КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определения основных терминов
ГЛОССАРИЙ Порядок заполнения анкеты В графах под цифрами 1, 2 (Важность) напишите, считаете ли вы названное умение важным («да» или «нет»). В графах под цифрами 3, 4 (Владение) напишите, владеете ли вы этим умением («да» или «нет»). Если затрудняетесь ответить, оставьте графу чистой.
А Н К Е Т А
Заполняется Заполняется до прослушивания курса после прослушивания курса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пособие по научному стилю речи. Под редакцией И.Г. Проскуряковой. М.: Флинта: Наука, 2004. – 320с. 2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. – 288с. 3. Разновидности жанры научной прозы: Лингвостилистические особенности. – М.: Наука. – 1989. – 181с. 4. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: Книга для учителя. – М.: Линка-Пресс, 1994.- 196с. 5. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука,2005.- 256с. 6. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. – 176с. 7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. - М.: 2006.- 272с. 8.Городилова Г.Г., Хмара А., Баранникова А.А. - Практикум по развитию речи: ч.2.-– Л.: Просвещение. - 1991.- 288с. 9. Практический курс русского языка. / Под ред. М.Р. Насыровой – Алма-Ата.-1991.- 304с. 10. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. - Алматы: Раритет, 2004. – 200с. 11. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. - СПб.: «Симпозиум», 2004. – 301с. 12. Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований. – Алматы, 2003, - 184с. 13. Валгина Н.С. Теория текста. – Москва: Логос, 2004.- 280с. 14. Салагаев В. Риторика. Технология сотрудничества. – Астана; Учебное пособие. - Дарын, 2007. – 304с. 15. Журавлев В.К. Язык/языкознание/языковеды. М.:Наука.-1991. – 208с. 16. Кондратов А. Звуки и Знаки. Москва «Знание». – 1966, 208с. 17. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н. Ярцева.- М.: Сов. энциклопедия, 1990.- 685с. 18. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва «Педагогика». – 1984. – 352с. 18. Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. Москва: Наука.- 1986.-176с. Адресат – этотот, к кому обращена речь, письмо, книга. Необходимый элемент организации дилогической ситуации. Адресант – этосубъект речи, говорящий, основной элемент диалогической речевой ситуации. Актуальное членение – в предложении на данную часть сообщения – тему - известное и на рему - новое, неизвестное. Анализ – метод научного исследования, рассмотрение отдельных сторон, разбор составных частей предмета. Аннотация – жанр свертывания информации о тематических блоках книги, о ее назначении и адресате. Аргумент – довод, приводимый для доказательства тезиса. К видам аргумента относятся: факт, определение, аксиома. Аудирование - понимание содержание, коммуникативные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего. Аудитория – группа лиц, одновременно воспринимающая речь, часть общества, к которому обращена речь. Беседа деловая – жанр официально-делового общения. Библиографическое описание – это такие библиографические сведения об издании, которые служат для его идентификации и общей характеристики. Жанр свертывания информации о книге, содержит обобщенные сведения об условиях его использования. Билингвизм – двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным, например: казахским и русским. Богатство речи – разнообразие словаря, лексики языковой личности. Введение – начальный элемент композиции речевого произведения для установления отношений: автор и читатель. Внутренняя речь – мысленная, подготовка к внешней устной речи или диалог с самим собой для письменной речи. Вопрос риторический – фигура речи, имеющая форму вопроса, но на самом деле усиливающая утверждение. Вопросный план – план текста в форме предложений с вопросным словом: как, где, когда, сколько, кто, что. Выбор темы – начальный этап научной темы, предполагающий отбор темы социально значимой в познавательном аспекте. Выводы – завершающая часть рассуждения или заключения, в которой подтверждается или опровергается тезис. Выразительность – экспрессивность и образность речи за счет стилистических приемов и эмоционально-окрашенной лексики. Высказывание – единица сообщения, обладающая смысловой целостностью, см. текст. Говорение – устная форма продуктивной речевой деятельности; умение достигать цели коммуникации, организуя свою речь. Дебаты – обсуждение вопроса, обмен мнениями после доклада. Дефиниция – краткое определение понятия, лингвистическое толкование слова. Диалог -процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой при постоянной смене ролей. Дипломная работа – выпускное научное сочинение. Является частью государственной аттестации выпускника вуза. Дискуссия – публичное обсуждение спорного политического или научного вопроса, высший разряд полемического диалога. Диспут – публичный спор на важную научную или общественную тему для нахождения единого мнения и истины. Доказательство – выведение обосновываемого положения из других ранее принятых положений. Доклад – публичное научное сообщение, представляет собой развернутое изложение актуального научного вопроса. Жанр речи - это воспроизводимая в практике речи смысловая модель высказывания для реализации установки автора со стандартным набором обобщенного содержания. Знание – воспроизведенные в знаковой (языковой) форме обобщенные представления об объективном мире. Заключение – часть композиции плана основного содержания с выводами, решениями проблемы, перспективами темы. Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении для усиления выразительности речи. Каталог – определенная система совокупности библиографических карточек; различаются систематический и алфавитный каталоги. Картотека – систематизированная библиографическая картотека описания книг, статей, архивных материалов. Классификация – распределение совокупности предметов по разрядам, классам; система понятий на основе общих признаков. Коммуникативная задача текста – реализация заданной темы (микротем) и целевой установки автором. Коммуникативная компетенция -способность средствами языка реализовать речевую деятельность в соответствии с целями общения. Коммуникация вербальная – общение с помощью слов. Коммуникация невербальная – передача информации с помощью несловесных символов и знаков: жесты, сигналы. Коммуникация речевая – словесное, вербальное общение. Композиция – построение завершенного высказывания, обеспечивающего его содержательную целостность. Конспект – это сжатое воспроизведение первоисточника, совокупность понятий и аргументации исходного текста. Культура речи – владение нормами литературного языка, умение употреблять слова в соответствии с целями общения. Курсовая работа – творческое научное сочинение студента по одной из тем профилирующей дисциплины специальности. Логическая форма – способы связи содержательных (смысловых) частей в составе рассуждения, умозаключения. Магистерская диссертация – письменная квалификационная работа магистранта на заключительном этапе обучения. Метафора – фигура речи, в которой слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Микротекст -единица текста с типовым содержанием микротемы и целевой установки автора. Микротема -коммуникативно-смысловой компонент в структуре общей темы или тематический элемент текста. Монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям. Навык – это умение, достигшее в результате выполнения уровня автоматизма, это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Назывной план – план текста в форме номинативных предложений. Обзор реферативный – информационное издание, содержащее сведения о важных работах в определенной области науки. Общение – коммуникация, обмен мыслями, разговор, беседа. Оглавление – смысловая модель тематического свертывания текста для быстрого поиска необходимых разделов, глав. Оксюморон – остроумно-глупое, сочетание противоположных, противоречащих по смыслу слов, например: звонкая тишина. Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором дается характеристика признаков предмета. Оппонент -участник спора против выдвинутого вами тезиса. Отзыв – официальный документ, который оценочно аргументирует профессиональный уровень работы. Параллельная связь – нелинейная, вертикальная в тексте. Письмо – умение создавать собственные тексты разных жанров, относящиеся к разным сферам общения. План развернутого содержания – введение, основная часть,заключение. План свернутого содержания – заглавие, аннотация, оглавление. Повествование – функционально-смысловой тип речи, сообщение о действиях во временной последовательности. Полемика – острое столкновение мнений по спорному вопросу. Полиглот – эточеловек, который владеет многими языками. Понятие – ясное и устойчивое содержание, выражаемое термином или словом в языке науки и в обычном языке. Последовательная связь – цепная, линейная горизонтальная связь предложений в тексте. Приложение – дополнительный иллюстрированный материал. Принцип коммуникативности – ведущий методический принцип обучения; организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. Принцип профессиональной направленности обучения – учет будущей специальности и профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку, реализуется в отборе текстов. Рассуждение – функционально-смысловой тип речи: тезис (утверждение) – аргументация – доказательство – вывод. Резюме – сжатая констатация основных сторон научной работы, как деловой жанр, дает сведения о претенденте на работу. Резюме - выводы – сжатые выводы - основная задача свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Рема – новое, неизвестное, актуальное в информативной структуре предложения, то ради чего говорится. Реферат – смысловая модель вторичного текста,информационная компрессия первичного текста с сохранением его стиля изложения без его критической интерпретации. Рецензия -научный вторичный текст, интерпретирует критически содержание работы и аргументирует его оценку. Речевая деятельность - процесс приема и передачи информации в процессе общения. Речевая компетенция – знание способов формирования мыслей и их формулирования с помощью языка. Речь – историческая форма общения, опосредованная языком: 1) деятельность говорящего, применяющего язык для общения; 2) способность называть понятия словами. Семантика – 1) содержание, передаваемое предложением или текстом; 2) раздел языкознания, изучающий это содержание. Ситуация речевая – совокупность обстоятельств, обстановка, в которой осуществляется общение. Словарь-тезаурус – словарь, где максимально представлены все слова языка с примерами их употребления в текстах. Слушание – процесс осознанного познавательного действия с помощью слуха, ведущего к пониманию и интерпретации. Спор -словесное состязание при обсуждении чего-либо при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим на основании сходных признаков для образа: платье белое как снег. Стиль – система определенных языковых элементов внутри литературного языка, его функциональная разновидность. Суждение – форма (истинной или ложной) мысли, в которой реализуется отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Тавтология – неоправданное повторение сказанного другими словами, например: следует отметить следующее. Тезис – положение, утверждение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы – жанр вторичного текста в научном общении, модель свертывания содержания текста, последовательность основных его положений – микротем, отдельного абзаца. Тема – постановка проблемы, предопределяющая отбор материала и характер его изложения, исследования, обсуждения. Термин – слово или словосочетание, называющее определенное понятие специальной области науки, техники или искусства. Убеждение - совокупность приемов формирования или изменения взглядов аудитории с помощью речевого воздействия посредством ссылок на факты, на логические аргументы. Умозаключение – логический процесс, при котором из нескольких связанных суждений выводится новое заключение. Функциональные стили – общественно осознанная система единиц языка с определенной функцией внутри одного литературного языка: научной, деловой и др. Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв. Этикет речевой – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе, форма обхождения. Язык – это система фонетических, лексических, грамматических средств, которая является орудием выражения мыслей и служит средством общения между людьми. Языковая компетенция – совокупность знаний о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи. ПРИЛОЖЕНИЕ АЛЬ-ФАРАБИ – МУДРЕЦ ИЗ ОТРАРА Рассказывая о Мухаммеде аль-Фараби,даже самые маститые востоковеды, самые серьёзные историки науки часто, стремясь передать дух или краски эпохи, в которой он жил, начинают своё повествование о нём с притчей и легенд. Я не историк, не учёный, но будет позволено и мне начать рассказ о нём с притчи. Ведь даже в самой фантастической сказке всегда заложено зерно истины. Шёл старец по пустыне. С посохом в руках и с сумой за плечами. От усталости он еле передвигал ноги. Шёл, не теряя надежды на чудо. И чудо совершилось. ОН увидел маленький зелёный оазис. Там был сад. Там было жильё человека, - значит, была вода. Собрав последние силы, краешком чалмы утерев обильный пот и приложив влажную от пота ткань к губам, он ускорил шаг. Вот он, оазис! Дорогу ему преградил хозяин. Он тоже был стар, но суров. - Это мой дом, мой сад. Я давно ушёл от зла, от людей. Любой чужеземец мне враг. Я не знаю тебя, не знаю, с чем ты пришёл ко мне, что принёс – добро или зло, сказал хозяин. - Чем же я могу доказать свою доброту, если ты видишь во мне зло? – проговорил скиталец. - Ответь мне: что в этом плоде прекрасно? Его краски, его сок, его вкус или его форма? – спросил хозяин, подняв над головой яблоко. - Ни то, ни другое, ни третье, ответил странник. – СЕМЯ, СЕМЯ, СЕМЯ, из которого родился этот сад, и вырастут другие сады, и капля воды, которая даёт вечность жизни этим семенам, добавил скиталец, теряя последние силы. Хозяин бережно поддержал его. Говорят, этим скитальцем был Абунасыр Мухаммед аль - Фараби Ануар Алимжанов МУХАММЕД АЛЬ-ФАРАБИ – ПОЛИГЛОТ Известно, что халиф Багдада Гарун аль-Рашид, прославленный в сказках «Тысяча и одна ночь», был страстным любителем поэзии и учёных споров. Он возвысил славу Багдада тех времён как города учёных и поэтов. Аль-Фараби попал к нему во дворец ещё молодым Многие правители тогда и после начали подражать великому халифу, приглашая учёных, поэтов и мудрецов. …Правитель Халеба султан Сайф аль-Дулат восседал на самом почётном месте среди учёных и поэтов, когда пришла весть о том, что во дворце появился Мухаммед аль-Фараби. Правитель приказал ввести мудреца... Абулнасыр Мухаммед аль-Фараби вошёл в зал без поклона. Все умолкли. - Прошу вас сесть, - пригласил правитель. - О, повелитель, где мне сесть? – спросил гость. - Здесь каждый выбирает себе место по достоинству. Мухаммед подошёл к султану и попросил его потесниться. Телохранители владыки насторожились. Султан освободил место для гостя и успокоил слуг. - Если он действительно великий мудрец, то мы простим. Если нет – будет наказан. Храните терпение, - сказал он им на тайном, неизвестном для подданных языке. - Правда ваша, мой покровитель. Терпение всегда было уделом мудрых и сильных, - улыбнулся аль-Фараби. - Вы разгадали тайну наших слов? – спросил султан. - Я знаю семьдесят языков, - ответил аль-Фараби. - Вам первое слово, мой учитель. Мы – внимание. Его родной язык, который тогда назывался куманским, был в то время таким же международным языком, как арабский и персидский языки. Но, чтобы проникнуть в тайны многих книг, нужно было знать и языкарабов, персов, латынь и санскрит. И он с лёгкостью изучал и познавал их, раскрывая их музыкальную красоту. Он любил музыку и создал свой первый музыкальный инструмент – казахскую домбру.
КНИГА О ЯЗЫКЕ В книге Франклина Фолсома «Книга о языке» имеется глава под … «Всеобщий язык». В ней автором выражена …, о том, что многие люди надеялись на какой-нибудь искусственный язык вроде эсперанто, которыйстанет … между всеми людьми, какими бы разными они не были, и это поможет установить долгожданный …. Автор считает, что языковые барьеры всегда будут сильно … людям. Поэтому они пытаются как-то преодолеть их разными …, например, за счёт всеобщего языка. Таких придуманных … уже около 300. Вот названия некоторых: идо, линкос, новиаль, универсаль, оксиденталь, парла. По мнению …, эсперанто – самый из них известный и популярный, особенно в Восточной …. Придумал этот язык доктор Заменхоф. Есть и другие символы, понятные во всём мире в определённых … знания. К примеру, музыкальные ноты. Настоящего письменного … они не образуют, но звуки всё же они образуют. Многие люди в любых странах понимают знаки на географических …. То же самое происходит с математическими и дорожными …. Пользуясь языком, когда говорим или …, мы не произносим звуки по алфавиту, не …, не спрягаем слова в той последовательности, по которой учимся …. Употребление языка состоит в отборе языковых средств и в организации их в единое … – в текст, в соответствии с речевой …. Говоря об употреблении …, мы подходим к очень важному для нас понятию – текст. Существуют различные подходы к тексту и множество определений …. Самое простое …, предлагаемое в толковых … - текст это связь, соединение языковых средств в смысловое единство.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |