Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резюмирующая информация




Обобщающая информация

Констатирующая информация

Аргументирующая информация

Дублирующая информация

Иллюстрирующая информация

Детализирующая информация

Конкретизирующая информация

Вводная информация

Основная и дополнительная информации

ПО ЗНАЧИМОСТИ

В целях описания единиц построения научного текста целесообразно использовать понятие «микротекст», так как оно является лингвистическим термином и текстовой единицей.

Микротекст обладает многими особенностями целого текста: связностью, цельностью, законченностью типового содержания и соотносится с целевой установкой автора.

По содержанию микротекстов выделяются разновидности информации, которые дополняют основную информацию, располагаясь в следующем порядке по значимости:

 

Микротекст- введение формирует вводную информацию: манифестацию темы, цель, формулировку проблемы, план рассмотрения.

М-конкретизация содержит в себя дефиницию и пояснение термина, тезиса-гипотезы, проблемы. Сигнальными словами могут выступать: а именно, точнее.

М-дополнение детализирует предыдущий микротекст с помощью сигнальных слов: выступают в качестве, следует назвать и выделить.

М-пример содержит иллюстрирующую информацию: схемы, таблицы, формулы. Чаще всего иллюстрация включается при помощи сигнальных слов: в качестве иллюстрации, к примеру, так например.

М-повтор содержит дублирующую информацию, содержащую объяснение уже названного понятия, явления, термина с помощью сигнальных слов: иными словами, говоря по-другому, иначе говоря.

М-доказательство это аргументирующая информация, представляющая собой тезис – результат доказательства перед выводом. Сигнальные выражения: представляется бесспорным, следует отметить.

М-констатация это констатирующая информация, утверждающая полученные данные и результаты исследования. Сигнальные слова: можно с уверенностью утверждать.

М-обобщение в основном содержит обобщающую информацию обо всем вышесказанном. Сигнальные выражения: суммируя все сказанное, обобщая вышеизложенное.

М-вывод – это резюмирующая информация с сигнальными словами: итак, следовательно, таким образом, в заключение. В резюме-выводах содержатся общие выводы по содержанию.

 

Задание. Дополните текст.

Слово рейтинг в значении – популярность, узнаваемость – вошло к нам с началом перестройки и быстро стало вполне понятным и привычным как «показатель меры успеха». Социология, где рейтинг получил свое утверждение как показатель доверия людей к политику и власти, рассматривает его в качестве ролевого инструмента, которое позволяет определить позиции той или иной личности, группы, движения, партии глазами общества.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель популярности какого-либо лица, общественной или государственной организации, теле- или радиопередачи, определяемой по итогам голосования, анкетирования, опросов общественного мнения. Степень популярности известного деятеля. Уровень квалификации и престижности спортсмена, его место в списке сильнейших в данном виде спорта.

 

 

Задание. Перед вами текст А из «рассыпавшихся» предложений. Составьте связный и целостный текст.

Текст Б предназначен для введения его частей в структуру текста А в качестве видов дополнительной информации.

 

А. Помните, каждая фигура имеет свое символическое значение.

Начнем с квадрата, затем прямоугольника, круга, треугольника, зигзага, ромба и овала.

Предлагаем вам поработать над текстом «Кто вы?».

Круг ощущает чужую радость и боль как свою собственную.

Из фигур выберите одну, которая вам больше понравилась.

Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.

Ведущие качества прямоугольника – любознательность

Методичность делает его высококлассным специалистом.

Треугольники – энергичные личности, ставящие ясные цели.

Их отличает интерес ко всему, они открыты для новых идей.

Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок.

Зигзаг – самый восторженный, идейный из всех фигур.

Результаты используйте в целях самопознания себя.

Овал – внутренне дисциплинированный и исполнительный.

Его кредо – изменяясь, не изменять своим принципам.

Они способны четко концентрироваться на своей цели.

Новую идею он готов с восторгом поведать всему миру.

Он мастер находить выход из любых видов конфликтов.

Ромб остается постоянным при всей своей мобильности.

 

Б. Квадрат характеризует трудолюбие, упорство доводить дело до конца. Круг обозначает доброжелательную личность, которая стремится найти общее в разных точках зрения. Прямоугольник означает любознательную личность, открытую для новых идей. Треугольник олицетворяет лидерство и личность, успешно конкурирующую с другими. Зигзаг символизирует творчество, он увлеченный проповедник своих идей. Овал означает личность, стремящуюся к разумному компромиссу. Ромб позиционирует легко подвижную личность, которая, однако, всегда сохраняет свое кредо.

 

ТМ: МИКРОТЕКСТ И ЕГО ВИДЫ

 

Восприятию состава текста соответствует разбивка, которая дается в печатном тексте, где для этой цели используется абзац или микротекст - единица текста, большая, чем предложение.

Микротекст представляет собой структурную текстовую единицу, состоящую из фраз и их объединений. Микротексты, как крупные смысловые отрезки развивают отдельную тему в рамках одного вида информации.

Подобное развитие осуществляется при помощи основных крупных микротекстов: сообщение, изложение информации, объяснение, рассуждение, аргументация.

Микротекст обладает многими особенностями целого текста: связностью, относительной законченностью.

Таким образом, микротекст – это типовой текстовый блок, реализующий тематический компонент и характеризующийся исчерпанностью целевой установки автора.

 

Задание. Определите в предложениях информативный центр.

 

Современное языкознание отличается многоликостью. В этой науке существует стилистика – синтез языкознания и литературоведения. Стилистика изучает и язык писателей.

Возникли новые дисциплины в результате контакта лингвистики с другими науками: биофизика, социолингвистика.

Наука семиотика, или теория знаков, сформировалась на стыке лингвистики и теории информации. Она изучает любые системы знаков, любые «языки», а также разнообразные «неязыковые системы знаков» - дорожные знаки, карты, схемы.

Таким образом, в последнее время появился новый тип языковеда. Это человек с отвлеченным мышлением, легко оперирующий знаками символической логики, формулами, графическими схемами и таблицами.

Но и самый гениальный художник или ученый-языковед не сможет заменить родной язык народа другим языком, искусственно созданным или чужеродным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 8522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.