КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и типы научных текстов
Позиция дефиниций в научном тексте
В научных текстах дефиниции не являются изолированными предложениями или группой предложений. Они тесно связаны с окружающим их контекстом и оказываются составной частью микротекстов различного типа. Различаются два типа микротекстов: микротексты, содержащие одну дефиницию, и микротексты, включающие в свой состав две и более дефиниций.
ТМ: Заголовок текста и сегментация текста В каких отношениях находятся заголовок и сам текст? 1) Заголовок отражает основную мысль, идею текста: «Любите книгу, и она ответит вам взаимностью». 2) Заголовок отражает тему текста – о чем текст: «Отцы и дети», «Война и мир», «Кровь и пот», «Жизнь и судьба». 3) Заголовок описывает структуру текста: «Принципы классификации текстов и их анализ». 4) Заголовок привлекает внимание читателя своей метафоричностью, не отражая тему, идею, структуру текста: «Промелькнувший метеор», «Бегущая по волнам», «Алые паруса». Во всех случаях заголовок выполняет информативную и организующую функции и выделяет что-то главное.
Сегментация – важный смысловой параметр текста. Принципы деления на абзацы в научном стиле: А) как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль - микротему; Б) в научном тексте абзацы должны быть соразмерны; В) абзацы могут быть выделены номерами. Таким образом, абзац в научном тексте можно определить как относительно самостоятельный микротекст. Задание. Выпишите 10 наиболее интересных заглавий литературных произведений казахских и зарубежных авторов.
ТМ: КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ
Текст, с точки зрения смысловой организации, представляет собой иерархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей, называемых подтемами. Тема текста отражена в его названии, аспекты рассмотрения темы – подтемы могут иметь свои подтемы, называемые субподтемами. Существуют типовые модели построения научного текста. По своей организации научные тексты делятся на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго заданной схеме, к таким текстам относятся описание, повествование, рассуждение и доказательство. «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схемы. Построение текста свободное. Тексты жесткого способа построения: Текст – характеристика, Текст – определение, Текст – классификация, Текст – повествование, Текст – рассуждение и доказательство.
1. В тексте – характеристике обычно первый абзац – это определение, первое слово каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в таких текстах всегда употребляется в настоящем постоянном времени, порядок подтем подчинен определенным принципам систематизации и логики. 2. В тексте – определении приводится научное понятие какой-либо области знаний. Понятие – логически оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абстрактных понятий, которые нельзя зрительно представить, например, стресс (в медицине), парадигма знаний. 3. Текст – классификация относится к такому типу текстов, где для любой классификации важно не только выделение групп исследуемого класса объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена. 4. Текст – повествование как способ изложения используется дляпередачи информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности. В научной литературе повествование представлено в текстах биографических справок, об истории научных открытий. Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или событие во временной последовательности. 5. Текст-описание представлен в научном стиле довольно широко и характеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания – создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных признаков. 6. Текст-рассуждение и текст-доказательство имеют одну схему построения: посылка (тезис) – аргументы – вывод. Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаключение, которого не было в посылке, а в доказательстве подтверждается или отрицается с помощью аргументов то умозаключение, которое вынесено в качестве вывода, т.е. вывод повторяет или отрицает тезис. Классификация – система соподчиненных понятий, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Классифицирование – распределение тех или иных объектов по классам, отделам, разрядам по их общих признакам. Классифицировать – группировать, объединять объекты по классам по их общим признакам. Существует множество классификационных признаков, по которым можно выстроить разные классификации текста. Классификационные признаки: 1) стиль речи – тексты с этой точки зрения бывают художественные, публицистические, деловые, научные, рекламные;
2) тип речи - текст-описание, повествование, рассуждение; 3) жанр речи – романы, поэмы, повести, учебники, диссертации, репортажи, очерки, уставы, кодексы; 4) построение – свободное (художественные тексты), стереотипное (научные тексты); 5) вид информации – тексты с фактической информацией (публицистические), и тексты с абстрактной информацией (научные), с подтекстовой информацией (художественные); 6) характер отражения действительности – художественные тексты и нехудожественные; 7) средства оформления текста – звуковые (устная речь), графические (письменная речь); 8) размер текста – текст-предложение, текст-роман; 9) средства воздействия на адресата – директивные (текст приказа), эмоциональные (текст-полемика), эстетические (поэтический текст), логические (текст-доказательство); 10) тип реакции адресата на текст – действие на (текст-призыв), оценка (текст рецензии), выдача информации, восприятие без реакции; 11) количество авторов – монолог, диалог (текст-интервью), полилог (пресс-конференция).
Классификация по принципам текстовой организации
1. Художественные тексты прозы и поэзии – они специфичны по своей организации, используются особенности образного мышления. 2. Разговорные тексты – основаны на ассоциативном мышлении, конкретно-чувственном и эмоциональном восприятии мира. 3. Научные или теоретические тексты – основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания со стандартами представления исходного доказываемого и доказанного знания. 4. Научно-популярные тексты – они допускают элементы образного мышления и широко используют приемы занимательного изложения. 5. Инструктивные или прикладные тексты – основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного. 6. Информативные тексты – содержат информацию для передачи адресату речи каких-либо фактов – это словари и справочники. 7. Агитационные тексты – содержат установку для воздействия на сознание и чувства с помощью ярких оценок и фактов. 8. Рекламные тексты – основаны на привлечении внимания потребителей, создание спроса на товар потенциального покупателя. 9. Тексты СМИ – содержат элементы собственно информационных и агитационных текстов.
Задание. На основе данного текста «Классификация городов Аль-Фараби»» определите его тип.
Добродетельный Град (ДГ) – это такой город, в котором объединение людей имеет целью взаимопомощь в делах и этим обретается истинное счастье. Именно этим – сотрудничеством в достижении истинного счастья, как его понимал аль-Фараби, - ДГ должен отличаться от всех других человеческих сообществ. Широко известна классификация Абу-Насра аль-Фараби «недобродетельных» городов, или «противоположностей» ДГ. Существует три их вида: «невежественный город», «безнравственный город», «заблудший город». Подвидами «невежественного города» являются: «город властолюбия», «город честолюбия», «город необходимости», «город обмена», «город обмена», «коллективный город или город-анархия». Рассматривая перечисленные города, можно уточнить представление и о самом ДГ через его негативные определения. Добродетельный Град не существует ради порабощения других каким бы то ни было способом, а именно в этом и сотрудничают жители «властолюбивого города». Добродетельный Град не такое общество, где люди помогают друг другу в достижении почестей, как это происходит в «честолюбивом городе». ДГ не является объединением людей для добывания всего того, что необходимо для существования и защиты тела, как это наблюдается в «городе необходимости». ДГ не является коллективом людей стремящихся к зажиточности и богатству во имя их самих, как это делают жители «города обмена». ДГ не есть сотрудничество людей ради телесных удовольствий, доставляемых развлечениями, едой, питьем, что имеет место в «городе низости». ДГ не общество анархии, отсутствия руководства и целенаправленного сотрудничества, в котором каждый творит, что пожелает, стремясь к полной свободе, как это происходит в «коллективном городе», в последнем подвиде. ДГ не является «безнравственным городом», где люди знают начала бытия, имеют представление о том, что такое истинное счастье и как его достичь, верят во все это, но поступают не в соответствии своим знанием и верой, а ведут себя точно так же, как жители «невежественных городов». ДГ такой, в котором люди имеют ложное представление о счастье и поступают в соответствии с этим, никогда не достигая счастья, что наблюдается в «заблудших городах». Ключ к классификации Аль-Фараби человеческих объединений – в уяснении двух критериев, на основании которых он дифференцирует города: во-первых, отношение к знанию об истинном счастье, во-вторых, отношение к действию в соответствии с этим знанием.
Задание. Обозначьте знаками + и - совпадения и несовпадения по вертикали и горизонтали.
ТМ: АНАЛИЗ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Целостный текст является одним из основных дидактических средств при изучении грамматического материала Задания, связанные с анализом текста, играют большую роль в познании сущности грамматического материала, в организации словарной работы. Анализ структуры текста включает, прежде всего, расчленение темы на микротемы, выделение соответствующих абзацев – составление плана. План текста целесообразно дополнить схемой его строения. Она составляется в ходе коллективной работы Различают три вида лингвистического анализа. 1) Содержательно-композиционный – ведущее понятие - текст – его тема, основная мысль, микротема, абзац, план. 2) Стилистический – ведущее понятие - функциональный стиль – его жанровые разновидности, стилистические ресурсы. 3) Типологический – ведущее понятие - функционально-смысловой тип речи, его структура – данное и новое.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 9080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |