первого предложения становится темой второго и т.д.

Если во втором предложении впереди рема, а затем тема, то имеет место инверсия: Студенты встречали/ туристов. (туристов – рема). Они (студенты) оказали достойное (рема) внимание / гостям (туристам - тема).

Лексический повтор или союз при цепной связи часто делает содержание монотонным. Замена образным выражением оживляет текст, например, верблюд – корабль пустыни.

Соединять информацию в тексте помогают вводные слова и предложения. С их помощью выражается также отношение к высказываемой мысли: уверенность, предположение, сомнение

 

Любой текст несет в себе определенную информацию. Он заключает в себе разные виды сообщений, а предложения обычно содержат только один их вид. В тексте выделяют три вида информации (сообщений): фактуальная, концептуальная, подтекстовая.

Фактуальная информация – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, сюжета.

Концептуальная информация (от «концепция», т.е. «понимание», «система взглядов») – это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её представляет.

Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных отрезках содержать в себе скрытый смысл.

 

 

ТМ: ТИПЫ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Для определения КЗТ важно уметь выделять микротемы:

1) Введение термина, определение понятия, явления.

2) Принадлежность предмета, явления к классу.

3) Сопоставление, сравнение предметов, явлений.

4) Классификация лица, предмета, явления.

5) Квалификативная характеристика.

6) Обозначение, характеристика целого и его частей.

7) Характер контактов, взаимовлияния.

8) Наличие и местонахождение предмета.

Модели и типы научной информации и их

Модель – схема или образец какой-либо языковой единицы, показывающее последовательное расположение её частей; а также образец для создания, для построения, для воспроизведения по нему микротекста.

Данный теоретический материал способствует уяснению языковых средств для построения текста на определенную тему. В каждом случае реализуется лексико-грамматический комплекс, выражающий определенное значение.

Предложения со сказуемым, выраженным именной частью речи с глаголом связкой: быть, стать, являться формируют тип научной информации в микротексте.

Решающим фактором при отборе текстов должно быть наличие в них стандартных речевых ситуаций. Взаимодействие речевых ситуаций выявляется посредством разработанных вопросов для конденсации речемыслительных операций:

определения иквалификации предмета, сопоставления и классификации предметов, обозначение целого и его частей, принадлежности к классу, местонахождения предмета.

Выявление типов информации мотивировано требованием осознанного понимания всех частей текста. Это учит целенаправленно воспринимать микротемы в пределах абзаца и познавать его содержание и языковую форму.

Посредством обучающего текста формируется умение понимать информацию - умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, не тождественны, «говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единицами – сгустками смысла». Научить вычленять эти сгустки смысла – типы информации - будет легче, если идти от текста к смыслу, а затем уже от понятого, присвоенного смысла к его воспроизведению.

При работе с обучающим текстом создаются оптимальные условия для речемыслительных механизмов в поле обучения всем видам речевой деятельности. В отношении анализа текста в современной методике закрепился взгляд на практический метод обучения, рассчитанный на усвоение, «впитывание» и запоминание образцовой речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.