Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятия




В учебниках всегда даются определения основных научных понятий. Дать определение понятия – это значит указать главные признаки объекта речи и ответить на вопрос: что такое, например, топонимика. Топонимика изучает происхождение географических названий.

При описании природы наука стремится дать определение каждого понятия. Большинство научных понятий имеют определения по модели: что – это что, что есть что,

В конструкции что называется чем – в творительном падеже всегда стоит слово, которое обозначает понятие (термин, название). Например: Значимая часть слова называется морфемой.

Задание. Прочитайте текст и подготовьте пересказ.

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ – промелькнувший метеор

 

Чокан Валиханов владел европейскими и восточными языками: этому способствовали его исключительная способность к языкам и феноменальная память. Прекрасно владел он и русским языком. Свидетельство тому - пятитомное собрание сочинений ученого на русском языке. Современники Чокана утверждают, что он владел и европейскими языками.

Французский язык играл большую роль в общественной жизни 19 века, а в научном мире, среди востоковедов, знание французского языка имело принципиальное значение. Чокан Валиханов свободно употреблял специальные термины, выражения на французском языке.

Азийский устав в Париже при создании проекта Школы живых восточных языков гласил: «Общество утверждается для поощрения в изучении восточных языков». Чокан Валиханов часто цитировал труды всемирно известного ориенталиста Г.Ю. Клапрота, автора знаменитой «Азия полиглота».

 

Чокан Валиханов владел арабским языком. Начальное образование Чокан получил в Кушмуруне в казахской аульной школе, где обычно занимались чтением на кыпчакском и чагатайском языках памятников средневековой литературы, упражнениями в разговорной арабской и персидской речи и декламацией стихов восточных поэтов».

Кроме арабского, Чокан изучал латынь, которую он успешно применял в своих работах, где наряду с казахскими и русскими терминами флоры и фауны приводил и латинские названия в качестве терминов.

Короткой, но блестящей научной деятельностью Чокан сумел обогатить европейскую науку важными открытиями.

Яркое и многогранное творчество Первого казахского ученого обрело мировую известность еще при его жизни. Чокана подчеркнуто и торжественно называли Последним казахским принцем.

Задание. Охарактеризуйте основные свойства текста.

 

Текст. Слово это настолько привычное, знакомое, что, казалось бы, и пояснений не требует. Однако это обманчиво.

Текстом может быть и одно предложение, например, загадка, афоризм, пословица, хроникальная заметка в газете, и несколько предложений – басня, стихотворение и роман. Почему они могут выступать под одним именем – текст?

Ответ на эти вопросы очень не прост. В прошлом веке сформировалась даже целая наука – лингвистика текста. Настолько новым и сложным оказался предмет исследования.

Дело в том, что раньше языкознание традиционно изучало слова, словосочетания, предложения, все, что было крупнее предложения - исключало из сферы своих интересов, отдавая их литературоведению, риторике, поэтике. И само слово текст было термином скорее полиграфии, чем языкознания.

Задание. Подготовьте сообщение на тему: «Текст – это виртуальная реальность или реальная виртуальность». Помните, что сама ситуация - тоже компонент структуры текста.

 

ТМ: Языковая организация текста

Исходя из описания языковой организации текстов, исследователи (Г.А. Золотова) выделяют два типа текста, или речевые регистры: изобразительный и информативный. Каждый из этих регистров обладает определенными признаками. Так для изобразительного регистра характерны сложность временных значений, наблюдаемость конкретных действий. Говорящий сообщает о том, что он видел.

Информативный регистр характеризуется несложностью временных значений, сообщением о результате действия, об известном явлении, факте.

В этом аспекте выделяются следующие разновидности изобразительного регистра: повествовательный и описательный. Информативного регистра: квалифицирующий и логический. Речевые блоки изобразительного и информативного регистров и есть строительные единицы, из которых составляются тексты различного коммуникативного назначения.

Таким образом, текст не только конкретная единица, связанная с реальным актом коммуникации, но и абстрактная единица языка наивысшего уровня, которая представляет предмет теории языковой способности носителя языка. Поэтому в лингвистической литературе появился термин дискурс, т.е. наблюдаемое конкретное проявление языка в речи, реализация текста в речи.

Таким образом, текст – это то, что существует в языке, а дискурс – это то, что реализуется в речи.

Дискурс и текст – основные формы коммуникативной речи.

Коммуникация – это уже речь конкретного человека, в конкретной ситуации с использованием вербальных (словесных) и невербальных сигналов, это целенаправленное производство речи.

 

 

Функции и правила построения научного текста:

Текст может выполнять самые разные функции:

- коммуникативную – в общении с друзьями;

- когнитивную – текст учебника;

- аккумулятивную – тексты сказок, песен, пословиц и т.п.;

- эстетическую – художественные тексты;

- волюнтативную – рекламные тексты, просьбы, приказы;

- эмоциональную – тексты-репортажи с места событий;

- конативную – диалоги при встрече, прощании.

 

Построение научного текста регулируется определенными правилами не только грамматического характера. Вот некоторые из этих рекомендаций.

- Нельзя создавать научный текст, не обозначив точно, к какой области знания относится данный текст.

- Не следует создавать научный текст без ясного указания на предшествующие исследования по данному предмету.

- Не позволительно излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующей правила пользования языком и логики.

Внимание! «Цепочки» родительного падежа – одна из характерных черт текста научного стиля. В научной речи наблюдается исключительная активность родительного падежа. Наиболее активны родительный (падеж) признака, отношения, принадлежности, объекта, количества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.